Особенности применения тестов и проб для определения уровня физического развития и физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:20, реферат

Описание

Что же такое физическое развитие и физическая подготовка? Нередко, эти понятия путают, считая их эквивалентными, что на деле является заблуждением. Чтобы понять разницу, дадим определение физического развития и физической подготовки.
Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были записаны закономерности изменчивости антропометрических показателей. Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Содержание

Введение 3
Применение тестов и проб для определения физического развития 5
Применения тестов и проб для определения уровня физической подготовки 8
Заключение 15
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

физ.реферат.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

ГОУ ВПО «Чувашский государственный  педагогический университет 

им И. Я. Яковлева»

 

 

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Особенности применения тестов и проб для определения уровня физического развития и физической подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса группы «В» английского отделения факультета иностранных языков

Носова А. В.

Научный руководитель: кон. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания

Суриков А.А.

 

 

Чебоксары, 2011.

 

Содержание:

 

Введение

 

Что же такое физическое развитие и физическая подготовка? Нередко, эти понятия путают, считая их эквивалентными, что на деле является заблуждением. Чтобы понять разницу, дадим определение физического развития и физической подготовки.

Физическое развитие - это процесс количественного  и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были записаны закономерности изменчивости антропометрических показателей. Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие. 

Физическая подготовка - это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки, с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Различают общую и  специальную физическую подготовку.

Общая физическая  подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

·     спортивная подготовка;

·     профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная  подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

 



Профессионально-прикладная физическая  подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической  подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики  профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека.

Теперь, когда разница между двумя понятиями раскрыта, мы можем разобрать методику применения тестов и проб для определения физического развития и физической подготовки, а так же выявить особенности их определения.

 

Применение тестов и проб для определения физического развития

 

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

Определить уровень  и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения  проводят по общепринятой методике с  использованием специальных, стандартных  инструментов. Измеряются: рост стоя и  сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического  развития оценивается с помощью  трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические  стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ±  6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)%  имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ±  6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше+2,0 (очень высокое).

В нашем примере получаем частное 8,5 :  6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

Индексы физического  развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет  делать ориентировочные оценки изменений  пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой  индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного  определения веса тела необходимо учитывать  тип телосложения и идеальный  вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом.

Телосложение

Женщины

Мужчины

Астеники

рост (см) ´ 0,325

рост (см) ´ 0,375

Нормостеники

рост (см) ´ 0,340

рост (см) ´ 0,390

Гиперстеники

рост (см)´ 0,355

рост (см) ´ 0,410


Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину  тела в двух положениях:

В норме КП = (87–92)% . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92% ), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между  длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое  телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

 

Применения тестов и проб для определения уровня физической подготовки

 

Определение уровня физической подготовки происходит по нескольким направлениям: выносливости, силе, гибкости.

Выносливость характеризуется способностью длительное время выполнять физическую нагрузку, преодолевая утомление.

Сила характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему с помощью мышечного напряжения.

Гибкость – это способность выполнять заданное движение с наибольшей амплитудой.

Существуют различные  тесты для определения уровня физической подготовки. Самый простой  из них, это измерение своего пульса в спокойном состоянии. 

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем  у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Для характеристики состояния  сердечно-сосудистой системы имеют  также большое значение данные артериального  давления.

Артериальное  давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.

Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Приводим наиболее часто  встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

20 приседаний за 30 с.  Занимающийся отдыхает сидя 3 мин.  Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в % . Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60) : 60 ´ 100 = 35% .

Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл. 6).

Для оценки функционального  состояния сердечно-сосудистой системы  наиболее широкое распространение  получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Тесты

Пол

Оценка

5

4

3

2

1

ЧСС в покое  
после 3 мин.  
отдыха в полож. сидя, уд./мин.

ж

м

<71

<66

71-78

66–73

79–87

74–82

88–94

83–89

>94

>89

20 приседаний за 30 с*, %

ж

м

<36

36–55

56–75

76–95

>95

Восстановление пульса после  
нагрузки**,

уд./мин.

ж

м

<2

2–4

5–7

8–10

>10

Проба на  
задержку дыхания

(проба Штанге)

ж

м

>74

74–60

59–50

49–40

<40

ЧСС×Адмакс/100

ж

м

<70

70–84

85–94

95–110

>110

Информация о работе Особенности применения тестов и проб для определения уровня физического развития и физической подготовки