Внешнеторговый оборот РФ - структура, характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:35, реферат

Описание

Статистика внешнеторгового оборота характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировой статистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистика внешнеторгового оборота "видимыми товарами" является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта указанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнюю торговлю услугами.

Содержание

1. Внешнеторговый оборот России: основные методологические аспекты

2. Динамика и структура внешнеторгового оборота РФ. Особенности современного развития внешней торговли России

3. Внешнеторговый баланс Российской Федерации

4. Присоединение России к Всемирной торговой организации как одно из условий увеличения внешнеторгового оборота страны

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Внешнеторговый оборот Российской Федерации.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

 

Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию.

 

Самым важным фактором роста внешнеторгового оборота страны выступает политика государственного поощрения участия предприятий, объединений и отраслей в международных экономических отношениях. Вовлечение их в процесс международного разделения труда - могучее средство специализации промышленности в международном масштабе, роста производительности труда и повышения эффективности функционирования национальной экономики.

 

Стабильным фактором экономического порядка, обеспечивающим рост внешнеторгового  оборота страны, было расширение отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Постоянно увеличивающийся экономический потенциал дал возможность бывшему СССР выделять для развития внешнеэкономических связей все большую долю материальных и финансовых ресурсов.

 

Одной из решающих причин роста внешнеторгового оборота единого советского государства с восточноевропейскими и другими странами СЭВ явилась реализация мероприятий, предусмотренных различного рода международными соглашениями. Так, в совместной программе углубления и совершенствования сотрудничества стран - членов СЭВ говорилось о том, что развитие взаимного разделения труда, специализация и кооперирование производства в условиях усиливающегося индустриального характера этих стран послужит основой развития их взаимной торговли. И это действительно так и произошло.

 

Наряду с названными выше существовали и другие мотивы развития внешнеторгового  оборота нашей страны. Например, крупную роль в ускорении роста  ее внешней торговли сыграло повышение  мировых цен на энергетические и сырьевые товары в начале и в конце 70-х гг.

 

 

Как отмечалось выше, участие Российской Федерации в международном разделении труда, в конечном счете, находит  свое выражение в данных внешней  торговли, в росте ее внешнеторгового  оборота. Но отсюда еще не следует, что это участие замыкается на подписании торговых контрактов разной продолжительности. Напротив, развитие международного разделения труда предполагает использование каждой страной разнообразных форм его реализации.

 

В отношениях России с некоторыми странами мирового сообщества получила распространение в последнее время и такая форма реализации международной кооперации производства, как соглашения о формировании совместных предприятий на территории стран-партнеров. На рост российского экспорта существенное влияние может оказать развитие технического содействия зарубежным странам, осуществляемого либо на основе межправительственных соглашений, либо в порядке проявления инициативы отдельных фирм, участвующих в конкурентной борьбе за получение заказов на строительство хозяйственных объектов на коммерческих началах. Межправительственные соглашения о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, участие российских объединений в тендерах на модернизацию АЭС в Болгарии, на строительство газопровода в Алжире может обеспечить заказами множество отечественных заводов, проектных и монтажных предприятий. В связи с изменениями международной политической обстановки в ближайшее время грядет восстановление и развитие технического содействия с Ираком, Ливией и Югославией, что еще в большей степени умножит поставки российских машин и оборудования за рубеж.

 

У России имеются большие производственные возможности для увеличения ее доли в мировой торговле, но они не используются по разным причинам. Здесь  не место выяснять их все, но все-таки необходимо упомянуть такую из них, как качество экспортируемой продукции. Пожалуй, это один из главных вопросов, решение которого будет способствовать увеличению доли нашей страны в мировой торговле.

 

4. Присоединение России к Всемирной торговой организации как одно из условий увеличения внешнеторгового оборота страны

 

 

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

 

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно - это серьезный  экзамен в Рабочей группе ВТО  российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое - это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.

 

Присоединение к ВТО - это присоединение  России к сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

 

Перед Россией стоит сложная  задача - определить национальные экономические  интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие  национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

 

Переговоры о присоединении  России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько  десятков ведомств и правительственных  органов, они требуют организации  и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности.

 

Путь во Всемирную Торговую Организацию  начинается с определения условий  присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для  осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации.

 

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

 

Участие в ВТО дает стране множество  преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения  к ВТО.

 

Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие [11, с.14]:

 

выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

 

международно-правовую защиту, гарантируемую  принципами и нормами ВТО, включая  такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

 

возможность легализации системы  защиты своей национальной экономики  в рамках ВТО;

 

защиту от использования так  называемых технических барьеров в  торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

 

Получение лучших в сравнении с  существующими и недискриминационных  условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

 

Доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

 

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

 

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

 

 

Создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

 

Участие в выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных интересов;

 

Улучшение имиджа России в мире как  полноправного участника международной  торговли.

 

Переговоры, которые проводятся в  настоящее время российской делегацией, носят сложный характер. В ходе переговоров проявляется стремление ряда стран предъявить России дополнительные жесткие требования. В частности:

 

возможность сохранения, дискриминационных  ограничений даже после присоединения  России к ВТО на ввоз товаров из России;

 

возможность неприменения на постоянной основе режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией;

 

сохранение расширенных обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не меньшем, чем тот, который зафиксирован в Соглашении о партнерстве и  сотрудничестве между Россией и  странами ЕС;

 

фиксация Россией на период переговоров о присоединении к ВТО максимального объема господдержки сельского хозяйства на уровне, немного превышающем фактический, и принятие обязательств о неприменении экспортных субсидий;

 

принятие Россией обязательств в области услуг, связанных с  энергетикой;

 

принятие Россией обязательств по гарантиям в отношении въезда в Россию для работы специалистов в качестве физических лиц без  образования юридического лица.

 

Членство какого-либо государства  в ВТО является в настоящее  время важнейшим условием его  интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

 

Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы  являются, по сути дела, международным  торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

 

Для России доступ к вышеназванным  преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее  сейчас стоит вопрос о защите своих  экспортеров. На пути российских товаров  установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет.

 

Вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

 

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

 

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство  соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

 

По условиям вступления в ВТО  в ответ на открытие для ее товаров  зарубежных рынков Россия должна будет  шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными.

 

Выигрыш от вступления России в ВТО  может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика  находится сегодня в таком  состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта.

 

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в  соответствие с нормами ВТО и  будущими обязательствами России в  связи с ее присоединением. Более  половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

Информация о работе Внешнеторговый оборот РФ - структура, характерные черты