Подготовка и развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности развития дошкольников 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести контрольные тестирования физических качеств дошкольников.
3. Выявить уровень физического развития дошкольников 5-6 лет.

Содержание

Введение 3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Характеристика и сущность изучения развития физических качеств 5
1.2. Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания 18
2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методика исследования 30
2.2 Организация исследования 31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая правильная.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

     По  характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить  на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

     Дети  первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают  от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения.

     Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют  неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых  качеств, разноплановость двигательного  поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

     Дети  с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве  случаев имеющие низкий уровень  развития физических и волевых качеств  и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения [25, С. 140].

     Коррекционная работа с детьми выделенных групп  должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях. Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.

     Этот  материал может быть использован  и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники  основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).

     Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых упражнениях, лазании по щиту, канату, общеразвивающих  упражнениях, выполняемых из исходного  положения, лежа (на спине, животе).

     Для развития быстроты необходимо использовать знакомые детям упражнения, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Для формирования необходимых навыков особо эффективными могут стать игровые конкурсы-задания: догони обруч, кто больше соберет и др.).

     Дошкольникам  с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные  задания, способствующие их общему физическому  развитию. Этому могут служить  знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений. Следует чаще проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение [15, С.141].

     При подборе методов, обеспечивающих наглядности  обучения, необходимо руководствоваться  сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающею мира. Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Так, если детям с высоким уровнем физической подготовленности для создания точных представлений о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низким уровнем физических возможностей необходим замедленный показ с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.

     Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки), также требует соблюдения определенных условий его применения: для детей с высоким уровнем физической подготовленности ориентиры должны располагаться на расстоянии их предельных двигательных возможностей, для детей, имеющих низкий уровень, на расстоянии, преодолеваемом ребенком без дополнительных усилий. Это способствует мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворения и самоутверждения при достижении намеченной цели - у вторых.

     Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его  элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

     Для детей среднего и высокого уровня подготовленности в объяснении важно  подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

     Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

     Применение  игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень  физической подготовленности, следует  проводить игры, во время которых  все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования. Некоторые дети, а чаще всего это дети с низкими показателями физической подготовленности: снижением интереса к учебной задаче при наличии трудности, неспособностью слушать указания при обращении педагога ко всем детям, неумение выделять и запоминать особенности выполнения сложных элементов техники движений - нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их двигательной деятельности. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на таких детей.

     Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.

     Формированию  у ребенка способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение  педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога [15, С.152].

     Итак, рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели нашего дипломного исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы. Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

 

2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    2.1. Методика исследования

     Анализ  научно-методической литературы

     Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы осуществлялись с целью  решения первой задачи исследования и включал в себя ознакомление с современными представлениями  отечественных и зарубежных авторов  в области теории и методики физической культуры, возрастной физиологии, дошкольной педагогики и психологии, валеологии и гигиене. Внимание акцентировалось на трудах, посвященные закономерностям роста, особенностям конституции, развитию физических качеств и формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Анализ литературных источников позволил определить круг проблем, связанных с расхождениями во взглядах на определение и оценку физической подготовленности дошкольников и участие педагога в этом процессе.

     Большое внимание было сосредоточено на обосновании авторами выбора тестов, с помощью которых определялась физическая подготовленность дошкольников.

     Контрольные испытания (тесты). В программу тестирования физической подготовленности входили нормативы, определяющие уровень развития скоростных, координационных, силовых, скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости. Основанием для оценки результатов тестирования являлись нормативные показатели физической подготовленности детей дошкольного возраста.

     Скоростно-силовые  способности нижних конечностей  определяется по результатам в прыжках  в длину с места, в высоту с места.

     Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

     Гибкость  определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах. При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя.

2.2 Организация исследования

    В исследовании принимали участие 20 дошкольников 5-6 лет, посещающих ДОУ №55 «Шалунишка». Исследование проводилось в период с января по май 2011 года.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

     Для оценки уровня физического развития дошкольников 5-6 лет проводилось педагогическое тестирование их физической подготовленности. В исследовании принимали участие 10 девочек и 10 мальчиков старшего дошкольного возраста.

     В программу тестирования физической подготовленности входили нормативы, определяющие уровень развития скоростных, координационных, силовых, скоростно-силовых способностей, а также гибкости и выносливости. Основанием для оценки результатов тестирования являлись нормативные показатели физической подготовленности детей дошкольного возраста, представленные в таблицах 1, 2.

     Таблица 1

Информация о работе Подготовка и развитие детей дошкольного возраста