Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание

Вопрос 1: Система показателей эффективности использования основных средств торгового предприятия
Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура
Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота
Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и планирование товарооборота
Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов

Работа состоит из  1 файл

государственный экзамен.doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

На изменение прибыли  влияют две группы факторов: внешние  и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренними факторами  изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость  продукции, структура продукции  и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

К основным направлениям использования прибыли относятся:

Распределение чистой прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разграничивается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения.

Смета расходов, финансируемых  из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды  трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

На предприятии могут  быть созданы следующие фонды  специального назначения:

1) фонд накопления

Используется на НИОКР, разработку и освоение новых видов  продукции, технических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций и др.;

2) фонд потребления

Используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются: расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятия; оказание материальной помощи; выплаты надбавок к пенсиям, компенсаций работникам удорожания питания и т.п.

3) резервный фонд

Финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Размер резервного фонда должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты на расширение деятельности и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

 

Вопрос 13: Показатели эффективности использования  ресурсов торгового предприятия

К показателям эффективности использования ресурсов торгового предприятия относятся: 
- экономический эффект; 
- показатели эффективности.

Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль.

Ограниченность показателей  экономического эффекта заключается  в том, что по ним нельзя сделать  вывод о качественном уровне использования  ресурсов и уровне доходности предприятия.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

.

Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Можно выделить следующие основные показатели:

а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

б) рентабельность основной деятельности (Rод) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:

где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;

Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;

 

Вопрос 14:  Факторы экономического роста предприятия и пути их использования в современных условиях

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень  валового дохода, относятся:

. объем, состав и  ассортиментная структура товарооборота;

. условия поставки  товаров;

. экономическая обоснованность торговой надбавки;

. количество и качество  дополнительных услуг.

Кроме того, на объем прибыли  оказывают влияние значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

    1. политическая стабильность;
    2. состояние экономики;
    3. демографическая ситуация;
    4. конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
    5. темпы инфляции;
    6. ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

    1. объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);. 
    2. размер издержек обращения;
    3. производительность труда работников;
    4. скорость оборачиваемости товаров;
    5. наличие собственных оборотных средств;
    6. эффективность использования основных фондов.

 

Вопрос 15: Виды торгово-посреднических фирм и  особенности их коммерческой деятельности

К торгово-посредническим фирмам относятся фирмы, в юридическом  и хозяйственном отношении не зависимые от производителя и потребителя товаров (сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компаний к этой категории фирм не относятся). Торгово-посреднические фирмы действуют в целях извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки товаров у экспортеров, и ценами, по которым эти товары продаются покупателям, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на внешние рынки. Торгово-посреднические фирмы занимаются в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них иногда выполняют и производственные операции (связанные большей частью с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров), транспортировкой грузов, страхованием, но эти функции подчинены осуществлению торговой деятельности. Торгово-посреднические фирмы имеют, как правило, собственную материально-техническую базу — склады, демонстрационные залы, розничные магазины. Роль торговых посредников выполняют государственные организации и торговые компании развивающихся стран, осуществляющие операции по закупкам и экспорту товаров.

В зависимости от характера  совершаемых операций различают  следующие виды торгово-посреднических фирм: торговые, комиссионные, агентские, брокерские, фэкторы.

Торговые фирмы – это, как правило, осуществляют операции за свой счет и от своего имени. Работают в основном с постоянными поставщиками и поддерживают с ними длительные отношения. По характеру совершаемых операций торговые фирмы подразделяются на торговые дома, экспортные, импортные, оптовые, розничные фирмы, дистрибьюторы, стокисты.

Торговые дома закупают товары у производителей или оптовиков  своей страны и перепродают их за границей; приобретают иностранные товары за рубежом и перепродают их местным оптовикам или розничным торговцам, а также промышленным потребителям. Торговые дома работают либо по широкой номенклатуре товаров, либо специализируются на одном из них или группе товаров.

Экспортные фирмы —  это торговые предприятия, которые  закупают за свой счет товары на внутреннем рынке и затем перепродают  их от своего имени за границей. В  отдельных случаях они выполняют  и комиссионные поручения, выступая при этом в качестве комиссионеров зарубежных фирм, а не предприятий своей страны. В зависимости от выполняемых функций и номенклатуры товаров экспортные фирмы подразделяются на специализированные, универсальные и фирмы, заготавливающие сельскохозяйственные товары развивающихся стран.

Импортные фирмы - закупают за свой счет за границей товары и продают  их затем на внутреннем рынке промышленникам, оптовым и розничным торговцам. Эти фирмы имеют на складах товарные запасы и по требованию производят немедленные поставки на внутренний рынок.

Оптовые фирмы - выступают  в качестве посредников между  промышленными или заготовительными предприятиями и розничными торговыми  фирмами.

Розничные фирмы - часто  сами осуществляют операции по импорту  и экспорту товаров, не прибегая к услугам импортных и оптовых фирм. Крупные розничные фирмы имеют широкую сеть своих филиалов, дочерних компаний и закупочных контор за границей.

Дистрибьюторы — это  фирмы, осуществляющие в основном импортные  операции и выступающие как торговцы по договору на основе соглашения о предоставлении им права на продажу Обычно они получают исключительное право на закупку и продажу установленного круга товаров или услуг на определенных рынках Дистрибьютор покупает и продает товары от своего имени и за свой счет и находится, как правило, в стране импортера.

Стокисты — это  фирмы в стране импортера, осуществляющие экспортно - импортные операции на основе специального договора о консигнационном складе. Стокисты, как правило, имеют собственные склады, покупают и продают товары за свой счет и от своего имени

Деятельность комиссионных фирм – предполагает разовые поручения комитентов и действуют от своего имени, но за счет комитента. В зависимости от вида совершаемых операции и характера взаимоотношений с комитентом различают экспортные и импортные комиссионные фирмы.

Для агентских фирм характерно представительство на длительный срок. Юридически они всегда сохраняют от них полную независимость

По местоположению агентские фирмы  подразделяются на агентов в стране принципала (экспортный агент, агент-резидент) и агентов в иностранном государстве (заграничный сбытовой агент, заграничный закупочный агент)

Брокерские фирмы (brokers) — это  особый вид посреднических фирм, в  обязанности которых входит функция  свести контрагентов.

Что касается фэкторов (factors), то это - торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера.

Они не только осуществляют экспорт  продукции, но и финансируют экспортные операции, производят страхование экспортных кредитов, инкассацию платежей в стране сбыта, а также содействуют подбору заграничных агентов.

 

Вопрос 16: Современные требования к организации  торговой фирмы

 

Вопрос 17: Содержание и виды контрактов

Контракт - соглашение двух или более сторон, оговаривающее  обязательства и права участников при поставке или приобретении товара (контракт купли-продажи), выполнении определенной работы, предоставлении услуг, передаче прав пользования определенным объектом (аренда, лицензия). В любом контракте стороны согласуют прежде всего предмет договора, договорную цену и срок исполнения договора. В зависимости от вида контракта в нем оговариваются и другие условия (пункты), которые составляют содержание договора и о которых подписывающие контракт стороны договорились в процессе предварительных переговоров. Так, например, внешнеторговый контракт включает в себя следующие обязательные условия: наименование сторон-участников сделки; предмет контракта (то имущество, которое продавец обязан передать покупателю в определенном месте); базисные условия поставки; цена; условие платежа (открытый счет, инкассо, аккредитив); рекламации и санкции (штрафы и т.п.); юридические адреса и подписи сторон. Кроме обязательных, коммерческий контракт может учесть и дополнительные условия: качество товара, сдача-приемка товара, страхование товара, гарантии, упаковка и маркировка, обстоятельства форс-мажора и прочие условия. Существует определенный порядок рассмотрения споров между сторонами по поводу исполнения условий контракта.

Различают следующие  виды контрактов:

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"