Лекции по "Истории физической культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, курс лекций

Описание

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Содержание

1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории России;
3) история современного спортивного и олимпийского движения.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Классовый характер физического воспитания особенно ярко проявился в рабовладельческих и феодальных государствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья, Крыма, в Киевской Руси и Русском централизованном государстве. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у господствующего класса.

 

Физические упражнения и игры в народном быту

 

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не получили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI - VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек - женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной подготовки молодежи и взрослых.

Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: “Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей”.

В воспитательной системе славян особое место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. Молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).

В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.

В Киевском государстве (IX - XI вв.), в период феодальной раздробленности на Руси (XII - XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV - XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны (их было около 160 с татарами, монголами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами и др.) бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания. (“Слово о полку Игореве”).

Широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулачные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить. Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Были распространены такие виды упражнений, как плавание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Свод церковных постановлений “Стоглав” (1551) и “Домострой” (1580) отдельными положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но поощряли телесные наказания.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народных игр и забав.

Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражнений и игр, и они передавались из поколения в поколение.

 

Военно-физическое воспитание

господствующих классов

 

В I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабовладельческой формой правления. Военно-физическое воспитание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государстве Великая Армения (II - I вв. до н.э.) для детей нахараров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.

В городах северного Причерноморья (в V - VI вв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.

В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнир, состязание), военных играх и потехах.

О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литературному памятнику Шота Руставелли “Витязь в тигровой шкуре” (X в.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданного своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою родину, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и развлечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедливость.

 

Вопросы физического воспитания в медицинской

и педагогической литературе эпохи феодализма

 

Рост и укрепление феодальной государственности, развитие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появилась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспитания.

Много внимания в труде “Канон врачебной науки” уделил вопросам физического воспитания ученый медик Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 - 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинецкого “Гражданство обычаев детских”. В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: “Что украшает играние: постоянство, честное веселие, борзость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и праведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати”.

 

6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ С XVIII в.

И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века

 

Влияние реформ начала XVIII века на развитие

физической культуры и спорта

 

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство, нуждавшееся в развитии промышленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На решение этих задач были направлены преобразования Петра I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, мануфактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Однако следует оговориться, что значительные изменения, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содержании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господствующих классов. Что же касается простого русского народа и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохраняло присущий ему издревле самобытный характер. Кулачные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различные национальные окраски, и другие формы народных развлечений, осужденные в свое время указами светской власти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.

В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного физического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.

Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся составной частью народных развлечений, правительство Петра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бременем ложились на плечи и без того разоренного крестьянства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физического существования и развития.

Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отличался своей физической силой, выносливостью, закалкой, мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.

 

Введение физического воспитания в учебные заведения

 

В условиях больших преобразований в России со времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской академии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были - фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых значительное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили “вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телесным упражнениям”.

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.

В учебные планы гражданских учебных заведений также были включены элементы физического воспитания. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями для подготовки учащихся в Университет - для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обусловил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались “экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников”, фехтование и танцы, в учебном плане гимназии для разночинцев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.

В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих воспитанников из дворян.

В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бецкого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была расширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического воспитания. Учебный план предусматривал только преподавание “танцевания и фехтования”, тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского корпуса.

В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в “наставлении о воспитании детей”. В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольтижировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение “мячиковой игре”, преподавателем который был приглашен “профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа”. Обязанности его заключались в обучении “во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры”. Несмотря на то, что желающих обучаться не оказалось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить “благородному юношеству” вкусы французской дворянской молодежи, среди которой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого “профессора”, некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.

Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II “решающее влияние оказала система физического воспитания французской дворянской молодежи”.

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляется система в образовании - приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспитание не было предусмотрено, а в гимназиях и университетах - необязательный предмет.

Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Царскосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми.

 

Военно-физическая подготовка в русской армии

 

Реформы XVII и XVIII вв. оказали влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.

Все началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Здесь были выходцы из всех слоев. В ходе потех совершенствовались боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

Информация о работе Лекции по "Истории физической культуры"