Потребительские свойства товаров. Обувь кожаная: классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:16, контрольная работа

Описание

Потребительские свойства — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.

Содержание

Содержание 2

1.Потребительские свойства товаров. Номенклатура показателей
качества товаров. 3

2.Обувь кожаная: классификация, мода, состояние и перспективы российского производства и рынка. 8
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТВ непрод.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Содержание: 

Содержание             2

  1. Потребительские свойства товаров. Номенклатура показателей

качества товаров.            3

  1. Обувь кожаная: классификация, мода, состояние и перспективы российского производства и рынка.        8

Список литературы          12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Потребительские  свойства товаров.  Номенклатура показателей  качества товаров. 
 

     Потребительские свойства — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.

     Номенклатура  потребительских  свойств и показателей  — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

     Номенклатура потребительских свойств и показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы и подгруппы. (см. прилож. А рис 1).

     Рассмотрим  подробнее каждую из указанных групп и подгрупп.

  1. Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

     Свойства назначения подразделяют на подгруппы:

    1. Свойства функционального назначения (функциональные свойства) – отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.
    2. Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показатели свойства социального назначения зависят от многих факторов (направление моды, стиля, сезонности товара).
    3. Свойства классификационного назначения — способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.)
  1. Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

В зависимости  от критерия надежности различают следующие подгруппы свойств:

    1. Долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта
    2. Безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.
    3. Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов.
    4. Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Если же эти потери происходят, они должны быть экономически оправданны.
      1. Эргономические свойства способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.
        1. Антропометрические свойства — способность изделия и его деталей соответствовать размерам, форме, массе потребителя.
        2. Физиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека.
        3. Психологические свойства — способность товаров обеспечивать душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.
        4. Органолептические (психолого-физиологические) свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.
  1. Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.

Подгруппы эстетических свойств представлены в приложении А рис. 2.

    1. Внешний вид — комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность.
    2. Форма — характеризуется геометрическими параметрами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотношение размеров.
    3. Цвет — определяется световыми волнами определенной длины, воспринимаемыми глазом человека.
    4. Состояние поверхности — зависит от состава и структуры веществ или материалов, входящих в товары или упаковку. По степени значимости для эстетического восприятия этот показатель уступает форме и цвету. Эстетичность поверхности оценивается по ее состоянию (гладкая, шероховатая, ворсистая и т. п.), текстуре, наличию выступающих деталей.
    5. Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий.
    6. Совершенство производственного исполнения изделия — определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения сочленений, информационных знаков, упаковки.
    7. Дизайн — способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования. Удовлетворение многообразных потребностей и в первую очередь эстетических достигается путем рационального сочетания показателей внешнего вида (формы, цвета, состояния поверхности и т. п.) с размерами и показателями функциональных и эргономических свойств.
    8. Стиль — способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением.
    9. Мода — способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период. Основополагающими признаками, характеризующими это свойство, являются единичные показатели внешнего вида: форма изделий в целом и/или отдельных его частей (например, заостренная, округлая или квадратная форма носка обуви), цвет и/или цветовая гамма (особенно это характерно для одежды, обуви — модный цвет сезона), состояние поверхности, в том числе деталей оформления (например, наличие рюшек на платьях, блузках, фурнитуры на обуви, мебели и т. п.), наличие или отсутствие отдельных функциональных деталей (например, задника у обуви, рукавов, поясов — у одежды). Названные показатели моды обеспечиваются путем подбора наиболее пригодных видов сырья, материалов и разработки определенной конструкции.
      1. Экологические свойства (экологичность)способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации).
      2. Безопасность — обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и др. видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров.

     Безопасность  делится на следующие подгруппы:

        1. химическая – означает, что продукция не выделяет токсические вещества опасные для потребителя;
        2. механическая – характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий;
        3. радиационная – характеризует степень защиты потребителя от воздействия радиационных элементов;
        4. электрическая – характеризует степень защиты потребителя от воздействия электрических полей, возникающих при эксплуатации различных видов товаров;
        5. биологическая – означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микро-, макроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности;
        6. термическая – характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров;
        7. пожарная – характеризует степень защиты потребителя от потенциальной опасности, связанной с возгоранием товаров при их эксплуатации, хранении и потреблении.
 

     Теперь  более подробно рассмотрим показатели качества товаров.

     Показатель  качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами. Физические величины (длина, масса и плотность и т. п.) могут измеряться количественно и качественно. Каждый показатель имеет наименование и значение.

     Наименование  показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке).

     Значение  показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности), например, 12% сахара в соке. Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товара определенным требованиям или для констатации результатов измерений.

     Показатели  качества по наименованиям делятся  на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие). Классификация показателей качества и их значений см. приложение А рис.3.

  1. Единичные показатели показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.
  2. Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.
  3. Интегральные показатели — показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.
  4. Базовые показатели показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.
  5. Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при оценке, качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели — внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов; физико-химические показатели — массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах — коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алкогольных напитках) и т. д.

      Всем перечисленным показателям  присущи определенные значения, которые делятся на оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.

    1. Оптимальное значение показателя — значение, позволяющее достичь наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обусловливает данный показатель. Например, оптимальное значение показателя «внешний вид плодов и овощей» характеризуется типичными или свойственными природному сорту формой, окраской, чистой и сухой поверхностью без повреждений.
    2. Действительное значение показателя — абсолютное значение, определяемое однократным или многократным его измерением. Например, при оценке качества двух образцов сливочного масла определено содержание жира соответственно — 80,5 и 82,5%. Полученные результаты являются действительными значениями показателя жирности масла.
    3. Относительное значение показателя — значение, определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя.

— Уровень качества товаров — относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.

—Технический уровень качества — относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Показатель технического уровня качества применяется обычно для характеристики сложнотехнических товаров.

    1. Регламентированное значение показателя — значение, установленное действующими нормативными документами. В соответствии с действующим государственным стандартом содержание (массовая доля) жира в сливочном масле Вологодское должно быть не менее 82%. Указанное значение является одновременно и регламентированным, и предельным.
    2. Предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующему НД.

     Предельное  значение показателей качества может быть или минимальным, или максимальным, или диапазонным.

Информация о работе Потребительские свойства товаров. Обувь кожаная: классификация