Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространение духовных ценностей (общество, клубы, театры и т.д) . Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура).

Содержание

Раздел 1 «Культура и общество»
1.Обыденное понимание и научная трактовка соотношения культуры и общества……………………………………………………………………………………………………………..3
2.Способы воздействия общества на человека и способы адаптации человека к ним……………………………………………………………………………………………………………………5
3.Соотношение понятий культуры, общества и цивилизации………………………….6
4.Ответы на вопросы………………………………………………………………………………………….8
Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»
1.Государства «речных» цивилизаций (природно-климатические условия ,их возникновение, процесс становления)……………………………………………………………10
2.Религиозные воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия………………..11
3.Роль жречества и светской власти………………………………………………………………..13
4.Письменность, искусство………………………………………………………………………………16 5.Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта………………….…………………………………………………………………………………………….18
6. Ответы на вопросы……………………………………………………………………………………….20
7.Список литературы……………………………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

контрольная готовая культурология.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

2) Перечислите и объясните типы культуры в плане соотношения культуры и общества.

В качестве первой из них можно  выделить специфические и срединные  культуры. Любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются  и в типологически однородном обществе. Эта спецефичность означает особенность данной культуры, отличие  от всех иных, и проявляется по-разному. Во-первых, в качестве спецефической  может выступать так называемая « маргинальная культура», которую  иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе( срединной) культуры, образа жизни большинства  людей. Такая культура возникает, как  правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи  с резким изменением образа, условий  жизни. Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурой идентификацией, не могут четко определиться, кто  они, какова их культура.

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура- особая форма организации жизни людей ( социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование. В-третьих, специфическая культура выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, часто- противоположными. В культурологи выделяют также этнические и национальные культуры. Они также характеризуютс проблему культуры и общества. Рассмотрение этих типов культуры обусловлено содержанием понятий «этнос» и «нация», которые часто отождествяются, имеют много общего. Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые  антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, быт, предпочтение в пище.

Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»

 

Государства «речных» цивилизаций (природно-климатические  условия ,их возникновение, процесс  становления)

В государства  речных цивилизаций входят четыре страны: Египет, Мессопотамия (Меддуречье), Китай и Индия.

Все древние  цивилизации возникли в особых климатических  условиях. Теплый тропический или субтропический климат. Среднегодовая температура около 20 С. Вторым необходимым условием зарождения ранних городских цивилизаций было наличие воды. Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы сыграли роль инкубаторов для первых цивилизаций. Плодородный ил, регулярно приносящийся разливами рек, позволял достигать невиданной по тем временам продуктивности. Долина Нила, превращенная в уникальную «природную машину», давала два раза в год урожай.

Среди стран  Передней Азии наиболее удобной для  широкого развития земледельческого хозяйства была страна, лежащая между Тигром и Евфратом, которую древние греки называли Месопотамия(Междуречье). Эта страна тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке-с горными кряжами Западного Ирана. Средняя и Южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями(аллювием) Тигра и Евфрата, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида(близ Урала),на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий для ее обработки, но тем самым объективно тормозило развитие сельского хозяйства. Документы хозяйственной отчетности указывают на то, что урожай ячменя был здесь обычно сам-36.В некоторых случаях он достигал максимальной цифры-сам-104,5

Древнейшая  в Южной Азии цивилизация называется Индской, по названию реки, в долине которой она возникла(ныне в основном территория Пакистана). Она может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две- в Месопотамии и Египте,-расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Плотность населения стремительно росла и  поселки общин земледельцев довольно быстро покрыли плодородные долины рек. На большую плотность населения  указывает тот факт, что развалины  крупных городов, как, например Ларсы и Урука, находятся на расстоянии всего лишь 24 км друг от друга. Вероятно, в некоторых случаях имело место насильственное вытеснение общин охотников, в других же сами охотники активно перенимали земледельческие технологии. Возможно, могли существовать и симбиозы, власть в общинах захватывали охотники, вскоре охота превратилась в привилегию знати.

Специфика периодичности земледельческого цикла  вынуждала создавать хранилища  зерна.

Рост  материального богатства приводит к социальному расслоению, косвенным  подтверждением чего являются  развалины  древнейшего дворца: большого монументального комплекса помещений древних шумеров размеров 92*48м. Города росли, неизбежно возникали широкие рыночные отношения. С развитием металлургии шумеры начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы(зеркала, булавки) Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает еще письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Насчитывают до 1500 знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.

 

Религиозные воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия

во главе  государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными , материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона.

Религия в Древнем Египте требовало беспрекословной  покорности фараону, в противном  случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалю.

Религия Древнего Египта представляла собой  сложное напластование верований, возникших в разное время и  в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Главный бог Египта- бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените»- Ра, как «Солнце перед закатом»-Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Одним из важнейших богов был Птах- бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка –своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун-  первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума- Ра возникла первая пара богов –бог воздуха Шу и его жена , богиня влажности  Тефнут. От них родилась Геб-бог Земли и Нут-богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были  важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирис  был воплощением добра и его  обычно называли «добрым богом» Супругой и сестрой его была Исида(Изида)- богиня плодородия,  воды и ветра. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Сын Исиды и Осириса- бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Миф об Осирисе  и Горе занимал важное место в  религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда  царем Египта. Именно он научил египтян воздействовать землю. Его убил брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся к верху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались также иероглифами( рисуночное символическое письмо).В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое.

На протяжении долее трех тысячелетий египетское искусство перетерпит некоторые  изменения, основной установленный  в нем канон останется незыблемым.

Иерархия  была на небе и на земле. В общественной иерархии жрецы стояли непосредственно  за фараоном, и их влияние постоянно  возрастало. В руках фараона сосредоточивались  все функции верховной власти: правителя, военачальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности  определялось тщательно разработанным  церемониалом, призванным демонстрировать  подданным божественную природу  фараона. С теми же целями возводились  и грандиозные пирамиды. Церемониальность пронизала все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу. Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти.

 

Роль жречества и светской власти

Раннем  и Древнем царстве (31-23 вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обуславливало первоначальную неразделенность государственных, дворцовых и жреческих функций. Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали.

Как и  в других культурах, в борьбу со светской властью вступали жрецы. Поэтому  фараоны 4 династии не только пытались возвеличить свою власть строительством самых высоких пирамид; есть свидетельства  о том, что Хуфу закрывал храмы, запретил жертвоприношения. Начало упадка власти фараонов не случайно совпадает с  расцветом храмового строительства(с 4 династии).

Как попытку  восстановить власть фараона во времена 4 династии следует расценивать, в  частности, и вынесение статуй фараона  за стену, окружающую пирамиду,- на глаза  верующим. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты  некоторые помещения заупокойных  храмов. Власти фараона угрожали и  областные правители(монархи). Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия- распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (21-18 вв. до н. э. ), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики- завоевание и освоение новых земель и рабов.

Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически- централизованной властью, но и поддерживалась мощными  идеологическими средствами. Именно формирование общей религиозной структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания. Структура патриархального мифа, видимо, повторяла основные черты  мифа предшествующего, выявляя божественную генеалогию, воспроизводя родовое дерево; возможно, определяя отношения различных родов, позднее- номов( областей) в государственной структуре.

В эпоху  междуцарствий шла настоящая  идеологическая война между сторонниками централизованной власти, призывающими к единению и возврату к культуре Ра и опирающимися на идею посмертного  воздаяния (и даже объясняющими земные беспорядки грехами людей),- и носителями центробежных тенденций. Оппозиционная  идеология зародилась в среде  местных правителей обособившихся номов, присваивающих царские привилегии.

Существование оппозиционной светской идеологии  вызвало раздвоение общественного  сознания и отразилось на характере  заупокойных храмов и гробниц  царей. Поскольку их святость уже  ставилась под сомнение, а сокровищам угрожало разграбление, храмы располагались  у подножия гор, а гробницы- в тайниках скалистых ущелий.

Большое значение имела реформа  Эхнатона, цель которой была полная централизация  власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление  фараона; было предложено признать единым богом нечто, лишенное земного облика. Это преобразование религии содержит в себе и тенденцию к монотеизму. Эхнатон сделал попытку соединить официальную идеологию с оппозиционной. Порывая  с традиционным многобожием, признавая только одного бога- солнечный дискАтон, сыном которого якобы был сам Эхнатон, фараон- реформатор стремился сосредоточить всю власть в руках одного правителя.

Светский  характер культуры этого периода  обусловил и реалистическую направленность искусства. Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхтанон  любуется молодой супругой или они  вместе играют с детьми. Или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал  физической мощи, сурового и жестокого  властителя сменяется образом духовно  возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности. Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми  классическими образами женской красоты.

Сближение идеологического и обыденного сознания, развитие новоегипетского языка  содействовало появлению множества  рукописей светской направленности. Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным  взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения  позволяло поддерживать и расширять  оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты  для развития культуры.

Информация о работе Культура и общество