Требования к потребительской и транспортной маркировке пищевых продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание

Я рассмотрела и изучила основные требования потребительской и транспортной маркировке пищевых продуктов. Узнала много интересной и очень важной информации для себя как в качестве потребителя.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
Маркировка товаров в России и за рубежом………………………………..4
Требования к маркировке упакованных пищевых продуктов………...8
Перечень сведений в маркировке пищевых продуктов………....8
Наименование упакованного пищевого продукта…………….....9
Состав упакованного пищевого продукта………………………10
Количество продукта……………………………………………..13
Дата изготовления и срок годности продукта…………………..14
Дата фасования упакованного пищевого продукта…………….15
Наименование и место нахождения изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера……………….16
Пищевая ценность продукта……………………………………..17
Заявления об отличительных свойствах упакованных пищевых продуктов …………………………………………………………19
Информация о наличии в пищевом продукте ингредиентов, полученных из (или) или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов………………………………...20
Знаки в составе маркировки…………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………..22
Список используемой литературы………………………………………....23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по упаковке.docx

— 48.71 Кб (Скачать документ)

 

            Тольяттинский государственный университет

 

 

 

 

 

Курсовая работа по товароведению  упаковочных материалов и тары на тему: «Требования к потребительской  и транспортной маркировке пищевых  продуктов».

 

 

 

 

 

Выполнил: Чечетко И.В

Группа: ТЭ-301

Проверил:  Харламова В.В.

 

 

 

 

 

                                       Тольятти, 2010

                                           Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Маркировка товаров в России и за рубежом………………………………..4
    1. Требования к маркировке упакованных пищевых продуктов………...8
      1. Перечень сведений в маркировке пищевых продуктов………....8
      2. Наименование упакованного пищевого продукта…………….....9
      3. Состав упакованного пищевого продукта………………………10
      4. Количество продукта……………………………………………..13
      5. Дата изготовления и срок годности продукта…………………..14
      6. Дата фасования упакованного пищевого продукта…………….15
      7. Наименование и место нахождения изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера……………….16
      8. Пищевая ценность продукта……………………………………..17
      9. Заявления об отличительных свойствах упакованных пищевых продуктов …………………………………………………………19
      10.   Информация о наличии в пищевом продукте  ингредиентов, полученных из (или) или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов………………………………...20
    2. Знаки в составе маркировки…………………………………………....20
  3. Заключение…………………………………………………………………..22
  4. Список используемой литературы………………………………………....23

 

 

 

 

 

                                Введение.

     Я рассмотрела и изучила основные требования потребительской и транспортной маркировке пищевых продуктов.  Узнала много интересной и очень важной информации для себя как в качестве потребителя.

     Нет необходимости доказывать, какое огромное значение для здоровья людей имеет правильное питание, потребление полезных и безопасных продуктов. Острота проблемы рационального питания может быть существенно уменьшена, если потребители получают необходимую и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов.

     Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка - носитель актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением (например, его таре и упаковке). Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.  
     В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

 

 

 

 

      1.  Маркировка товаров в России и за рубежом

Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка - носитель актуальной информации как о нем  самом, так и о предметах, связанных  с его обращением (например, его таре и упаковке). Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.  
     В общем случае маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или  упаковку. Кроме того, они могут  быть самостоятельным носителем  информации, который приклеивается  или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров  имеют на упаковке этикетку, на которую  текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем  приклеивания бумажной этикетки или  нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно  на товар (например, маркировка на донышке  посуды, на электробытовых товарах).

Кольеретки — разновидность  этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут  большой информационной нагрузки, в  основном их назначение — эстетическое оформление бутылок. Применяются для  бутылок с алкогольными, безалкогольными  напитками и пивом вместе с  основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут  быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или  информационные знаки. Иногда на кольеретках  вообще отсутствует информация.

Вкладыши — это разновидность  этикеток, отличающиеся от них направленностью  товарной информации, предназначенные  для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать  краткую характеристику потребительских  свойств товара, в первую очередь  — функционального назначения. Тогда  вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или  проспекта, но в отличие от них  рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через  характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических  и лекарственных средств; товаров  бытовой химии.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются  к товару. Для них характерны меньшая  информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Контрольные ленты —  это носители краткой дублирующей  товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной  для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они  могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической  информации, цель которой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты  наиболее часто применяются для  одежно-обувных товаров, причем у  обуви сведения контрольной ленты  чаще наносятся на подкладку или  внутреннюю часть.

Клейма и штампы —  носители информации, предназначенные  для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных  приспособлений установленной формы.

Существует несколько  способов клеймения и штампования  товаров и упаковок: нанесение  клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава  РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых  или казеиновых цифр, букв в продукт.

Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства  товаров, — нанесение клейма или  штампа несмываемой краской. Электроклейма  выжигают в основном на тушках птиц.

Рельефная маркировка в  виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических  консервных банках, реже на крышках  стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается  и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание  пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

К клеймам и штампам  предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость  независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения  и штампования.

Торговая маркировка —  текст, условные обозначения или  рисунок, нанесенные изготовителем  на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или  эксплуатационные документы.

 
     Следует подчеркнуть, что, принимая во внимание всевозрастающие объемы международной  торговли, особое значение приобретают  знаки как особые средства передачи информации, как правило, не базирующиеся на текстовой основе или все же использующие его некоторые элементы для обеспечения их понятности для пользователей. Это обусловлено способностью знаков в сжатой образной форме предоставлять определенную информацию об объекте, выделяясь среди монотонной массы текстовой информации.  
      Все вышесказанное приобретает особое значение в условиях, когда все больше производителей используют так называемую многоязыковую маркировку, направленную среди прочего на снижение стоимости товаров, сбережение ресурсов и ориентированную не на рынок одной страны, а на все мировое или региональное рыночное пространство в зависимости от типа товара.  
      При этом существует необходимость разработки и применения стандартных международных требований к маркировке товаров и знакам (их системам), которые были бы способны в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передавать потребителю важную информацию о продукте. Эта необходимость подчеркивается постоянно возрастающей сложностью потребительских товаров и услуг на их основе, особенно в случаях, когда функциональные аспекты могут быть непонятны для потребителей с первого взгляда. Кроме того, в особых случаях информация о продукте и необходимые для потребителя предупреждения могут быть эффективно переданы в форме специальных знаков, учитывающих так называемые особые группы потребителей: детей, инвалидов и даже неграмотных пользователей.  
      Это становится особенно актуальным в настоящее время, когда наша страна испытывает необходимость ускоренной интеграции в мировое торговое сообщество на правах равноправного партнера. Пока это затруднено или даже порой невозможно без гармонизации требований к товарам и их обороту, частью которых являются требования к их маркировке.  
      Настоящая серия статей содержит краткий обзор ситуации с маркировкой товаров в Российской Федерации и за рубежом по следующим основным направлениям: общая потребительская информация о товаре; предупредительная маркировка; сертификационные знаки (знаки соответствия); экологическая маркировка; маркировка грузов (транспортная маркировка); товарные знаки; штрих-коды; специальная маркировка и пр. [1]. 

 
  2.1 Требования к маркировке упакованных пищевых продуктов

 

    В России требования к маркировке пищевых продуктов законодательно установлены Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[2].

            2.1.1 Перечень сведений в маркировке пищевых продуктов

         1. Маркировка продукта должны быть указаны функциональная группа пищевой добавки и ее наименование, которое может быть заменено индексом пищевой добавки. Если пищевая добавка имеет несколько технологических

функций, то указывается  функциональная группа, соответствующая  цели использования добавки при  изготовлении упакованного пищевого продукта.     Не требуется указания в составе упакованного пищевого продукта двуокиси углерода, если в описании продукта указано, что он газированный.

2. Не допускается использовать  в маркировке упакованного пищевого  продукта графические изображения  пищевых продуктов (ингредиентов), если они или продукты их  переработки, или ароматизаторы,  имитирующие наличие этих ингредиентов, не входят в состав данного  пищевого продукта.  При использовании  в маркировке упакованного пищевого  продукта изображения блюд с  применением этого продукта должно  быть добавлено пояснение «вариант  готового блюда» (или аналогичное).

3. Технические регламенты  на отдельные группы или виды  пищевых продуктов могут устанавливать  дополнительные требования к  маркировке упакованных пищевых  продуктов для потребителей.

 

               2.1.2 Наименование упакованного пищевого продукта

1. Наименование  должно достоверно описывать  продукт и позволять покупателю  отличать данный вид пищевого  продукта от других видов пищевых  продуктов.

Информация о работе Требования к потребительской и транспортной маркировке пищевых продуктов