Адаптивная физическая культура как средство реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
– рассмотреть основные концепции теории АФК;
– рассмотреть средства и задачи АФК;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Макаренко.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Цель АФК  как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

Главная группа задач адаптивной физической культуры — коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловлен­ных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов. Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образова­тельных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп.

В работе с инвалидами специфичны уже общие задачи физического воспитания: оздоровительные и воспитательные.

          Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы не только оказывать влияние на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:

- физическое оздоровление;

- создание условий  для правильного физического  развития;

- закаливание;

- коррекцию особенностей  соматического состояния (коррекцию  акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).

Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воли, настойчивости, чувства коллективизма, организованности, активности, смелости и др.), которые  обеспечивают стимуляцию психического развития. В результате решения воспитательных задач развиваются внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

      Воспитание  основных физических качеств  инвалидов (силы, ловкости, быстроты, выносливости) до недавнего времени  считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и существующим мнением о невозможности их полноценного приспо­собления к самостоятельной жизни.

       Решение  задач по формированию двигательных  умений и навыков в работе  с инвалидами предполагает прежде всего помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций, поэтому необходимо формирование тех двигательных умений и на­выков, которые инвалид самостоятельно не может освоить из-за патологических изменений двигательной сферы.

       В адаптивном физическом воспитании инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья выявляется ряд специальных и тесно взаимосвязанных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение. Это, прежде всего задачи, направленные на компенсацию основного дефекта и коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, на выполнение таких двигательных заданий, которые развивают:

- мышечно-суставное чувство;

- ориентировку в пространстве  и времени;

- степень напряжения  и расслабления мышц;

- память на последовательность  движений;

- внимание к своим  движениям и действиям;

- умение выполнять  движения по словесной инструкции;

- анализ движений  по качеству их выполнения.

        Правильно подобранные, дозированные и адресованные на различные отделы ЦНС, они изменяют соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических условных рефлексов, возникших в процессе заболевания.

       Педагогические  задачи АФК

 В АФК Воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач

 

 Педагогические задачи  это постановка, конкретизация и  четкость формулирования направлений  и содержания педагогических  воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физической культуры.

 

 Виды педагогических  задач:

 

 а) общие для  всех- и здоровых, и с нарушениями  развития, обусловленные потребностями  общества и отраженные государственных программах для массовых и специальных(коррекционных) образовательных учреждений.

 

 б) специфические  отражающие особенности физического  воспитания детей с нарушениями  развития, обусловленные наличием  основного дефекта, сопутствующих  заболеваний, вторичных отклонений.

 

Общие задачи:

 укрепление здоровья содействие  нормальному физическому развитию,

 повышению сопротивляемости  организма к воздействию внешней  среды, 

 обучение основам техники  движений, формированию жизненно  необходимых умений и навыков,

 развитие двигательных координационных способностей,

 формирование необходимых знаний  в физической культуре личности,

 воспитание потребности и  умения, самостоятельно заниматься  физическими упражнениями, сознательно  применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

 воспитание нравственных и  волевых качеств, приучение к  организованности, ответственности,  ответственности за свои поступки, любознательности, активности и  самостоятельности.

Специфические задачи:

коррекционные, компенсаторные, профилактические. Если физическое воспитание здоровых детей носит общеподготовительную направленность, то адаптивное воспитание имеет яркую коррекционно - развивающую направленность, коррекционно- компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений.

 Решаемые коррекционно - развивающие  задачи сгруппированы:

 

1. Коррекция техники основных  движений - ходьба, бег, плавание, прыжки, лазанье, перелезание, метание,  мелкой моторики, симметричных и ассимитричных движений, упражнения с предметами.

2. Коррекция и развитие координационных  способностей - согласованности движений  отдельных звеньев тела, при выполнение  физических упражнений, ориентировки  в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации.

3. Коррекция и развитие физической  подготовленности- мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах .

4. Компенсация утраченных или  нарушенных функций, формирование  новых видов движений за счет  сохранных функций в случае  невозможности коррекции.

5. Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.

6 Коррекция и развитие сенсорных  систем:

 а)дифференцировка зрительных, слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению,

 б) развитие зрительной и  слуховой памяти,

 в)развитие устойчивости к  вестибулярным раздражениям,

 г)дифференцировка тактильных  ощущений, кожно - кинестетических  восприятий.

7. Коррекция психических  нарушений в процессе двигательной  деятельности: - зрительно-предметного  зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного, вербально-логического  мышления, памяти, внимания, речи, воображения,  эмоционально -волевой сферы. В практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение может решать несколько задач, и несколько упражнений на решение одной задачи.

 

     2.2 Средства адаптивной физической культуры.

 Физическое упражнение - основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре. Общепедагогические и другие средства и методы в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные, технические и др.). Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки усилий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др. Сюжетные и подвижные игры — важнейший компонент содержания адаптивной физической культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения. Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формокоррекционной ритмопластики и др.

          Средства АФК физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение основное специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Совершенствование движений, достигается многократным повторением упражнения. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.

 

 Упражнения:

-укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц,

-улучшают крово - и  лимфообращение, обмен веществ,

-благоприятно влияют  на ЦНС, повышают раболтоспособность  коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражениям,

-улучшают аналитико-синтетическую  деятельность ЦНС и взаимодействие  двух сигнальных систем,

-улучшают функции  сенсорных систем.

 Физические упражнения  осознанные целенаправленные действия, связаны с рядом психических процессов (внимание, памятью, речью, и др.) , с представлением о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями, развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение являются одним из средств духовного развития человека, влияя на организм и личность.

 

 Эффективность физических  упражнений определяется влиянием  ряда факторов:

1. особенностью самих  упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки.

2. индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом ,полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующим заболеванием... состоянием сохранных функций(двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью,

3. внешними условиями  - психологическим климатом на  занятии, гигиенической обеспеченностью  мест занятий техническим оснащение,  оборудованием и инвентарем, создающими  личный комфорт занимающихся.

 

Единой классификации физических упражнений нет, так как одно и тоже упражнение обладает разными признаками и может войти в разные

 классификационные  группы.

 Классификация:

 

 по целевой направленности, общеразвивающие, спортивные, рекреационные,  лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально - подготовительные,

 

 по преимущественному  воздействию на развитие тех  или иных физических качеств:  силовых, скоростных, выносливости, гибкости.

 

 по преимущественному  воздействию на определенные  мышечные группы, упражнения для мышц спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы,

 

 по координационной  направленности: ориентировка в  пространстве, равновесие, точность, дифференцировку  усилий, расслабление, ритмичность  движений,

 

 по биомеханической структуре движений: циклические(ходьба, бег, плавание), ациклические ( метание, гимнастические упражнения, на тренажерах), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные спортивные игры.)

 

 по интенсивности  выполнения заданий, отражающей  степень напряженности физиологических функций: низкой интенсивности (чссдо100уд/мин), умеренной (чсс до 120уд/мин), тонизирующей(до 140уд\мин0, тренирующей(до 160уд/мин).

 

 по видам спорта  для разных нозологических групп  инвалидов: упражнения для инвалидов  по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе мед. показаний и программ паралимпийских игр.

Информация о работе Адаптивная физическая культура как средство реабилитации