История развития инвалидного спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Описание

Целью инвалидного спорта является восстановление социального статуса инвалида, сохранение целостности его личности. Кроме того, инвалидный спорт обеспечивает развитие двигательного аппарата, укрепляет здоровье, закаливает, повышает работоспособность, помогает воспитывать волевые и моральные качества спортсмена, обеспечивает активное участие инвалида в общественной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
История развития инвалидного спорта……………………………………..4
Паралимпийский спорт в России…………………………………………...14
Комитеты по физической культуре и спорту………………………………18
Экономика инвалидного спорта: проблемы и перспективы………………20
Герои инвалидного спорта…………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

27.doc

— 370.00 Кб (Скачать документ)

       Ежегодно в Едином календарном  плане всероссийских и международных  соревнований предусматривается  раздел, в который входит около  100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата.

     Приоритетным  для Госкомспорта России является решение  вопроса о приравнивании статуса  инвалидов-спортсменов к статусу  здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

       Начиная с 2000 года спортсменам-  победителям и призерам Паралимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения.

     Совместно с Паралимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов- спортсменов кандидатов на президентские стипендии.

     4 декабря 2003 года вышел Указ  президента РФ об учреждении  стипендий спортсменам- инвалидам, являющимся членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для спортсменов-инвалидов - членов сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта в размере 15 тысяч рублей.

     Реализация  социальной политики в области спорта и физической культуре 

     В реализации социальной политики самое  активное участие принимают некоммерческие общественные организации, образующие так называемый «третий сектор» современного гражданского общества. Однако, осуществляя свою деятельность, некоммерческие организации сталкиваются с большими проблемами. В первую очередь, это – противоречивость законодательной базы, отсутствие налогового стимулирования частной и корпоративной благотворительности. Кроме того, слабо развита реклама, освещающая деятельность компаний, занимающихся благотворительностью. Наконец, существует целый комплекс проблем, связанных с финансированием некоммерческих организаций.

       С целью совершенствования правового регулирования некоммерческих организаций в мае 2002 года по предложению Института социальных инициатив и при поддержке столичных парламентариев в высшем органе законодательной и представительной власти столицы был создан Общественный экспертный совет Московской городской Думы по взаимодействию с некоммерческими организациями и по вопросам благотворительности.

       В настоящее время одной из  рабочих групп этого Совета  при аналитическом сопровождении сотрудниками и экспертами Института социальных инициатив ведется активная работа над законопроектами «О внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов города Москвы в части совершенствования взаимодействия органов государственной власти города Москвы с некоммерческими организациями» и «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 «О благотворительной деятельности».

     Для решения актуальных социальных проблем  в таком крупном мегаполисе, как Москва, важное значение имеет опыт зарубежных стран. Поэтому, скажем, в рамках подготовки проекта закона города Москвы «О молодежи», недавно внесенного на рассмотрение депутатов Мосгордумы Мэром столицы Ю. М. Лужковым, сотрудниками и экспертами Института социальных инициатив всесторонне учитывался богатый опыт по законодательному обеспечению молодежной политики, накопленный, например, в Федеративной Республике Германии вообще и в г. Берлине, в частности.

       Кроме того, в рамках специально  проведенных Институтом социальных  инициатив наров и конференций с участием специалистов из России и Баварии оказалось, что большое значение имеет также и обмен мнениями и наработками по проблемам местного самоуправления, вопросам участия некоммерческих организаций и граждан в реализации социальной политики в области спорта.

     Все эти сюжеты в какой-то мере отражены в представляемом Вашему вниманию первом выпуске Вестника Института социальных инициатив. Вестник является пилотным изданием. Мы надеемся, что он окажется полезным и для Вас. И с удовольствием приглашаем все заинтересованные лица, учреждения и организации к взаимовыгодному творческому сотрудничеству в дальнейшем.

     Комитеты  по физической культуре и спорту. 

     На  заседании правительства были приняты  конкретные решения. В настоящее время в соответствии с ними идет корректировка работы комитетов. В частности разрабатывается программа развития футбола. Для решения поставленных правительством задач еще теснее взаимодействуют спортивные комитеты с администрациями муниципальных образований. Развитие массовой физкультуры и спорта, прежде всего, требует увеличения эффективности использования уже имеющихся в муниципальных образованиях спортивных сооружений. Прорабатывается вопрос реконструкции и ремонта. Безусловно, есть предложения и по строительству новых спортивных сооружений. Так как денег на эти цели потребуется много, решать задачу предполагается поэтапно. К сожалению, имеются районы, где нет хороших спортивных комплексов. Нет ничего кроме сельского стадиона или спортивной площадки. 

     Перед комитетами стоит конкретная задача .Необходимо обеспечить летнюю занятость детей, стоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, трудных подростков. Причем это не только трудовая занятость, но и организация разнообразных лагерей или смен, для юных журналистов, для команд КВН, для экологов и т.д.

     Такие комитеты работают с Комитетом образования и Комитетом по социальной защите, комиссиями по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях. Кроме того, разрабатывается ряд стратегических мероприятий в рамках существующих программ молодежной политики. Например, развитие центров профилактики девиантного поведения и наркомании. Планируется открытие еще ряда центров профилактики девиантного поведения. 

     Есть  возможность объединить усилия отдела молодежной политики и отдела по физкультуре и спорту. Кроме того, патриотическое воспитание проводится совместно с общественными молодежными организациями. С этой целью создаются Координационные советы, в которые входят представители более 30 молодежных общественных организаций. Готовится областная программа патриотического воспитания.

     В направлении по борьбе с наркоманией  имеется значительный и разнообразный  опыт. Он включает в себя сотрудничество с религиозными и общественными организациями, организацию центров реабилитации и социальной адаптации, создание системы первичной профилактики, и, конечно же, разработку областной программы профилактики наркомании.

     Один  из самых массовых видов спорта в  области - футбол. Футбольные детские  и юношеские команды есть практически  во всех муниципальных образованиях.

     Экономика инвалидного спорта: проблемы и перспективы

     Важнейшим сегментом экономики массового  спорта является его составляющая, которую обозначают термином «экономика инвалидного спорта или «экономика спорта людей с ограниченными возможностями». Обычно этот сегмент хозяйственных отношений остается за рамками управленческого и экономического анализа, поглощаемый более престижными и элитными направлениями – такими, как экономика спорта высших достижений или спортивный бизнес по отраслям и видам спорта.

     К экономике инвалидного спорта и предпринимательской деятельности в сфере физкультурно-спортивных отношений людей с ограниченными возможностями внимание менее пристальное, так как априори считается, что данный вид экономических отношений базируется целиком на государственной поддержке и бюджетных вливаниях. А раз дело обстоит именно так, то речь может идти, скорее, об эффективности распределения выделяемых бюджетных средств, чем о полноценной системе хозяйственных и управленческих отношений.

     Об  адекватности такого мнения, о возможностях инвалидного спорта, о его социальном, этическом и макроэкономическом значении поговорим в рамках настоящей статьи.

     Обратимся вначале к понятию «инвалидный  спорт». Раскрывая смысл данной категории, мы должны, в первую очередь, определиться с границами этого наиболее общего понятия.

     Принято считать, что инвалидом является человек, имеющий существенный дефект здоровья, препятствующий его полноценному функционированию. Традиционно подразделяются ограничения по следующим категориям:

     - нарушения статодинамической функции (двигательной),

     - нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

     - сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

     - психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

     Таким образом, одна из основных градаций в  инвалидном спорте – по типу имеющегося у групп людей дефекта здоровья – по слуху, по зрению, по общему заболеванию, по типу полученной травмы и т.п.

     Однако  такая градация, по нашему мнению, верна лишь в узком определении. Если рассматривать инвалидный спорт в широком смысле, то тогда границы расширяются – в его орбиту можно включать не только людей, признанными инвалидами в официальном порядке (в медицинском и юридическом смысле), но и лиц, имеющих дефекты здоровья без присвоения соответствующей инвалидной группы.

     К данной обширной когорте мы относим  людей старшего и пожилого возраста, имеющих, как правило, целый букет  заболеваний психического и соматического  характера, алкоголиков и наркоманов на поздних стадиях, лиц, имеющих различные синдромы и фобии. Таким образом, все индивиды, имеющие более или менее значительные отклонения в здоровье или дефекты, препятствующие выполнению ими трудовых функций, могут быть отнесены к инвалидам в неформальном определении.

     Движение  людских ресурсов от здоровых к больным, а от больных – к инвалидам, не является однонаправленным. Эта дорога с двусторонним движением. Лица, относящиеся к категории инвалидов, могут в значительной степени улучшить свое здоровье и мироощущение, чтобы вновь влиться в разряд здоровых или почти здоровых людей (см. рис.1).

     

     Рис.1. Циркуляция населения между сегментом  инвалидов и контингентом относительно здоровых людей (оценивающих свое здоровье как хорошее и удовлетворительное).

     Мощным инструментом, позволяющим высвободиться защитным силам организма и восстановить здоровье, является двигательная нагрузка и соревновательная деятельность. Благодаря физической культуре и спорту люди, попавшие в разряд инвалидов в результате заболеваний или физических травм, приобретают новый смысл в жизни, социализируются, общаются, раскрывают в себе скрытые ранее ресурсы физического и морального плана.

     На  этапе реабилитации инвалидов система  физической культуры и спорта выступает  даже более значимым фактором, чем медицина. Возвращение в когорту с высоким коэффициентом здоровья в значительной степени облегчается при применении методик и средств двигательной активности, а также соревновательной деятельности. И даже постоянное использование людьми с ограниченными возможностями протезов, инвалидных колясок или электростимуляторов не препятствует улучшению их физического и душевного состояния до уровня экономически активных людей, оценивающих свое здоровье как удовлетворительное и хорошее.

     По  самым скромным оценкам, отлаженная система физической культуры и спорта, с надлежащей инфраструктурой и финансированием, может обеспечить возврат инвалидов в размере 35-40 %. При этом реальные цифры возврата могут быть вдвое большими. Учитывая тот факт, что в современной России насчитывается свыше 13 млн. инвалидов, экономический и социальный эффект от технологий возврата людей с ограниченными возможностями к нормальной жизни с восстановлением частичной или полной трудоспособности огромен. Так, согласно расчетам экспертов, количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году.

     Таким образом, задача облегчения обратного  движения инвалидов (обозначена на рис.1 красными стрелками) переводится из общей теоретической концепции  в практическую плоскость экономики физической культуры и спорта, а также маркетинговых мероприятий по исследованию потребностей людей с ограниченными возможностями.

     На 1 января 2010 г. общая численность  инвалидов составила 13134 тыс. человек. См.:  Росс. стат. ежегодник.2010. – С.286. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. Таковых, по оценке Агентства социальной информации, не менее 15 млн. чел.

Информация о работе История развития инвалидного спорта