Координационные способности (ловкость)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:12, реферат

Описание

Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу).
Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться (при длительных перерывах мастера спорта проигрывают I-разрядникам по времени освоения нового элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к внезапности изменения обстановки.

Работа состоит из  1 файл

коорд способности - ловкость.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

    -уменьшение  опоры;

    - использование высокой и качающейся  опоры;

    - увеличение времени сохранения  позы;

    - самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы;

    - использование противодействия;

    - временное исключение зрительного  самоконтроля.

    Другое  направление – совершенствование функций вестибулярного аппарата:

    - круговые движения головой;

    - вращение на стуле или в  упоре присев;

    - ускорения прямолинейные и угловые  (серии кувырков, ТСО - качели);

    - парные и групповые упражнения  в равновесии;

    - прыжки с поворотом на определенное  количество градусов.

    Они особенно эффективны для детей и  лиц с ослабленной функцией равновесия. 
Умение управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для ее устранения применяют: 
  - многократное выполнение упражнений в медленном темпе; 
  - снижение эмоционального возбуждения (устранение соревновательной обстановки);

     - контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться);

     - чередование напряжения и расслабления мышц (метод контрастных заданий). 
Причиной координационной напряженности при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления. 
Повышенная мышечная напряженность в состоянии покоя (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной.
 

    4. Задачи развития ловкости 

    Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

    При постепенном развитие координационных  способностей решаются три основные задачи:

    1. Хорошо развитые координационные  способности являются необходимыми  предпосылками для успешного  обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.

      2. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Позволяют быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект.

    3. Сформированные координационные способности способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. Помогают точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени.

    4. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Одной из важнейших задач физического  воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать  отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".

    Координационные способности человека выполняют  в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

    Ловкость - весьма специфическое качество. Можно  обладать хорошей ловкостью в  играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно  рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

    Упражнения  для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

    Обычно  для развития ловкости применяют  повторный и игровой методы. Интервалы  отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

  1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
  2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
  3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
  4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  5. изменение скорости и темпа движений;
  6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

    Оценка  ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательской деятельности, также могут характеризовать ловкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы 
 

    1. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1997. - С. 168-171.

    2. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - С. 219-220.

    3. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996. - С. 58-62.

    4. Холодов Ж.К., Теория и методика  физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- С. 104 - 106. 

Информация о работе Координационные способности (ловкость)