Социологические методы в исследовании потребительских предпочтений на примере чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:11, курсовая работа

Описание

Современный потребительский рынок характеризуется существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, и самое главное какую марку чая выбирает потребитель, а также что именно побуждает покупателя совершать покупки

Содержание

Введение___________________________________________________3
Литературный обзор
Современное состояние рынка товаров группы чая________4
Факторы, обусловливающие формирование предпочтений чая_12
Методология исследования потребительских предпочтений___16
Метод опроса______________________________________19
Практическая часть
Характеристика анкеты – вопросника______________________21
Характеристика условий проведения социологического исследования__________________________________________25
Анализ результатов исследования_________________________26
Выводы и предложения____________________________________________33
Список литературы____________________________

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 151.44 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Дисциплина:  «Теоретические основы товароведения»

Тема:

 «Социологические  методы в исследовании потребительских  предпочтений на примере чая» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2009

Содержание

 Введение___________________________________________________3

  1. Литературный обзор
    1. Современное состояние рынка товаров группы чая________4
    2. Факторы, обусловливающие формирование предпочтений чая_12
    3. Методология исследования потребительских предпочтений___16
      1. Метод опроса______________________________________19
  2. Практическая часть
    1. Характеристика анкеты – вопросника______________________21
    2. Характеристика условий проведения социологического исследования__________________________________________25
    3. Анализ результатов исследования_________________________26

Выводы  и предложения____________________________________________33

Список  литературы________________________________________________35

 Приложения_____________________________________________________36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Потребительский рынок характеризуется тем, что  на нем отдельные лица, семьи или  домохозяйства приобретают товары и услуги для собственного потребления.

    По  числу участников этот рынок самый  крупный в любой стране. По существу каждый житель страны является потенциальным  покупателем независимо от возраста, ибо в данном случае важно, не кто идет в магазин, а для кого совершается покупка. Из этого следует, что покупатели отличаются друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, склонностью к перемене мест, вкусам, особенностям поведения и другим параметрам.

    Современный потребительский рынок характеризуется  существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов  со своими клиентами. В результате возникает  необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом  совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, и самое главное какую марку   чая выбирает потребитель, а также что именно побуждает покупателя совершать покупки. Таким образом, основной акцент делается на исследование отношений между рыночными стимулами и реакцией покупателей. Основой анализа является характеристика покупателя и процесса принятия решений относительно покупки чая. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литературный  обзор

Современное состояние рынка  чайной продукции.

    По  уровню потребления чая на душу населения  Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая. На протяжении последних семи лет объем российского рынка чая в натуральном выражении практически не менялся, в 2007 году он составил 170 тыс. т. По мнению экспертов, российский рынок чая достиг точки насыщения.

    В 2007 г. прирост рынка чая в стоимостном  выражении по сравнению с 2006 г. составил 6%, а объем рынка – около $ 1,2 млрд. Увеличение рынка в стоимостном  выражении при неизменном объеме в натуральном выражении вызвано, во-первых, увеличением цен, а, во-вторых, изменением структуры потребления. По оценкам экспертов, потенциал  роста российского рынка чая  в стоимостном выражении достаточно велик.

    Более 75% рынка контролируют всего пять компаний - "Орими Трейд", «Компания «Май», «Unilever», "Ахмад" и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания "Орими трейд" (торговые марки Greenfield, TESS, "Принцесса Канди", "Принцесса Нури", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява"), контролирующая 28,9% рынка в денежном выражении и 32,6% - в натуральном. Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в январе 2008 г. были Lipton и «Ahmad» и Greenfield.

    Самым крупным сегментом рынка является черный чай, но его доля неуклонно снижается. В 2007 г. в стоимостном выражении, она составила порядка 80%, в натуральном – 89%. Вместе с тем, растет спрос на зеленый, фруктовый и травяной чаи, которые ассоциируются у большинства населения со здоровым образом жизни. Растет потребление ароматизированных чаев. По данным одного из исследований, самым популярным вкусом в сегменте чая с добавками у российских потребителей являются лимон и бергамот.

    В последнее время эксперты отмечают постепенное сужение сегмента дешевого чая и расширение среднеценового и премиального сегментов. Доля сегмента премиум, уже превышает 46% в стоимостном выражении.  
По данным ФСГС, производство натурального чая в России в 2007 г. выросло на 14,8% по сравнению с 2006 г., составив 133 066 т. Рост связан, в определенной степени, с открытием большинством иностранных игроков российского чайного рынка собственных чаеразвесочных предприятий на территории России. Особенно актуальной эта тенденция стала после отмены пошлин на ввоз чая в январе 2007 г. Сегодня в России фасуется около 80% потребляемого здесь чая.

    Сочи - это единственное место в России, где выращивают чайный лист и производят чай первичной обработки (сортовой). Сегодня в Сочи работает шесть  хозяйств, которые специализируются на выращивании чая. В 2007 г. чаеводческими  хозяйствами Сочи было собрано 600 т. чая, что в два раза меньше чем, в 2006 г. В 2008 году планируется собрать 1200-1400 тонн чайного листа.

    В нашей стране чай производят в  основном (на 99%) из импортного сырья. Большая  часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. За 9 месяцев 2007 г. объем импорта чая  составил 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает  уровень соответствующего периода 2006 г. Средняя фактическая экспортная цена чая в 2007 г. увеличилась в 1,1-1,2 раза по сравнению с 2006 г.  

    В связи с проведением в Китае  заседания Межправительственной группы по чаю ФАО подготовила доклад о состоянии в отрасли и  о среднесрочных тенденциях на мировом  рынке чая. В ближайшие годы предполагается резко усилить борьбу за качество чая, прежде всего - черного. С этой целью  будут разрабатываться новые стандарты качества. 
 

    Экспорт.

    В экспорте чая значительных изменений  также не произошло. Экспорт составил 1,55 млн т. Отдельные страны, например Кения, Индонезия, теряли свои позиции на мировом рынке, но потери были компенсированы за счет поставок Индии, Вьетнама и Шри-Ланки. Вьетнамский экспорт, к примеру, увеличился на 24% и составил 105 тыс. т, Индии - на 14%,                  достигнув 218 тыс. т.

    Значительно возросла торговля чаем на Ближнем Востоке. 
Китайский экспорт остался на прежнем уровне - 286 тыс. т. Неплохо себя показали и новые экспортеры чая - Руанда, Танзания и Зимбабве.

    Серьезно  сократился экспорт чая из Кении. Это результат плохого урожая.

    Крупнейший  экспортер Индия. Это связано  с межправительственным соглашением 1994 года, определяющим порядок погашения  долга бывшему СССР. В соответствии с ним платежи за чай могут  совершаться в клиринговых рупиях и освобождены от НДС. Благодаря этому общий размер таможенных сборов за фасованный чай уменьшается до 15% по сравнению с 38%, в сравнении с Шри-Ланкой.

Импорт.

      Импорт чая в 2006 году несколько  упал и составил 1,57 млн т (обратите внимание: в 2006 году мировой экспорт был на уровне 1,55 млн т). Специалисты чайного рынка объясняют это снижением закупок крупнейшими импортерами, среди которых Пакистан, Россия и Голландия.

    Россия  закупила чая на 2% меньше. Это 127 тыс. т. Голландия снизила импорт на 25%, Пакистан - на 3%. Однако в целом ситуация не ухудшилась благодаря росту импорта  таких стран, как США, Англия, Германия.

    По  данным ГТК РФ в январе-июле 2002 года импорт чая вырос на 21,3% до 136,4 млн. долл. США по сравнению с аналогичным  периодом 2001 года. (среднее значение). 

    Посмотреть: с июня 1997 года установлена  таможенная пошлина  на фасованный чай  в размере 20%, что  может привести к  увеличению доли поставки нефасованного чая. 

Табл1 - Динамика и товарная структура импорта чая в Россию 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999
Объем, тонн 91759,3 147 491 118 520 158 162 150 225 161 086
Стоимость, тыс. долл. 260 368,3 291 410,7 202 930,8 281 155 311 627 283 007
Средняя цена, долл. кг. 2,84 1,98 1,71 1,78 2,07 1,76
 

Черный чай, всего

Объем, тонн - 145 983 113 457 151 473 147 379 -
Стоимость, тыс. долл. - 289 599 198 596,3 275 635,9 307 590,4 -
Средняя цена, долл. кг. - 1,98 1,75 1,82 2,09 -
Доля  в общем объеме импорта чая, % - 98,98% 95,73% 95,77% 98,11% -
 

В т.ч. расфасованный  чай (упаковка до 3 кг)

Объем, тонн - 80 210 65 633 108 799 100 655 -
Стоимость, тыс. долл. - 189 515,6 139 823,9 213 554,5 233 202,9 -
Средняя цена, долл. кг. - 2,36 2,13 1,96 2,32 -
Доля  в общем объеме импорта черного  чая, % - 54,94% 57,85 71,83% 68,3% -

В т.ч. байховый чай

Объем, тонн - 65 773 47 824 42 674 46 724 -
Стоимость, тыс. долл. - 100 083,4 58 772,4 62 081,4 74 387,5 -
Средняя цена, долл. кг. - 1,52 1,23 1,45 1,59 -
Доля  в общем объеме импорта черного  чая, % - 45,06% 42,15% 28,17% 31,70 -

Информация о работе Социологические методы в исследовании потребительских предпочтений на примере чая