Основные методы развития координации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:25, реферат

Описание

Координационные способности включают в себя:
- ориентацию в пространстве;
- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и
временным параметрам;
КС делятся на общие, специальные и специфические виды К важнейшим
специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной
деятельности человека относятся:
- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности
(мышечном чувстве);
- способности к ориентированию в пространстве;
- способность сохранять равновесие;
- чувство ритма;
- способность к перестроению двигательных действий;
- статокинетическая устойчивость;
- способность к произвольному мышечному расслаблению

Работа состоит из  1 файл

7.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

Определенное  влияние на сохранение равновесия оказывает  состояние дыхательной

системы.

Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела

увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения

равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает

снижение колебаний  тела.

Одним из факторов, влияющих на способность сохранять устойчивое положение

тела, является уровень развития физических и координационных  качеств,

Определенная  степень развития силовых и скоростных качеств мышц позволяет

многократно повторять  усилия различного характера с максимально  возможной

скоростью. Усиливают  проявление устойчивости тела определенные показатели

устойчивости. Чем  выше уровень общей и специальной  выносливости, тем быстрее

спортсмен осваивает  различные разновидности равновесия.

Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития

подвижности в  суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере),

тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его  отдельных звеньев и

таким образом  управлять устойчивостью.

Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая

степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов  позвоночника

позволяет занять устойчивую позицию над опорой.

Большую роль в  сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых

упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной

координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач.

Поэтому, чем  сложнее спортивное упражнение, тем  больше ловкости требуется для

сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление

ловкости при  сохранении устойчивости имеет свою специфику. Проявляется

ловкость также  в целесообразном выполнении действий, времени выполнения

движений, в мгновенной правильной оценки ситуации и адекватной реакции.

Немаловажное  значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное

расположение  звеньев тела над опорой и безопорном состоянии. Точность

двигательных  действий способствует их высокой экономичности, выполнению с

меньшими затратами  мышечных усилий и энергии. Проявляется она в совершенной

форме (видимой  стороне) движений и четкой структуре (содержании)

двигательного действия.

Ритмичность также  имеет определенное значение в устойчивом положении тела,

обеспечивая равномерное  распределение и перераспределение мышечных усилий.

Она обуславливает  оптимальное соотношение отдельных  частей двигательного

действия, их непрерывность  в течении заданного времени, а также характер,

согласованность и амплитуду отдельных движений. В любом упражнении есть

определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение

усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны  и влияют друг на

друга. Их оптимальное  сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае

наблюдается чувство  ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого

положения тела.

Один из факторов, повышающих способность сохранять  равновесие, является

психологический настрой и эмоциональное состояние. Высокий уровень

психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов -

важного условия  устойчивого положения. Положительные  эмоции также

способствуют  повышению работоспособности, мышечной активности и,

следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных

звеньев.

Критерии оценки устойчивого положения тела следующие:

-          пространственная оценка и самооценка  расположения звеньев тела при

сохранении отдельной  позы: в движении и в сочетании  с

другими видами двигательных действий;

-          степень соответствия оценки  и самооценки расположения звеньев тела;

-          степень устойчивости тела после  отклонения от основного положения

в пределах 5-10-15°;

-          степень устойчивости тела при  дополнительных движениях (головой,

руками и т.д.);

-          степень устойчивости тела в определенной позе;

-          степень устойчивости тела при  различных способах перемещения  в

пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах  и др.);

-          степень устойчивости тела в  различных условиях опоры:

повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.;

-          степень устойчивости тела в  безопорном состоянии;

-          степень устойчивости тела до  нагрузки (начала тренировки), в

середине занятия  и после нагрузки;

-          степень устойчивости тела в  сочетании с другими видами

двигательных  действий: вращениями, прыжками, поворотами;

- степень устойчивости  тела при балансировке предметами.

Исходя из выше изложенного, можно дать следующее  определение данному ДКК:

равновесие - это  способность сохранять устойчивость тела и его отдельных

звеньев в опорной  и безопорной фазах двигательного  действия.

Способности,     основанные        на     проприорецептивной чувствительности.

Исследования  В.И. Лях показали, что способности, основанные на

проприорецептивной  чувствительности (мышечном чувстве - по И.М. Сеченову),

достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению, оценке,

отмериванию, дифференцированию  пространственных, временных и силовых

параметров движения.

Объяснить наличие  довольно широкого спектра так называемых простых

способностей можно скорее всего тем, что управление движениями по различным

параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов.

Способности к  воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию

пространственных, временных и силовых параметров основаны преимущественно на

точности и  тонкости двигательных ощущений и восприятии, выступающих нередко в

сочетании со зрительными  и слуховыми способностями; при  малом моторном опыте

ощущения и  восприятия детей еще слишком  грубы, не точны, плохо осознаваемы

ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных,

временных, пространственно-временных  и силовых признаков движения. По мере

приобретения  опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений

становятся более  точными, отчетливыми и ясными.

В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и

восприятия носят  специфический характер.

Это зависти  от своеобразия координации движений, условий окружающей среды,

используемых  снарядов. Специализированные восприятия в спортивной

деятельности  иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции

- у фехтовальщиков  и боксеров; предмета - у гимнасток;  воды - у пловцов;

времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.

Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию,

отмериванию и  оценке пространственных, временных  и силовых параметров

движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и

тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разнообразны,

носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей

определенного вида спорта.

Вместе с тем  данные способности изолированно встречаются  крайне редко. К тому

же они находятся  в определенных связях с другими  специальными и

специфическими  КС, а также с физическими и психологическими особенностями.

Эти связи обусловлены  тем, что в двигательной деятельности координация

движений выступает  как целостный психомоторный  процесс, в котором в единстве

и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные

(программирующие  и смысловые), сенсорные, сенсомоторные  и моторные

(исполнительские,  физические).

Способность точно  воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать

параметры движений развивается прежде всего при  систематическом применении

обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов  и

методических  приемов развития специальных КС. Для повышения эффективности

педагогического воздействия используют методические подходы, направленные на

совершенствование этих способностей. Методы развития КС основаны на системном

выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения

двигательных  действий или отдельных движений. Различают задания аналитические

(избирательные) - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и

дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения

(пространственного,  временного или силового) и систематические  - на точность

управления двигательными  действиями в целом. Понятно, что  такое разделение

условно, ибо точность воспроизведения, оценки и т.п., скажем,

пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки

и т.п. временного или силового признака движения не встречается.

В реальном процессе управления и регулирования движением  эти виды точности

всегда выступают  в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно

преимущественное  дифференцированное воздействие на улучшение точности одного

какого-либо параметра  движения, обязательной является установка  на достижение

точности выполнения двигательного действия в целом (В.И. Лях, 1989). При

осуществлении целенаправленного развития и совершенствования  КС, юные

спортсмены значительно  быстрее и рациональнее овладевают различными

двигательными действиями; на более высоком качественном уровне усваивают

новое и легче  перестраивают старые тренировочные  программы; быстрее

продвигаются  к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом

Информация о работе Основные методы развития координации.