Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение

Автор работы: d**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.doc

— 475.00 Кб (Скачать документ)

  В спортивной практике взрывная сила, проявляется  в разных движениях и имеет  разное название:

  • прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость (при ударах по мячу).
  • амортизационная cилa характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного вида прыжках.

·  силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений.

  Различают силовую выносливость к динамической работе и статистическую выносливость (способность сохранять малоподвижное положение тела и т.д.).

  В последнее время получила развитие ещё одна из силовых характеристик - способность к переключению с  одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка.

7.2. Средства развития  силы.

  Средствами  воспитания силы мышц являются различные  несложные по структуре обще развивающие  силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

  • упражнения с внешним сопротивлением;
  • упражнения с преодолением веса собственного тела;
  • изометрические упражнения.

  а) Первые упражнения, являются наиболее эффективными для развития силы и  подразделяются на:

  1. упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах
  2. упражнения с сопротивлением партнёра. Эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся;
  3. упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т.д.);

      +упражнения  с сопротивлением упругих предметов  (прыжки на батуте, эспандер, резина).

  б) упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию (подготовке). Они подразделяются на:

  • гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т.п.);
  • легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения; +упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.)

  Эти упражнения являются эффективным средством  базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и д.р. профессий.

  Тренирующий эффект прыжков в глубину (ударный  метод) направлен преимущественно  на развитие "абсолютной", стартовой  и "взрывной"' силы,, мощности усилия, а так же способности мышц к  быстрому переключению от уступающего  к преодолевающему режиму работы. Так, например, преодоление человеком сопротивления пружины динамометра, характеризуется величиной "абсолютной силы" "Относительная сила" это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы (веса} тела.

  С увеличением веса тела относительная  сила снижается. Для метателей, штангистов тяжёлого веса важное значение имеет  абсолютная сила. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная  сила.

  Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц, 

7. 3. Методы развития  силовых способностей

  По  своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.

  К упражнениям общего воздействия  относятся те, при выполнении которых  в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального менее 1/3 всех мышц.

  Направленность  воздействий силовых упражнений в основном определяется:

  • видом и характером упражнений;
  • величиной отягощения или сопротивления;
  • количеством повторения упражнений;
  • скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
  • темпом выполнения упражнений;
  • характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.

  Метод максимальных усилии, используется в  основным для воспитания силы у спортсмен. При практической реализации метода обращается внимание на скорость выполнения этих упражнений и предполагается использование отягощении весом 90-95% от максимально возможного использовавшем нескольких методических, приемов: равномерность, "пирамиды" и т. д.: с повторениями в одном подходе 1-2 при интервалах отдыха между подходами 4-8 минут.

  Основным  методом развития силы является метод  повторных усилий - повторный метод.

  Важным  тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательных упражнений

  Метод изометрических. усилий характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме. При выполнении таких, упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется. Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением мышц в течение 4-5 секунд по 3-5 раз.

  "Ударный"  метод применяется для развития "амортизационной" и "взрывной  силы" (сгибание- разгибание рук  в упоре лежа с отталкиванием  от пола, выпрыгивание из глубокого  приседа).

Метод развития динамической силы

  При быстрых движениях против относительно небольшого сопротивления проявляется скоростная сила. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения. При использовании отягощении применяют два диапазона отягощении:

  ·  с весом до 30% от максимального веса (который может поднять спортсмен);

  ·  с весом от 30 до70% от максимума.

  Упражнения  применяют повторно в различных  вариациях (2-3 серии по 2-3 подхода  с интервалом отдыха между подходами 3-4 минуты, а между сериями - 6-8 минут.)

  Прыжковые упражнения в любом варианте должны выполняться с установкой на быстроту отталкивания, а не на мощность прыжка.

Метод развития силовой  выносливости

  Силовая выносливость - это способность длительное время проявлять оптимальные  мышечные усилия. От уровня развития силовой выносливости зависит успешность двигательной деятельности. Силовая выносливость - сложное, комплексное физическое качество, определяется уровнем развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состоянием нервно-мышечного аппарата.

  Силовая выносливость у гимнастов, боксёров, пловцов, борцов и бегунов различна. Ocновной метод развития силовой  выносливости – метод повторных  усилий.

  Правильно организованные занятия по развитию силы благотворно влияют на здоровье и физическое развитие не только взрослых мужчин, но и подростков, девушек и женщин, пожилых людей. Мифы о вреде силовых упражнений для них совершенно не обоснованы. Вред может быть нанесен лишь сверхмерными, неправильно спланированными нагрузками. Главный стимул роста силы у мужчин является тестостерон - мужской половой гормон (особенно в период полового созревания в 13-15 лет), у девочек 11-13 лет (в период усиления полового созревания)- положительно влияет на развитие силы.

  Методики  развития силы у мужчин и женщин совпадает в общих чертах, но уровень силы женщин составляет 60-70% от мужской.

  Особенности силовой подготовки женщин связаны  с физиологическими особенностями  организма и объективными различиями между мужчиной и женщиной:

  • женщины в среднем меньше и легче мужчин;
  • гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;
  • доля мышц в общей массе тела 30-35%;
  • центр массы тела находится ниже у женщин, поэтому у них более длинное туловище и более короткие ноги;
  • у женщин характерным является увеличение жировых отложений на бёдрах и ягодицах ("груша"), у мужчин на животе ("яблоко");
  • женщины имеют более высокий болевой порог ("терпеливы")

  Силовая тренировка улучшает здоровье, укрепляет  мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру.

  Силовые возможности человека тесно связаны с его возрастом. Абсолютная сила основных мышечных групп увеличивается от рождения до 20-30 лет, а затем постепенно начинает снижаться. Показатели относительной силы достигают максимума уже в 13-14 лет, и устанавливается на внешнем уровне к 17-18 годам. 

7.4 Основы развития  скоростных способностей. Понятие быстроты, формы её проявления, Методы развития  быстроты.

  Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно  реагировать с высокой скоростью  движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.

  Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени называется темпом.

  Различают несколько элементарных и комплексных  форм проявления быстроты:

  1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции;
  2. Быстрота одиночного движения (темп движения);
  3. Быстрота сложного (многоуровневого движения связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т.д.);
  4. Частота не нагруженных движений.

  Эти формы относительно независимы и слабо связаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при её развитии в процессе многолетней тренировки.

  Показатели  скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через нee массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.

  Двигательная  реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными  движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  • быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
  • быстротой переработки сигнала в ЦНС;
  • быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
  • быстротой посылки сигнала к началу действия;
  • быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).

  Во  многих случаях от спортсмена требуется  не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО).

  Скорость  как предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при  расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка.

  Быстрота. как характеристика темпа движения представляет собой способность  быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять "включение - выключение".

Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение