Координационные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:04, статья

Описание

Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.

Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» [8, с. 13].

Работа состоит из  1 файл

Пониятие координаци. способности -1.docx

— 24.19 Кб (Скачать документ)

     Понятие «координационных способностей»

     и их важность в физическом развитии. 

     Прежде, чем обозначить понятие координационных  способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.

     Как писал авторитетнейший ученый, профессор  Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» [8, с. 13].

     Другой  крупный советский теоретик в  области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не  овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим  телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. [9, с. 5]

     Третье  утверждение, обобщающее и объединяющее два первых, более 100 лет тому назад  высказал родоначальник и классик  отечественной системы физкультурного образования П.Ф. Лесгафт. Суть его в том, что формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физической культуры.

     Что же такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.

     Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу  фактов, встречаемых в практике и  полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная  еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в числе последних [5, с. 32].

     Начиная с 30-х годов исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как:

     - координация деятельности больших  мышечных групп всего тела;

     - общее равновесие;

     - равновесие со зрительным контролем  и без него;

     - равновесие на предмете;

     - уравновешивание предметов;

     - быстрота перестройки двигательной  деятельности [5, с. 40].

     Среди координационных называют также  способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность  к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.

     Такое положение привело к тому, что  вместо термина «ловкость» ввели  в науку и практику термин «координационные способности», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного  подхода к их оценке и развитию.

     Однако  термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в  систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.) [5, с. 92].

     Большое число терминов и понятий, с помощью  которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает  на сложность и разнообразие координационных  проявлений человека, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности  терминологического и понятийного  аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет  понимание данного явления и создает определенные трудности при формировании координационных способностей детей в практике физического воспитания.

     Координационные способности - это  возможности индивида, определяющие его  готовность к оптимальному управлению и регулировке  двигательного действия.

     Значение  координационных способностей для  занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного  мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.

     По-моему  мнению, под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

     В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

     Ведущую роль в трактовке координационных  способностей отводят координационным  функциям центральной нервной системы.

     Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

     Координационное совершенствование направлено также  на подготовку молодежи к усложняющимся  условиям современного производства и  высокому темпу жизни.

     Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

     - быстро реагировать на различные  сигналы, в частности, на движущийся объект;

     - точно и быстро выполнять двигательные  действия за минимальный промежуток  времени;

     - дифференцировать пространственные  временные и силовые параметры  движения;

     - приспосабливаться к изменяющимся  ситуациям, к необычной постановке задачи;

     - прогнозировать (предугадывать) положение  движущегося предмета в нужный  момент времени;

     - ориентироваться во времени двигательной  задачи координационных способности.

     Одной из важнейших задач физического  воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [2, с. 89].

     Координационные способности человека выполняют  в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

     Хорошо  развитые координационные способности  являются необходимыми предпосылками  для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

     Только  сформированные координационные способности  – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

     Координационные способности обеспечивают экономное  расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

     Разнообразные варианты упражнений, необходимые для  развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в  занятиях, обеспечить радость от участия  в спортивной деятельности.

     Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000. – 268с.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001. – 186 с.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006. – 146 с.
  4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 234 с.
  5. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002. – 80 с.
  6. Карпеев А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.
  7. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. -1995. - №11.
  8. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. – 126 с.
  9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 424 с.

Информация о работе Координационные способности