Адаптивная физическая культура как средство реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
– рассмотреть основные концепции теории АФК;
– рассмотреть средства и задачи АФК;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Макаренко.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

 

 по лечебному воздействию:  восстановление третичных мышц, спорности, подвижности суставах, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения,

 

 по исходному положению:  лежа на животе, спине, боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках.

 

 по степени самостоятельности  выполнения упражнений: активное  самостоятельное, с поддержкой, с помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, помощью протезов туторов и тех устройств, условиях нагрузки, форме ортопедической укладки

 

 по интеграции междисциплинарных  связей: художественно- музыкальные,  хореографические танцевальные упражнения, формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, сказко- драмо- игротерапии, тематических игровых композициях, активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

 

Внешние условия.

 

 Естественно - средовые  факторы, вода, воздушные и солнечные  ванны в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные  силы природы усиливают положительный  эффект физических упражнений. Оказывают  тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижая частоту простудных заболеваний.

 

 Гигиенические факторы  правила и нормы общественной  и личной гигиены, быта, труда,  отдыха, питания, окружающей среды  , одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

 

 Для разных нозологических  групп в качестве дополнительных  средств медицинской и психологической  реабилитации, которые не относятся  к средствам адаптивной физической  культуры, их сочетание усиливают  эффект комплексного воздействия на организм человека. Аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фототерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, шарко, подводный) водолечебные ванны(минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные), бани (парные и сауны), средства психологического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинг.

 

 Усовершенствование  характеристик движений, освоение  двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет много­кратного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:

1) укрепляют и развивают  опорно-двигательный аппарат, стимулируют  рост костей, укрепляют суставы  и связки, повышают силу, тонус  и эластичность мышц;

2) улучшают крово-  и лимфообращение, обмен веществ;

3) благоприятно влияют  на центральную нервную систему  (ЦНС), повышают работоспособность  коры головного мозга и устойчивость  к сильным раздражителям;

4) улучшают аналитико-синтетическую  деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;

5) улучшают функции  сенсорных систем.

 

      Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (внима­нием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т.е. влияют одновременно на организм и личность.

     Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;

 в-третьих, внешними  условиями — психологическим  климатом на занятии, гигиенической  обеспеченностью мест занятий,  техническим ос­нащением, оборудованием  и инвентарем, создающими личный  комфорт занимающихся.

       Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации:

1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррек-ционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному  воздействию на развитие тех  или иных физических качеств:  упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т.п.;

3) по преимущественному  воздействию на определенные  мышечные группы: упражнения на  мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра,  мимические мышцы и т.п.;

4) по координационной  направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;

5) по биомеханической  структуре движений: циклические  (ходьба, бег, плавание, передвижение  в коляске, на лыжах, гребля и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);

6) по интенсивности  выполнения заданий, отражающей  степень напряженности физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7) по видам спорта  для разных нозологических групп  инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программ Паралимпийских игр

8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;

9) по исходному положению:  упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;

10) по степени самостоятельности  выполнения упражнений: активное  самостоятельное, с поддержкой, помощью,  страховкой, тактильным сопровождением  движений, с опорой на костыли, палку, с помощью

 протезов, туторов,  ортезов и технических устройств,  в ходунках, коляске, условиях  разгрузки (на подвеске), в форме  ортопедической укладки, пассивных  упражнений и др.

11) по интеграции междисциплинарных  связей: художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

 

 Аналогичными возможностями  обладают все физические упражнения - бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры  и т.п. От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач адаптивной физической культуры.

 

К естественно-средовым факторам относятся использование  воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к небла гоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.

      Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка.

       К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение.

       Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т.п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику — мячи, мишени, метрономы, свистки и др.

       Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тща­тельно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигающихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душе­вым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, на­дежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность.

       Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополнительных используются средства медицинской и психологической реаби­литации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростиму­ляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психо­логического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др.

      Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.

 

2.3 Функции адаптивной физической культуры

Все функции  АФК реализуются через деятельность: движение – двигательные действия (физические упражнения) – двигательная активность – двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание  разномасштабности рассмотрения функций  в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

  1. Педагогические функции:
  • коррекционно-компенсаторная;
  • профилактическая;
  • образовательная;
  • развивающая;
  • воспитательная;
  • ценностно-ориентационная;
  • лечебно-восстановительная;
  • профессионально-подготовительная;
  • рекреативно-оздоровительная;
  • гедонистическая;
  • спортивная и соревновательная.
  1. Социальные функции:
  • гуманистическая;
  • социализирующая;
  • интегративная;
  • коммуникативная;
  • зрелищная и эстетическая.

Информация о работе Адаптивная физическая культура как средство реабилитации