Конкурентоспособность растительного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Получение высококачественных растительных масел может быть обеспечено за счет не только использования прогрессивных технологий, но и повышения качества семенного фонда. В настоящее время специалистами ВНИИ масличных культур разработано большое количество сортов семян масличных культур, которые обладают свойствами, обеспечивающими сохранность качества масел, как при хранении, так и при переработке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
1.1. Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства…………….7
1.2. Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
1.3. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………
2. Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
3. Современный рынок растительных масел
3.1. Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
3.2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел….28
4. Оценка конкурентоспособности растительных масел
4.1. Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
4.2. Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)
ify">     Формирование  спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС  как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей в случае, если они не будут удовлетворены покупкой. Главная задача организации ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности и намеченного объема продаж.

     Задача  же стимулирования сбыта (СТИС) - побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению больших  партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования сбыта особенно важна, когда на рынке  имеется много конкурирующих между собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа изделий ("бонусные" скидки). При стимулировании сбыта часто используются послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплатное распространение образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на пробу" за реализацию крупных партий товара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь. Большое значение имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.

     Путем совокупного подсчета затрат на оплату энергии и сырья, оценки стоимости обслуживания и ремонтов, расчета расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для готовой продукции, и, прежде всего для машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период эксплуатации, а для сырьевых товаров - на единицу их веса, объема и стоимости.

     В результате воздействия всей совокупности приведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, решающим образом влияющая на его конкурентоспособность.

     С целью повышения качества и конкурентоспособности растительных масел российского производства  разрабатываются более совершенные технологии подготовки семян к извлечению масла, его извлечения и очистки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Факторы и критерии конкурентоспособность  растительного масла

     В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:  
        1.     Классификация Гарбацевича

     · внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;

     · внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.  
       2.     Классификация Трубилина.

     · факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;

     · показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;

     · экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара. 

     3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:  
Внешние факторы:

     1.    Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара); 

     2.    Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара); 

     3.     Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара); 

     4.   Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);

     5.   Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара); 

     6.    Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара); 

     7.    Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

     8.    Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара); 

     9.   Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара); 

     10.   Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

     Внутренние факторы:

     1.     Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность); 

     2.     Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);

     3.    Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);

     4.     Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

     5.    Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

     6.  Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);

     7.    Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

     Основными факторами, формирующими качество, ассортимент и конкурентоспособность растительных масел являются:

  1. планирование и разработка состава растительного масла.
  2. сырьё.
  3. технология производства.

     Основным  критерием конкурентоспособности  товаров служит степень удовлетворения реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

     Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.

     Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя  основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно - для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и оптимальный ассортимент товаров путем обеспечения сбалансированности между спросом и предложением.

     Индивидуальный  потребитель, приобретающий товар  сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

     Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров, которое  отдельные авторы считают наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно.

     Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.

     Первая  проблема заключается в том, что  отдельные группы потребительских  свойств товаров, составляющих качество, неравнозначны. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические свойства.

     Значимость  других групп потребительских свойств (эстетических, экологических, надежности и социального назначения для  разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже ранее указанных. Однако из этого правила есть исключения. Например, для многих швейных изделий престижного спроса социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в частности их долговечность, ремонтопригодность, имеет большую значимость для потребителей со средними или низкими материальными возможностями.

     Эстетические  свойства занимают особое место при  оценке качества одежды как предмета личного потребления. Эстетическая потребность определяется как нужда человека в красоте и в творчестве по законам красоты.

     Вторая  проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения, а следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

     Сложность заключается в том, что потребитель  при оценке качества товаров ориентируется  в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы и представления о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для них.

     Качество  тесно связано с другим критерием  конкурентоспособности - ассортиментом. Более того, целый ряд показателей  качества одновременно применяется  для формирования ассортимента товаров. К числу таких показателей  относятся органолептические (внешний вид), иногда - конструкция (внутреннее строение) одежды. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанавливается по функциональному назначению.

Информация о работе Конкурентоспособность растительного масла