Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:28, реферат

Описание

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов.

Содержание

Глава I. Йога прошлого и настоящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава II. Физиологические основы йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава III. Лечение словом и издержки словесного диалога . . . . . . . . . .10
Глава IV. Практические шаги по ступеням йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

Йога.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      Йоги  различают три вида дыхания: брюшное, реберное и ключичное. Полное дыхание йогов является комбинацией этих трех видов.

      Брюшное дыхание. Из всех видов дыхания брюшное  дыхание в покое обеспечивает наибольший дыхательный объем воздуха. При этом основание легких (нижняя и средняя их часть) наполняется воздухом.

      Реберное  дыхание. При этом виде дыхания наполняется  средняя часть легких, это –  так называемое “атлетическое дыхание”.

      Верхнее дыхание. Обеспечивает наполнение воздухом лишь самой верхней части легких. Самый неполноценный вид дыхания – он требует наибольших усилий и приносит наименьшую пользу.

      Полное  дыхание. Такое дыхание включает в себя все три вида, объединяя  их в одно целое. В процессе такого комбинированного дыхания ни один участок легких не остается незаполненным воздухом.

        Йоги говорят, что каждому человеку  от рождения отпущено определенное число дыханий и нужно беречь этот запас. В такой оригинальной форме они призывают уменьшить частоту дыхания.  Действительно, каждый орган, каждая клетка имеет генетически заложенную программу работы с определенным пределом. Оптимальное выполнение этой программы принесет человеку здоровье и долголетие (насколько позволит генетический код). Пренебрежение ею, нарушения законов природы ведут к болезням и преждевременной смерти.  

      Выводы    

  1. Физического расслабления невозможно достичь при  умственном напряжении, йога обеспечивает первый шаг для устранения умственного напряжения.
  2. При занятиях Ямой (первая ступень хатха-йоги) свое внимание концентрируют на тех качествах, которые хотели бы приобрести, а не от которых хотелось бы избавиться.
  3. Тело есть то, что сделала из него мысль.
  4. Хатха-йога не является панацеей от всех болезней.
  5. При занятиях хатха-йогой нужно следовать здравому смыслу, быть осторожным, внимательным, не гнаться за быстрыми результатами. Индийская пословица говорит: “пусть ученик идет своим путем с терпением, или его фундамент и его слишком поспешно воздвигнутое здание обрушится на него”.
  6. Не использовать упражнения и приемы хатха-йоги для демонстрации трюков и фокусов, так как это рано или поздно приведет к отрицательным результатам на пути самосовершенствования.
  7. Йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение. Примерный комплекс асан  для  укрепления  здоровья.                

      Для профилактики заболеваний и укрепления своего здоровья рекомендуется выполнять все асаны в том порядке, в каком они даны. Для освоения более сложных асан и пранаям, а также для углубленного изучения раджа-йоги требуется руководство опытного учителя – гуру.

      Сидхасана (рис. 2). Эта асана является начальной в комплексе занятий и относится к группе медитационных поз.

      Исполнение: выполняется сидя по-турецки. Ноги скрещены. Правая ступня лежит на левом бедре (частично). Позвоночник выпрямлен. Руки, опущенные ладонями вниз, на коленях. Глаза закрыты. Важно создать у себя чувство внутреннего покоя и отбросить наплывающие мысли, но не бороться с ними. Продолжительность позы 2-3 мин.

      Йога-мудра  (рис. 3).

      Исполнение: стать на колени и сесть на пятки, которые слегка разведены в стороны. Руки за спиной. Запястье правой руки сжать кистью левой. С выдохом медленно наклониться вперед и коснуться лбом пола перед коленями. В этом положении остаться столько времени, насколько хватит воздуха. Затем медленно с вдохом выпрямиться. Концентрация внимания – между бровями или на солнечном сплетении. Упражнение повторять 5 раз.

      Терапевтическое действие: происходить массаж органов брюшной полости и как следствие улучшение их работы, улучшается питание клеток головного мозга, нормализуется АД, происходит стимуляция всех жизненных сил организма за счет улучшения работы гипофиза и коры надпочечников.

      Противопоказания: гипертоническая болезнь 2А и 2Б степени.

                                 
 
 
 

      Випарата  карани-мудра (рис. 4) относится к группе омолаживающих, перевернутых поз, при которых голова расположена ниже туловища.

      Исполнение: лечь на спину. Медленно поднять выпрямленные ноги, завести их за голову. Рывком оторвать таз от пола и положить его на согнутые под прямым углом (в локтях) руки. Вдох носом, выдох ртом. В таком положении следует находиться вначале 15 с, затем еженедельно прибавлять по 5 с и общее время довести до 2-3 мин. Затем медленно опустить ноги. Концентрация внимания – прилив крови, энергии (праны) к щитовидной железе.

      Терапевтическое действие: усиливает функцию щитовидной железы и гипофиза. Способствует разглаживанию морщин на лице. Полезна при запорах, хроническом гастрите, заболеваниях печени и поджелудочной железы. Полезна при бессоннице, улучшает память.

      Халасана  (рис. 5) также относится к серии перевернутых поз.

      Исполнение: начало выполнения такое же, как и Випарата карани, однако ноги при занесении их за голову продолжают продвигаться дальше, пока их пальцы не коснутся пола. Руки при этом вытянуты, ладони упираются в пол. Когда пальцы ног коснутся пола, руки можно завести за голову. Дыхание – вдох носом, выдох ртом. Концентрация внимания – на щитовидной железе и солнечном сплетении. Время выполнения 10 с. Затем еженедельно добавлять по 1с и общее время довести до 2-3 мин.

      Терапевтическое действие: благодаря растяжению задней части позвоночника и сжатию внутренней улучшается его кровоснабжение, что способствует ликвидации солевых отложений. Благотворно действует при диабете, уменьшает жировые отложения на животе. Помогает при головных болях, при нарушениях мозгового кровообращения.

      Противопоказания: гиперфункция щитовидной железы и обострения хронического радикулита.

      Супта-ваджрасана (рис. 6).

      Исполнение: стать на колени, при том они должны быть сомкнуты. Пятки разведены так, чтобы между стопами можно было сесть на пол. Затем медленно, помогая себе руками, откинуться назад, выгнуть дугой вперед грудь и макушкой головы коснуться пола. Локтями рук упереться в пол. Дыхание – полное глубокое ритмичное дыхание йогов. Концентрация внимания – в области шеи и поясницы. Время выполнения – то же, что и для Халасаны.

      Терапевтическое действие: поза полезна при шейном остеохондрозе, грудном радикулите и хроническом тонзиллите. Благодаря растяжению в коленных суставах и позвоночнике увеличивается их гибкость и подвижность.

      Пашиматасана  (рис. 7).

      Исполнение: сесть на пол с вытянутыми вперед ногами. Согнуться в тазобедренных суставах за счет растяжения ягодичной группы мышц и опустить туловище вниз, помогая себе руками, кисти которых обхватывают щиколотки. Спина прямая. Прижать лицо к коленям. Локти прижаты к полу по обеим сторонам голеней. Колени прямые, ноги в коленных суставах не сгибать. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на пояснице и почках.

      Начинать  выполнение упражнения необходимо с 5 с и прибавлять по 1 с в неделю и общее время довести до 1-2 мин. Упражнение повторять 2-5 раз.

      Терапевтическое действие: поза полезна при запорах, геморрое и особенно при заболеваниях предстательной железы у мужчин, радикулитах пояснично-крестцовой области.  

 
 
 

      Вакрасана (рис. 8).

      Исполнение: сесть, ноги вытянуть вперед. Правую ногу согнуть в колене и ее ступню поставить с наружной стороны левого коленного сустава. Правое плечо отвести как можно дальше назад. Кисть правой руки опирается о пол, левой обхватывают левый коленный сустав, а плечевая наружная часть руки упирается в правое бедро и отводит его влево. Голова повернута максимально влево. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на позвоночнике. Время выполнения 30 с. Затем положение рук, ног и головы меняется на противоположное. Упражнение повторить 2-3 раза.

      Терапевтическое действие: поза укрепляет позвоночник и придает гибкость. Улучшает работу почек, печени, селезенки, кишечника. Является действенным средством при почечно-каменной болезни.

      Бхуджангасана (рис. 9), поза “кобра”, при которой позвоночник растягивается в передних отделах и сжимается в задних. Необходимо  включать в комплекс позы Халасана или Пашиматасана.

      Исполнение: лечь на живот. Ноги вытянуты, пальцы ног упираются в пол. Ладони рук – на полу на уровне плеч. Медленно вдыхая, поднимают голову как можно выше. Затем, напрягая мышцы спины, медленно поднимают плечи и грудь кверху и отводят их назад без помощи рук (руки слегка помогают поддерживать туловище). Пупок отрывать от пола не следует. В состоянии максимального напряжения следует замереть на 5-15 с и задержать дыхание. Затем, медленно выдыхая, следует возвратиться в исходное положение. Концентрация внимания – вначале на щитовидной железе, потом, по мере перенесения напряжения, на позвоночнике и почках. Упражнение повторить 3-5 раз.

      Терапевтическое действие: в результате мощного напряжения мышц спины и поясницы происходит особенно сильный прилив крови и усиление восстановительных процессов в них. Йоги утверждают, что в позе “кобра” происходит сжатие обеих почек, а после расслабления усиливается приток крови к ним. Это приводит к “промыванию” почек и полезно при почечно-каменной болезни. 

 

      Салабхасана (рис. 10) и Ардха-Салабхасана (рис. 11) – “поза саранчи” и “половинная поза саранчи”  В этой позе, в отличие от позы “кобра”, напряжению подвергается нижняя часть позвоночника. Максимальное напряжение достигается в области поясницы, крестца, промежности.

      Исполнение: лечь на живот лицом вниз. Лоб и нос касаются пола, руки вдоль туловища, кисти рук сжаты в кулаки. Сделать вдох и, упираясь в пол запястьями рук и кулаками, поднять ноги как можно выше, не сгибая их в коленях. В этом положении задержаться от нескольких секунд до минуты. Концентрация внимания – на области поясницы, крестца, промежности.

      Вернуться в исходное положение, расслабиться, сделать несколько обычных дыханий  и повторить упражнение. Упражнение повторить 3-5 раз.

      Начинать  освоение лучше с варианта Ардха-Салабхасана. Отличие данного варианта в том, что поднимать надо не обе ноги сразу а поочередно.

      Терапевтическое действие: воздействует на органы брюшной полости, устраняет запоры, улучшает работу кишечника, печени, почек, селезенки, помогает при пояснично-крестцовом радикулите. 

     
 

      Триконасана (рис. 12), поза “треугольник”.

      Исполнение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдыхая, поднять руки до уровня плеч, ладонями вперед, выдыхая, медленно наклониться в правую сторону. Правой рукой коснуться пальцев правой ноги. Левая рука при этом не меняет своего положения относительно туловища. Голова повернута в сторону левой руки (вверх). В этом положении задержаться 5-10 с. Медленно, с вдохом, выпрямится и принять исходное положение. Выдыхая, наклониться влево. Наклоны повторить 3-5 раз в каждую сторону.

      Терапевтическое действие: укрепляет мышцы спины и косые мышцы живота, улучшает подвижность в тазобедренных суставах, работу кишечника, печени и желчного пузыря.

      Симхасана, “поза льва”.

      Исполнение: стоя или в позе Сидхасана. Открыть рот. Кончик языка максимально отогнуть назад, прижимая к небу. Голову наклонить вперед, подбородок прижать к шее. Сильно напрячь мышцы шеи. В таком положении остаться на 30-40 с. Затем широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше сильным напряжением мышц языка и шеи. В таком положении остаться на 30-40 с. Упражнение повторить 2-3 раза. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на миндалинах.

Информация о работе Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела