Лекции по "Истории физической культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курс лекций

Описание

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Содержание

1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории России;
3) история современного спортивного и олимпийского движения.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

После смерти Петра I иностранцы обучали русских солдат ненужным приемам, муштре, парадности.

Большая заслуга в сохранении Петровских традиций принадлежит А.В. Суворову (1730 - 1800). В своих произведениях об армии он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров.

Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хилым от рождения, он систематически закалял себя. Суздальский полк под его командованием значительно выделялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он придавал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физической выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в истории военного искусства Швейцарский поход. “Учить не рассказом, а показом” - было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подытоженная в книжке “Наука побеждать”, сводилась к следующему: “Экзерцирование мое было не на караул и не на плечо, но прежде торопливость, затем различное марширование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец - удар в штыки”.

Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в 1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла 0,012%.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744 - 1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лазании по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 года. Однако с окончанием этой войны и созданием Священного союза (1815) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания были преданы забвению. Царское правительство насаждало в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

Поражение России в Крымской войне в середине 50-х гг. XIX в. обнаружило недостатки в боевой и физической подготовке войск.

 

Физическое воспитание и спорт в быту

народов нашей страны

 

В XVIII веке среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым в первую очередь можно отнести борьбу и кулачный бой.

Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, которых неуклонно придерживались противники.

Имена кулачных бойцов были широко известны в городе и в деревне. В России славились не только петербургские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.

Среди молодежи были популярны такие игры, как городки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.

Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.

Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные увеселения: “Одним из главных увеселений на масленице были борьба и кулачные бои... Борьба была разная - простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: “Матушка, Москва, бьет родимая с носка”.

Впрочем, борьба один на один не давала народу настоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях - мальчики, в больших заправских боях - заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная сторона. Сцеплялка - свалка, в которой бой обращался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке”.

 

Физическое воспитание в быту дворянства

 

В этот период в физическом воспитании привилегированных сословий, в отличие от народных его форм, произошли значительные изменения.

Первое, что следует отметить, - широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой войной скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуманный, а затем и осуществленный проект военной и физической подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значительного числа дворянской молодежи и детей “иных чинов” - таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.

После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе “светские” физические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.

Культивирование верховой езды, являвшейся излюбленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться иностранной литературой, но получило руководство на русском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием “Школа верховой езды для охотников, желающих обучаться и т.д.”

В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться “каруселью” - конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся “рыцарским упражнением”. Лучшими ездоками считались братья Орловы - Григорий и Алексей.

 

Развитие педагогической и естественнонаучной мысли

в области физического воспитания

 

Педагогические идеи в России после Петра I тесно связаны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к получению образования. Дворянство стремилось получить соответствующее его значению, как привилегированного класса, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответствовала тем требованиям, которые предъявляло русское дворянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750), пытавшийся обосновать в своем “Разговоре о пользе наук и училищ” (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованнейших людей своего времени. Он был хорошо знаком с западноевропейской философией и политической литературой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, “щегольские науки” дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дворянством. Характерно также, что Татищев в своей классификации наук (полезные, нужные, вредительские, щегольские, любопытные) - фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к “нужные наукам”. Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и “для отвращения общего вреда”, т.е. для защиты своих классовых интересов.

При Екатерине II вопросы физического воспитания стали ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на практике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795). Прекрасный знаток французской просветительной философии, Бецкой занимал посты президента Академии художеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал проводить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два обширных тома “Учреждений и уставов, касающихся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола” (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, в котором впервые на русском языке подробно и систематически излагались правила физического воспитания.

Основное, к чему стремился Бецкой, - это к созданию новой “породы” людей путем воспитания, т.е. “новых отцов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века”. Поэтому основной задачей является изолирование детей от “звероподобных и неистовых в словах и поступках” людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспитание уже с младенческих лет. “Для порядочного воспитания и обучения” Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения. Основное для физического развития - это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бецкой придает большое значение подвижным играм на открытом воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.

Стремясь к тому, чтобы ребенок получил “крепкое сложение”, Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.

Таким образом, с одной стороны, сказалась малоподготовленность и необоснованность применения западноевропейской теории физического воспитания в условиях русской действительности, вследствие чего реформы Бецкого потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер теории физического воспитания Бецкого нашел достаточно яркое подтверждение в системе организации воспитательных домов, так как дворянство было равнодушно к интересам малоимущих классов населения.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) признавал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России, а одну из статей собирался назвать “Олимпийские игры”.

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екатерина II учредила в 1766 г. “Петербургские олимпийские игры” - праздник, в программе которого, помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью “С Алфеевых на Невские берега”. Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

Академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил с докладами о “Физическом воспитании детей” и “О необходимости движения для сохранения здоровья”, где утверждал, что физические упражнения являются средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания.

Решительно выступал против дворянской системы воспитания того времени великий русский просветитель и философ Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). Он считал, что она рассчитана на подготовку “высокомерных щеголей”, а главным, по его мнению, должно быть воспитание “истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа”. Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В своем знаменитом произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев пишет: “Прежде всего, необходимо закалять физическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться, если юноша не получил “светского” воспитания, но “вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утомляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять”. То есть все указанные автором навыки он считает гораздо более полезными, чем “светское” воспитание. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848), Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) критиковали официальную педагогику, считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

 

7. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в.

 

В начале второй половины XIX в. феодально-крепостная система России переживала глубокий кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853 - 1855) особенно ярко показало всю отсталость крепостной системы. Правительство провело ряд реформ: было отменено крепостное право (1861), проведена земская (1864), военная (1874) и школьная (1860 - 1880) реформы.

 

Развитие идейно-теоретических и научных основ

физического воспитания

 

Начиная с 1850 - 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармонического развития личности поднимались в философской, педагогической и научной литературе.

Значительный вклад в основу науки о физическом воспитании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861). Подвергнув анализу и критике буржуазную педагогику и систему воспитания в России, они разработали новую педагогику и основные ее принципы - демократизм, народность и гуманизм. Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспитания ими относились - гигиена занятий физическими упражнениями, народные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание, а главным считался труд.

Защищая народные средства физического воспитания, Чернышевский и Добролюбов резко критиковали тех деятелей, которые навязывали иностранные методы гимнастики. Добролюбов писал по этому поводу: “Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает; своего рода Олимпийские игры с борьбой и лазаньем на шесты и бегом в запуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степными Питардами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи”.

Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), который развил принципы народности и гармоничности, что и явилось основой его педагогической системы. В своем педагогическом сочинении “Человек как предмет воспитания” он определил воспитательную и образовательную деятельность учителя. Поднимал вопросы об индивидуальном подходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Информация о работе Лекции по "Истории физической культуры"