Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Описание

В современных условиях гуманизации и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента, личностную ориентированность значительно улучшает условия для формирования потребности в физкультурной активности индивида. В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и общий культурный уровень студента. В то же время преподавателями недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целенаправленной деятельности по изменению сложившихся отношений и стереотипов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую
затрагивающие физическую культуру 7
Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям
физической культуры 10
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 15

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 33.09 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

Введение                                                                                                   3

Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую

              затрагивающие физическую культуру                                     7

Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям

                физической культуры                                                              10

Заключение                                                                                               14

Список  используемых источников и литературы                                 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В современных условиях гуманизации  и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента,  личностную ориентированность значительно улучшает условия для формирования потребности в физкультурной активности индивида. В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и общий культурный уровень студента. В то же время преподавателями недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целенаправленной деятельности по изменению сложившихся отношений и стереотипов.  Развитие потребностей у студентов в различных видах физической культуры должно осуществляться в неизменной гибкой, тактичной, соответствующей заданной цели форме.1

     Мотивационная сторона обучения и воспитания интересовала многих исследователей.  Работы Е.И.Ильина , Л.И. Лубышевой , Т.Ю. Круцевич и других авторов показывают,  что содержательная сторона деятельности в значительной мере определяет собой характер и направленность деятельности и результаты, к которым она приводит. Для лучшего понимания побуждающих причин деятельности конкретного человека в сфере физического воспитания целесообразно обратиться к анализу потребностей, мотивов, установок, которые могут найти удовлетворение в сфере физического воспитания. Формирование мотивов находится под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве первых выступают условия,  в которых оказывается человек.  В качестве вторых выступают желания, увлечения,  интересы и убеждения личности.  Изучение мотивов занятий физкультурной деятельностью различных групп населения,  факторов и методов, способствующих их формированию,  оказывает положительное влияние на привлечение людей к систематическим занятиям физическим воспитанием,  на управление процессом физического воспитания. 2

     Научные исследования специалистов свидетельствуют о ярко выраженных возрастных особенностях мотивов и интересов, что необходимо учитывать при формировании мотивации у разных групп населения.

     Профессор В.К. Бальсевич высказал мысль, что в основу организационной деятельности в сфере самодеятельного физкультурного движения должно быть положено требование развития физкультурных потребностей людей. По данным педагогических наблюдений,  одним из основных критериев в области физической культуры является физическая активность, которая характеризуется степенью вовлечения студентов.

     Реализация  мотивов студентов при физкультурной  деятельности происходит по определенной схеме:  программа действия –  представление о том,  что нужно делать,  чтобы реализовать мотив;  оперативная готовность к действиям - наличие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности; наличие обратной связи – информация об эффективных действиях. Мотив же формируется на основе сотнесения студентом конкретной деятельности со своими потребностями и возможностями.

     Использование данных многочисленных исследований социально-психологических особенностей студентов весьма затруднительно из-за различий условий их обучения, бытовых условий, характера организации физического воспитания и др. Кроме того, проведенные исследования характеризуются относительно небольшим количеством охваченных опросом,  что не дает оснований для широких обобщений и переноса полученных результатов на другой контингент студентов.3

     П.К. Дуркин  пришел к выводу,  что эффективная мотивация и интерес к физической культуре существенно повышаются, когда преподаватель и студенты достигают успехов в развитии физических качеств за сравнительно непродолжительный промежуток времени.  Поэтому в работе по формированию потребности у студентов в занятиях физической культурой принцип постепенности особенно актуален.

     Для активизации мотивации студентов необходимо выявить стимул,  который зачастую выступает в роли непосредственной причины поведения. Нередко стимул носит кратковременный характер, но постоянные побуждения в занятиях физической культурой приобретают ценностные тенденции. К стимулам исследователи относят: получение дополнительных баллов на зачете, удобное расписание занятий, агитацию и пропаганду, прекрасную материальную базу, расширение возможностей в выборе форм физкультурной деятельности, педагогическое мастерство преподавателя,  укрепление здоровья,  отдых,  развлечения.  Исходя из вышесказанного, мы полноценно используем объективные и субъективные факторы,  потребности,  которые способствуют повышению эффективности решения педагогических задач, как по формированию личности студента, так и по приобщению к систематическим занятиям различными видами физической культуры.

     Заинтересовать студента в занятиях физической культурой можно двумя путями – воздействуя целенаправленно на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом.

     Эффективность физкультурно-оздоровительной работы со студентами зависит от создания педагогических условий,  способствующих формированию мотивации к занятиям физическими упражнениями, учитывающих их интересы и склонности к занятиям различными видами спорта, направленных на подготовку к будущей профессиональной деятельности. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую затрагивающие физическую культуру

Массовое  обследование студентов университета показало, что по данным физического  Педагогико-психологические и медико-биологические  проблемы физической культуры и спорта, развития, телосложению, функциональной и физической подготовленности студенты 1 курса соответствуют популяционному стандарту, а к моменту окончания вуза эти показатели, как и другие, ухудшаются. К 4 курсу обучения показатели, характеризующие силовую подготовленность, улучшаются в целом на 14%, а выносливость ухудшается на 15%, скоростные качества  – на 9%. Одной из  причин данного положения может быть недостаточная эффективность процесса физического воспитания на старших курсах вуза.

Материалы анкетного опроса показали, что 39% студентов  отмечают большую усталость к  концу недели, что объясняется  слабой физической подготовленностью  и является следствием низкой двигательной активности. Студенты отмечали недостаточный  уровень развития таких физических качеств, как выносливость, сила и  гибкость. 5

После обработки анкетных данных мы получили следующие результаты: на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья 61,3% опрошенных студентов (55,9% юношей и 63,3% девушек) ответили удовлетворительно; 21,3% (22,4% юношей и 29,7% девушек) затруднились ответить; 17,4% (14,5% юношей и 18,9% девушек) готовы признать факт недостаточности собственного двигательного режима. В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере проглядывается динамика по курсам: 14,3% первокурсников, 17,2% второкурсников и 21,6% третьекурсников считают свой двигательный режим недостаточным.

Следует отметить, что в структуре заболеваемости студентов по данным обращаемости в  студенческую поликлинику, преобладают  заболевания органов дыхания  –54,7% и заболевания желудочно-кишечного  тракта – 16,3%.

Одним из факторов, влияющих на здоровье студентов, являются учебные нагрузки. По оценкам  самих студентов, 40% полностью не удовлетворены учебными нагрузками и расписанием. Многие считают, что  нагрузки большие и неравномерные, иногда два сложных предмета преподаются  в один день. Утомляют также 2-3 лекции подряд, отсутствие перерывов на лекциях.6

Отношение студентов к физкультурно-оздоровительной  деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Более того, уровень сформированности интересов и мотивов выступает  как один из ведущих показателей  личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание  действовать, формирует мотивы поведения и потребность реализовать их на практике.

Результаты  данного исследования показывают, что  лишь 36,4% студентов (35,3% юношей и 37,4% девушек) считают занятия физической культурой  необходимыми для своей будущей  профессиональной деятельности. Это  далеко не высокий уровень оценки социальной значимости физической культуры для личностного физического, интеллектуального  и духовного развития и совершенствования. Относительно большое число студентов (34,2%) не уверено в значимости спортивно-оздоровительной деятельности для формирования личности, 17,5% студентов  – не знают, является ли физическое воспитание необходимым элементом профессиональной подготовки.

Следует отметить достаточно высокую заинтересованность студентов  в систематических  занятиях физической культурой в  оздоровительных целях. Из полученных данных видно, что 84,7% опрошенных студентов (80,5% юношей и 88,1% девушек) подтверждают желание заниматься  физическими  упражнениями в оздоровительных  целях;  15,3% студентов  (19,5% юношей и 11,9% девушек)  – не заинтересованы в использовании физкультурной  деятельности для собственного оздоровления.

Проведенное нами исследование мотиваций, интересов, запросов молодых людей, проживающих  в общежитии, показало, что наибольший интерес в свободное от учебы  время студенты проявляют к игровым  видам физических упражнений: бадминтону (32%), футболу (25%), настольному теннису (15%), волейболу (12%), баскетболу (10%), подвижным  играм (4%) и другим играм (2%). Почти 100% опрошенных считают, что процесс  спортивно-Педагогико-психологические  и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта оздоровительной внеучебной деятельности в общежитии должен быть плановым и с участием специалистов в области физической культуры и спорта. Следовательно, значительная роль в воспитательной работе должна отводиться деятельности спортивного клуба при общежитии и кафедре физического воспитания вуза. 7 
 

Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям физической культуры

Полученные  результаты позволяют сделать вывод  – повышение эффективности спортивно-оздоровительной  работы со студенческой молодежью во внеучебное время возможно путем  использования педагогических аспектов, среди которых можно отметить следующие:

- наличие  спортивных сооружений на территории  общежития;

- профессионализм  и творчество руководителей спортивно-оздоровительной  работы;

- планирование  и реализация спортивно-массовых  мероприятий;

- использование  современных оздоровительных технологий;

- интеграция  всех звеньев системы воспитательной  работы в вузе.

Данные  педагогические аспекты могут явиться  решающим фактором преобразования ценностных ориентаций молодежи и ее менталитета. При этом, однако, нужно помнить  о необходимости разумной достаточности  физических нагрузок в организации  психологопедагогического воздействия  и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем здоровья занимающихся.8

На основе данных анкетирования, выявленных педагогических аспектах, анализа литературы автор данной работы считает, что в программе спортивно-оздоровительной работы кафедры физической культуры необходимо учитывать следующие факторы:

- эффективность  спортивно-оздоровительной работы  в общежитии в значительной  мере определяется отношением  к ней самих студентов, направленностью  их физкультурных  интересов, запросов, потребностей;

- уровень  сформированности интереса студенческой  молодежи к занятиям физической  культурой во многом определяется  возможностями выбора вида спорта  и других форм ее организации;

- физкультурно-оздоровительная  деятельность вуза, направленная  на студентов, должна состоять  в обеспечении их всеми аспектами  знаний о жизнедеятельности человека  и здоровом образе жизни, а  также в овладении студентами  всем арсеналом практических  умений и навыков, обеспечивающих  сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование  его психофизических способностей  и социально значимых качеств  личности;

Информация о работе Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов