Виды, способы и методы обнаружения фальсификации кондитерских изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:06, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании видов, способов и методов обнаружения фальсификации кондитерских изделий.

……Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1.Изучить виды фальсификации.

2.Исследовать виды и способы обнаружения фальсификации мучных кондитерских изделий.

3.Исследовать виды и способы обнаружения фальсификации жиросодержащих кондитерских изделий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......……2

1. Виды фальсфикации…………………………………………………………....3

2. Идентификация, способы и методы обнаружения фальсификации мучных кондитерских изделий…………………………………………………………….6

3. Идентификация, способы и методы обнаружения фальсификации жиросодержащих кондитерских изделий…………………………………...…12

Заключение………………………………………………………………….…..24

Список использованной литературы………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Товарная номенклатура (Анжелика).doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Пониженное  количество шоколадной глазури на мучных изделиях также относится к данной фальсификации.

В последнее  время вместо какао-масла, тертого  какао в шоколадную глазурь, используемую для глазирования вафель, пряников, печенья и т.п., вводят гидрожир, а вместе с гидрожиром и антиокислители. В результате этого повышают срок реализации некоторых мучных изделий.

      Конкретным примером данной фальсификации является следующий. По телевидению началась активная рекламная кампания "Вафель в шоколадной глазури" под названием "Тайна". Закупив несколько вафелек в одном из столичных универсамов, мы с удивлением обнаружили отсутствие в них натурального шоколада, а самым дорогим компонентом там явился эквивалент какао-масла.

Несмотря  на свое громкое название "Вафли в шоколадной глазури" производства ОАО Кондитерская фабрика "Камская" из г. Пермь (владелец товарных знаков — ОАО "Кондитерское объединение "Россия"), изделия какао-масла не содержали, о чем честно было написано на этикетке. А вместо этого благородного продукта в состав вафель были введены "жир кондитерский" и "эквивалент какао-масла". Жир кондитерский, обычно называемый гидрожиром, представляет собой недорогие растительные жиры, подвергнутые гидрированию. При таянии во рту гидрожир придает кондитерской глазури ощущение салистости. Тем не менее, вафли "Тайна", в целом обладая неплохим вкусом и ароматом за счет пищевых ароматизаторов, к сожалению, отдают пищевой химией и действительно являются "тайной" для потребителя.

      Продолжает применяться фальсификация, идущая еще со времен социализма, по замене сливочного масла на маргарин как при изготовлении различных видов печенья, восточных сладостей, так и в отделке тортов и пирожных. Отличить маргарин от сливочного масла легко по наличию в нем антиокислителей — бутилокситолуола, бутилоксианизола.

Одновременно  в мучные кондитерские изделия вводят антиокислители и консерванты, продлевающие гарантийный срок хранения.

Так, у  сахарного печенья "Юбилейное", рекламируемого по телевидению, с гарантийным сроком хранения 3 месяца, вначале продлили срок реализации до 5 месяцев, а теперь увеличивают до 9 месяцев за счет введения антиокислителей. Эту фальсификацию можно легко распознать

следующим способом: берете печенье и с уголка поджигаете спичкой или зажигалкой. Натуральное печенье без добавок не горит, а коптит и после удаления огня гаснет. Печенье. с химическими добавками горит синим пламенем, таким же, как и у газовой горелки.

Для увеличения массы шоколадной глазури, используемой для глазирования печенья, пряников и т.п., могут вводить повышенное содержание сахара, воды. Поскольку в шоколадной глазури, представляющей собой жировую среду, вода нерастворима, то в него предварительно вводят различные поверхностно-активные вещества — лецитин, фосфатидные и другие концентраты, что позволяет увеличить содержание воды в глазури с 1% до 6—9%.

При такой  фальсификации шоколадная глазурь  будет иметь параметры, характерные  для искусственного шоколада.

В качестве примера, какие пищевые добавки  вводятся в мучные кондитерские изделия, рассмотрим состав двух тортов — "Мария", выработанного в соответствии с ОСТ 10-060-95 и "Верди", выработанного по ТУ.

      Количественная фальсификация мучных кондитерских изделий (недовес) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки с печеньем, пряниками, вафлями занижен за счет использования более плотной бумаги. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу сахаристых кондитерских изделий поверенными измерительными мерами веса.

Информационная  фальсификация мучных кондитерских изделий — это обман потребителя  с помощью неточной или искаженной информации об этих изделиях.3

Этот  вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о мучных кондитерских изделиях довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

наименование  товара;

страна  происхождения товара;

фирма-изготовитель товара;

количество  товара;

местонахождение предприятия;

состав  изделий;

срок  хранения.

      В мучных кондитерских изделиях, в нарушение Закона "О защите прав потребителя", не указывается, какие введены консерванты или антиокислители, продлевающие их гарантийный срок хранения.

      К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы. 
 
 
 
 
 
 

Идентификация, способы и методы обнаружения фальсификации  жиросодержащих кондитерских изделий. 

      При проведении экспертизы подлинности шоколада и какао-продуктов могут возникать следующие цели исследования:

-идентификация вида шоколада или какао-продукта;

-способы фальсификации и методы их обнаружения.

      При проведении экспертизы подлинности с целью идентификации вида шоколада или какао-продуктов эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач, методов и методик, которыми он владеет в совершенстве.4

      Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт при данной цели. Идентификацию вида шоколада (вида исходного сырья, из которого он получен) и какао-продуктов устанавливают по ряду показателей. Обыкновенный шоколад отличается значительным содержанием сахара и умеренным содержанием какао-продуктов и его можно отличить по следующим показателям: содержание сахаров свыше 55%;  содержание жира около 33%;  содержание белковых веществ около 5%, без учета содержания в добавлениях (в ядрах орехов); содержание клетчатки менее 4%.

Десертный шоколад содержит меньше сахара, больше какао-массы и какао-масла, чем  обыкновенный, и поэтому имеет  следующие параметры: содержание сахаров меньше 50%;  содержание жира более 35%;  содержание белков более 6%; содержание клетчатки свыше 5%.

Шоколадные  батончики представляют собой изделия  с шоколадным корпусом, в котором  начинка составляет всего 35%, а в  изделиях свыше 50 г — только 20%.

Белый шоколад не содержит какао-массы, а  только сахар и какао-масло и поэтому имеет следующие характерные показатели:  не содержит теобромина; не содержит клетчатки; практически отсутствуют белковые вещества.

Препарированный какао-порошок представляет собой измельченный жмых после выпрессовывания какао-масла и содержит:  пониженное количество какао-масла (около 15%);  рН водного экстракта около 7;  массовую долю золы около 9%.

Непрепарированный какао-порошок также представляет собой измельченный жмых, но имеет следующие показатели: массовая доля жира около 17%; рН водного экстракта не выше 6,4;  массовая доля золы около 6%, а зольный коэффициент не превышает 0,5.

 Искусственный  шоколад представляет собой изделие,  в котором какао-масло заменено  на гидрожир, и его можно отличить  по следующим параметрам:  присутствие антиокислителей, характерных для гидрожира (бутилокситолуол, бутилоксианизол);  появление салистого привкуса;  отсутствие глянцевого блеска на поверхности;  на разломе нет характерного для натурального шоколада "скола, как у стекла".

Наиболее  сложной экспертизой подлинности является ее проведение с целью определения фальсификации шоколада. Поскольку спрос на шоколад и шоколадные изделия повышается, то в последнее время на рынках России появляются следующие виды фальсификации:

-ассортиментная фальсификация шоколада может производиться путем подмены одного вида шоколада другим. Довольно часто вместо десертного шоколада продают обыкновенный. Выявить такую фальсификацию можно по показателям, указанным в идентификационной экспертизе

-качественная фальсификация шоколада, наиболее широко применяемая как при его производстве, так и при реализации, включает: нарушение рецептуры; введение чужеродных добавок; введение антиокислителей, консервантов, красителей и ароматизаторов; повышенное содержание воды. Рассмотрим некоторые из них. Нарушение рецептурного соотношения основных компонентов происходит путем введения в больших количествах менее ценных компонентов и снижения содержания более дорогих компонентов. Таким образом, в шоколадной массе снижают долю какао-масла и тертого какао за счет введения повышенного количества сухого и сгущенного молока, сливок, изюма, растертых орехов, цукатов, дробленых вафель и т.п. Для увеличения массы шоколада в него могут вводить повышенное содержание сахара, воды. Поскольку в шоколадной массе, представляющей собой жировую среду, вода нерастворима, то вводят различные поверхностно-активные вещества — лецитин, фосфатидные и другие концентраты, что позволяет увеличить содержание воды с 1% до 6—9%. В натуральный шоколад и шоколадные изделия вводят вместо какао-масла: гидрожир; или его еще называют растительный жир; маслоподобное, идентичное какао-маслу, и другие синонимы. При такой фальсификации натуральный шоколад будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада. Следующий вид подделки шоколада — это добавление какао-порошка. Если вы увидите его в составе продукта, знайте, что это не шоколад, а нечто низкокачественное, так как какао-порошок приготовлен из жмыха (остается после отжима масла из какао-бобов). Обычно какао-порошок добавляют в гидрожир для придания ему коричневого цвета. На некоторых импортных шоколадках значится "какао-велла", что переводится буквально как "жмых". Имеется еще один способ фальсификации — это добавление соевых и различных белковых продуктов. Их вы распознаете по более светлой и матовой поверхности "шоколада" (настоящий имеет будто отполированную), по прилипанию к зубам и глухому звуку при ломке. Для удлинения сроков хранения (а шоколад имеет небольшой срок хранения и поэтому многие потребители храпят его в холодильнике) вводят различные консерванты, антиокислители. При этом в составе не указывают, какие введены консерванты или антиокислители, поэтому если перед вами шоколад или шоколадное изделие со сроком реализации более 4 месяцев, то значит, обязательно в нем содержится антиокислитель. Поскольку шоколад и шоколадные изделия имеют жировую основу, то обычно консерванты не вносят, а вот без антиокислителей для продления срока хранения не обойтись. Количественная фальсификация шоколада (недовес) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений, указанные в действующем стандарте.

      Например, вес нетто плитки шоколада или шоколадного батончика занижен и т.д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, взвесив данное изделие поверенными измерительными мерами веса. Информационная фальсификация шоколада и шоколадных изделий — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации об изделиях из какао- бобов. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Иногда называют шоколадными изделиями, с целью привлечения покупателей, продукты, которые никакого отношения к ним не имеет. Так, штучные конфеты "Марс", "Сникерс", "Баунти" и т. д., глазированные шоколадной глазурью, называют шоколадными батончиками, хотя они к ним не относятся. При фальсификации информации о шоколаде и шоколадных изделиях довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: фирма-изготовитель товара; наименование товара; страна происхождения товара; количество товара; состав изделия. К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:  каким способом изготовлены печатные документы;  имеются ли подчистки, исправления в документе;  является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др. В общем, специалисты считают, что фальсификация начинается не с добавок сои и жиров как таковых, а с маркировки, где все эти эквиваленты, заменители, консерванты; антиокислители и ароматизаторы скромно замалчиваются, либо указываются, но продукт, в расчете на наше незнание, гордо именуется шоколадом и, конечно же, стоит дороже, чем того заслуживает.5

      Кондитерская фабрика "Волшебница" выпустила в продажу шоколадки "Алена" и "Анюта", вводящие потребителя в заблуждение рисунком своих этикеток, которые очень близки к рисунку знаменитой "Аленки". Главное правило для потребителя — внимательно изучив упаковку, не покупать подозрительный продукт.

      Фруктово-ягодные кондитерские изделия

При проведении экспертизы подлинности фруктово-ягодных  кондитерских изделий могут возникать  следующие цели исследования:

-идентификация  вида изделия;

-идентификация сорта некоторых изделий;

-способы фальсификации и методы их обнаружения.

Информация о работе Виды, способы и методы обнаружения фальсификации кондитерских изделий