Подвижные и спортивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:50, реферат

Описание

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

Содержание

Введение. 3
1. Происхождение спортивных и подвижных игр. Общие теории. 4
2. Оздоровительное значение и задачи спортивных и подвижных игр. 7
3. Роль подвижных игр в жизни ребёнка. 9
Заключение. 12
Список литературы. 13

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Физкультура.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА:Подвижные и спортивные игры

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

Физическое  воспитание детей подготовительной к школе группы требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость.

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр,

Повышению интереса детей к игре и ее результатам  способствует внесение элементов соревнования. Введение элементов соревнования воспитывает у детей внимание, выдержку, умение владеть собой.

 

 

1. Происхождение спортивных и подвижных игр. Общие теории.

 

 

Свой важный и ничем не заменимый вклад  в определение и поддержание  оптимального двигательного режима человека с учетом индивидуальной вариативности в показателях здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное движение.

Понятие «игра» включает в себя множество различных  форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или  бытовые действия. Позже это понятие  расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Начальный этап становления подвижных игр характеризуется  подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности).

Запас двигательной энергии человека, особенно ребенка, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», – замечает Е.А. Покровский.

У древних греков для этой цели служили главным  образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее  время более всего и всюду  нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений. Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх. Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела. Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений.

Не забудем, что «подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Для обозначения  большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и  оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

— движение;

— физическая раскованность и свобода;

— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»;

— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;

— наличие правил, так как без них «игроки  разбегаются или пускаются в  ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»;

— легкость, которую приобретает каждый ее участник;

— ограниченность во времени;

— «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно  затянувшаяся игра надоедает».

Традиции использования  подвижных игр в России имеют  свою длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII—XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.

Спортивные игры – это виды игровых состязаний, в основе которых лежат различные технические и тактические приёмы поражения определённой цели спортивным снарядом в процессе противоборства двух или нескольких команд. Обычно целью является мяч спортивный, целью - ворота, площадка и т. п. соперников. Спортивные игры регламентируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т.п.), выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Во многих спортивных играх спортсмены вступают в непосредственную, контактную борьбу. Широкое распространение спортивные игры заслужили своей доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.

Спортивные игры делятся на: командные - волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея; личные - боулинг, кёрлинг, шахматы, шашки; и игры, существующие как личные и командные - бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис. Спортивные игры культивируются среди людей разного пола и возраста; некоторые, как правило, требующие большой физической нагрузки и силового единоборства (например, водное поло, регби, хоккей) - только среди мужчин.

Правила проведения спортивных игр разрабатываются соответствующими международными федерациями; национальные. Спортивные игры (американский футбол, городки, лякросс, рус. шашки и др.) - национальными федерациями, которые способствуют развитию игр и организуют международные и национальные соревнования. По спортивным играм проводятся чемпионаты мира, континентов, отдельных стран, они входят в программы Олимпийских игр, региональных и др. комплексных соревнований.

В ряде стран спортивными играми считают биллиард, некоторые карточные игры, например бридж, и т. п. От спортивных игр следует отличать многочисленные подвижные игры спортивного характера (типа лапты, серсо, крокета, «пятнашек», «чижика» и т. п.), не имеющие строго регламентированных правил, системы организации и не требующие специальной подготовки.

 

2. Оздоровительное значение и задачи спортивных и подвижных игр.

 

 

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные  игры оказывают благоприятное влияние  на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с  этим большое значение приобретают  подвижные игры, вовлекающие в  разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается  в их широкой содержательной возможности  комплексного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и нервную  системы. Известно, что активная мышечная деятельность напрямую влияет на процессы метаболизма в организме, активизацию белкового, углеводного, жирового и минерального обмена веществ, развитие функций желез внутренней секреции организма ребенка.

Особое развивающее - оздоровительное значение подвижных игр определяется их влиянием на формирующуюся нервную систему ребенка. Игра как таковая, и тем более подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными  действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Подвижные игры — хороший  активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после прихода из школы.

Подвижные игры применяются  и в специальных лечебных целях  при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.

Игра как средство физического  воспитания.

Игра - сложившееся историческое общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра возможна средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и  тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.

 

 

3. Роль подвижных игр в жизни ребёнка.

 

 

Подвижные игры на уроке физической культуры.

Подвижные игры можно включать во все части урока. В подготовительную часть урока  рекомендуется включать малоподвижные  и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся. В основной части урока используются игры с бегом на скорость, преодолением препятствий, прыжками, борьбой, лазанием. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока.

Информация о работе Подвижные и спортивные игры