Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространение духовных ценностей (общество, клубы, театры и т.д) . Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура).

Содержание

Раздел 1 «Культура и общество»
1.Обыденное понимание и научная трактовка соотношения культуры и общества……………………………………………………………………………………………………………..3
2.Способы воздействия общества на человека и способы адаптации человека к ним……………………………………………………………………………………………………………………5
3.Соотношение понятий культуры, общества и цивилизации………………………….6
4.Ответы на вопросы………………………………………………………………………………………….8
Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»
1.Государства «речных» цивилизаций (природно-климатические условия ,их возникновение, процесс становления)……………………………………………………………10
2.Религиозные воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия………………..11
3.Роль жречества и светской власти………………………………………………………………..13
4.Письменность, искусство………………………………………………………………………………16 5.Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта………………….…………………………………………………………………………………………….18
6. Ответы на вопросы……………………………………………………………………………………….20
7.Список литературы……………………………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

контрольная готовая культурология.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

Содержание: ………………………………………………………………………………………………….2

Раздел 1 «Культура и общество»

1.Обыденное  понимание и научная трактовка  соотношения культуры и общества……………………………………………………………………………………………………………..3

2.Способы  воздействия общества на человека  и способы адаптации человека к ним……………………………………………………………………………………………………………………5

3.Соотношение  понятий культуры, общества и  цивилизации………………………….6

4.Ответы  на вопросы………………………………………………………………………………………….8

Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»

1.Государства  «речных» цивилизаций (природно-климатические  условия ,их возникновение, процесс  становления)……………………………………………………………10

2.Религиозные  воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия………………..11

3.Роль жречества  и светской власти………………………………………………………………..13

4.Письменность, искусство………………………………………………………………………………16 5.Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта………………….…………………………………………………………………………………………….18

6. Ответы  на вопросы……………………………………………………………………………………….20

7.Список литературы……………………………………………………………………………………….25

 

Раздел 1 «Культура и общество»

Обыденное понимание и научная трактовка  соотношения культуры и общества.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под  культурой подразумевается отдельная сфера общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространение  духовных ценностей (общество, клубы, театры и т.д) . Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности( культура быта).Обыденное представления о культуре зачастую сводятся  к ее отождествлению с художественной культурой(искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных предметов, образов, идей, созданных человеком на протяжении его истории. Кребер и Клакхон, считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении( ритуалах, традициях).Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом. Наблюдая различия в поведении, мы начинаем понимать, что в их основе лежат культурные различия, и с этого начинается изучение культуры. При таком методологическом подходе культура как предмет изучения антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, повседневное поведение. На этой основе культурная антропология изучает также человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.

Культурная  антропология  рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности  людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных  норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, либо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох- в виде культур отдельных стран и народов, которые еще принято называть локальными и этническими культурами. Благодаря взаимодействию этих культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений(конфликты), так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей.

Таким образом, человеческую культуру составляют различные  локальные культуры, носителями которых  являются народы. Каждый народ представляет собой самостоятельную форму  этнических общностей, или, как принято  называть в этнологии, отдельный  этнос. Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Люди естественным путем объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе -на основе общности исторической судьбы, общих традиций. Однако самыми важными объединяющими факторами являются общность территории и общность языка. Культурная картина мира  находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

Культура  предстает как сотворенная человеком «вторая природа». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется самоочевидным. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, либо только таким образом они могут быть объективированны и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой ,независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различии материальной и духовной культуры, а в признании ее ограниченной связи с развитием общества. Недостаток же в том, что, во-первых, культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры. Трактовка культуры как система ценностей ограничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождестлвять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества. Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности. Взаимодействие состоит в том , что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

 

Способы воздействия общества на человека и способы адаптации человека к ним

Влияние происходит довольно незаметно. Абсолютно  каждый ежесекундно подвергается влиянию  со стороны. При этом мы не осознаем такого факта. Так генетически сложилось, что люди зависят от общественного  мнения. Порой, имея собственное независимое  мнение, человек склоняется под напором  общественного мнения и принимает  его. В последствии он верит в  то, что это было его собственное решение. На деле -такой выбор навязан. Влияние общества на человека проявляется везде -во всех сферах. Не каждому хочется манипулировать другими, но каждому по силам выйти из под влияния общества и жить в согласии со своими собственными ценностями и принципами.

Особенности адаптирования информации заключается в следующем:

1.Развитие  аудиовизуальных средств передачи  информации(телефон, радио) и,  в особенности, компьютерных технологий  во много раз расширило и  качественно изменило поток обрушивающейся  на человека информации, до крайности  обострив проблему адаптации  человека к этой информации. Средства  информационного воздействия оказывают  огромное влияния на сознание  человека и культуру.

2.Проявляются  такие адаптивные механизмы, как  образование социальных структур  по группам идентичности и  стереотипность массовой культуры  и массового сознания. Образование  социальных структур по группам  идентичности можно рассматривать  как адаптивный механизм в  борьбе человека за сохранение  своего коллективного «я» в  мире, где распадаются старые  социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человека не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

3.Выделяются  проблемы экологии человека, связанные  с бурным развитием информационных  технологий. В этой связи наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом(нервно-мышечные мышечные заболевания), так и социально- психологическом уровне(зависимость от компьютера)

В результате создания человеком новой окружающей среды(городской) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует  на изменения среды появлением новых  профессиональных заболеваний, хроническим  напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных путей их решения.

 

Соотношение понятий культуры, общества и цивилизации

Существует  несколько подходов к определению  культуры.

1.Культура-это  то, что отличает человека от  животных, то, что свойственно только человеческому обществу;

2. Культура-это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не связанна с особенностями человека как биологического существа, она создана им; культура противоположна природе;

3.Культура  передается при помощи знаков, символических форм( языка, произведений  искусства) и связана с идеями.

Существует  несколько подходов к рассмотрению культуры:

1.Культура  может быть рассмотрена с точки  зрения семиотики- наука о знаках. Культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Основной знаковой системой является язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию.

2.С точки  зрения социологии культура является  социальным институтом, обеспечивающим  системность и устойчивость общества. Основная цель социального института- организовать деятельность людей в определенной сфере человеческой деятельности. Естественно, культура также является социальным институтом, поскольку она позволяет достичь этой цели. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми тот должен строить свое поведение в самых разных областях.

3. Культура может быть рассмотрена с точки зрения аксиологии- наука о ценностях. Культура представляет собой мир ценностей, т.е организованную систему смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

4. С точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий»,используемых человеком для достижения цели. Эти технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.

Различают шесть форм культуры:

1)народная культура-это произведение искусства, которые создаются непрофессиональными авторами(сказки, песни).

2)Элитарная  культура- это произведение искусства, требующие высокого уровня образования(музыка, литература).

3)Массовая  культура- доступна для всех слоев и социальных групп.

4)Субкультура-культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей.

5)Доминирующая  культура- культура, которую разделяет  большинство членов того или  иного сообщества, антоним контркультуры;

6)Контркультура-  совокупность культурных норм  и ценностей, способов коммуникации  и т.д, выработанная членам  какого-то сообщества в противовес  общепринятым нормам ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

Культура  и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а  конкретного тождества, предполагающего  не только совпадение, но и различия. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например(по М.Кагану),культура-продукт деятельности общества, а общество-субъект этой деятельности. Общество- не простое множество людей, не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образуют общественную жизнь, оно создает общество как некоторый живой организм(органическое тело). Именно общественные отношения выступают как предпосылка и условие собственно человеческой деятельности.

Культура  есть способ деятельности людей, а общественные отношения- плацдарм, основа. Общественные отношения -это основания, а культура- обоснованное.Культура и общество не соотносится как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. Понятия «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация».При этом под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных  достижений общества. Некоторые ученые определяют цивилизацию как «социокультурную общность», как социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно- временными рамками. Есть точка зрения, согласно которой понятие «цивилизация» применимо лишь к таким социокультурным образованиям, которые способны перерабатывать информацию в символической форме. Понятия «цивилизации» связывается в этом случае с наличием социокультурной системы коммуникации.

           Ответы на вопросы:                                                    

         1)В чем заключается проблема соотношения культуры и общества

Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком  в том, что, во-первых, культура при  этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа  самой культуры, соотношение общества и культуры.

Различия общества и культуры выявляет ее определение как совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры- это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, т.е  мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами.

Информация о работе Культура и общество