Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств.
Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

Содержание

Введение 2
Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств 4
1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7
1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14
Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19
Заключение 25
Используемая литература 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лёше.docx

— 56.54 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2

Глава I. 1. Общая  характеристика физических качеств 4

1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7

1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14

Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19

Заключение 25

Используемая  литература 26

 

 

Введение

Двигательные возможности  детей и подростков очень тесно  связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для  каждой возрастной группы. Развития организма  детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные  периоды бурного развития сменяется  периодами замедленного развития. На каждом возрастном этаже организма  ребенка выступает как единое целое, сложившиеся в процессе эволюции, и имеет свои особенности. С одной  стороны, эти особенности обязывают  нас во время регулярных занятий  спортом исключительно внимательно  подходить к дозированию физических нагрузок, не допуская переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, в работе с детьми и подростками мы не должны забывать, что растущему организму ребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка. В этом возрастном периоде существуют определенные зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности. Эту особенность необходимо учитывать в процессе занятий легкой атлетикой. 

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста  и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность  на протяжении многих лет жизни.

Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые  в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки.

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.

Объектом исследования является процесс развития физических качеств.

Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью  выявления средств, методов и  условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

К методам исследования относится: теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью  юных легкоатлетов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы обработки  полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы  построения и содержания тренировочных  занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, что является важным компонентом  системы управления тренировочным  процессом.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности  развития двигательных качеств и  результативности соревновательной деятельности юных легкоатлетов, для оптимизации  физической подготовки юных легкоатлетов на этапах начальной спортивной специализации. Полученные материалы исследования могут применяться при разработке программно-нормативных документов для легкоатлетических секций, детско-юношеских  спортивных школ (ДЮСШ).

 

Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств

 

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности  двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность  в суставах.

Развитие двигательных качеств, протекает  по фазам. В начале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить  развитие других.

Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые - в 25-30 лет и т. д.).

Периоды, которые характеризуются  значительными изменениями в  возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды  специальная тренировка дает более  высокий эффект для развития определенных качеств . Для разных двигательных качеств  сенситивные периоды различны. Период повышенных темпов развития - “критический”, в котором следует выделять его  разновидности, характеризующиеся: а) наиболее высокими и б) умеренно высокими темпами развития физических качеств  и период пониженных темпов развития - “субкритический”.

Сила. Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее  сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек  стремится придать ускорение  неподвижному объекту (спортивному  снаряду - при метаниях, собственному телу - при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится  сохранить в исходном положении  тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Такими силами могут быть внешние воздействия, например, удар соперника в боксе, а также вес собственного тела или его части - удержание угла в висе.

Главный фактор в проявлении человеком  силы - мышечное напряжение, однако масса  тела (вес) тоже играет определенную роль. Поэтому различают еще абсолютную и относительную силу. Под первой понимают силу, которую человек проявляет  в каком-либо движении, измеренную без  учета веса тела; под второй - величину силы, приходящейся на 1 кг веса тела человека.

Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они  делятся на две группы: упражнения с внешним сопротивлением и упражнения с преодолением тяжести собственного тела.

Быстрота. Скоростные характеристики движений и действий объединены под  общим названием - быстрота. В самых  общих чертах она характеризует  способность человека совершать  действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны  и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.1

Выносливость. Под выносливостью  понимают способность человека длительно  выполнять работу без снижения ее интенсивности. Развитие выносливости - это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности. Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности.

2Однако в сходных по интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости, которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами.

Ловкость. Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей. Одной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Несомненно, что этими двумя способностями содержание ловкости не исчерпывается, но особенности двигательной деятельности, группируемые под названием ловкость, до настоящего времени изучены недостаточно.

Подвижность в суставах. Подвижность  в суставах - морфофункциональное  двигательное качество. С одной стороны, она определяется строением сустава, эластичностью связок, с другой - эластичностью мышц, которая зависит  от физиологических и психологических  факторов. Подвижность в суставах увеличивается при повышении  температуры мышц в результате их работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), при эмоциональном возбуждении, например во время соревнований, при  высокой температуре внешней  среды. Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных (произвольных) движениях самого человека, вторая - при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (например, усилий партнера). Пассивная подвижность больше, чем активная. Под влиянием утомления активная подвижность в суставах уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц).

 

1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств

Наиболее интенсивное совершенствование  двигательной функции происходит в  детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается  морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора  человека.

Формирование двигательной функции  у детей определяется созреванием  опорно-двигательного аппарата и  степенью зрелости высших центров регуляции  движения. В период между 7-11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее  и точнее, приобретают плавность  и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному  ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного  мозга создает благоприятные  предпосылки для целенаправленного  воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств.

Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. По мнению многих специалистов, структурные основы развития физических качеств, связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в  прямой зависимости от согласованности  соматических и вегетативных функций.

Физические качества испытывают в  своем развитии различное влияние  генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость.

Ряд исследований свидетельствует, что  детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки.

Систематические занятия оказывают  мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне.

Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 11-14 летних детей могут изменяться в зависимости  от использования различных средств физического воспитания.

В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств  у детей школьного возраста, к  которым относятся:

- гетерохронное развитие различных физических качеств;

- величина годовых приростов  у мальчиков и девочек неодинакова  в различные возрастные периоды;

- у большинства детей младшего  и среднего школьного возраста  показатели физических качеств  различны по своему уровню: например, уровень силовой статической  выносливости, как правило, не  совпадает с уровнем развития  динамической выносливости.

В этой связи тренировка одними и  теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке не позволяет сопоставить  данные детей различного возраста, пола, физического развития, т.к. дает различный педагогический эффект более  высокий в период естественного  повышения (в так называемые сенситивные  периоды) уровня развития физических качеств  у юных спортсменов, чем средний  уровень развития этих же качеств  у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом.3

В младшем школьном возрасте имеются  благоприятные предпосылки для  развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей  обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму.

Возрастные особенности существенно  ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие  быстрых кратковременных перемещений  и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.4

В среднем школьном возрасте все  большее место должны занимать скоростно-силовые  упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м.

Преодоление внешнего сопротивления  или отягощения в быстрых движениях  сопряжено со значительными мышечными  усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических  формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные  скоростно-силовые нагрузки.

Информация о работе Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике