Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования возможностей криминалистической экспертизы лакокрасочных материалов и покрытий обуславливается широким использованием результатов данной экспертизы, юридически закрепленных в виде заключения эксперта, в качестве доказательства в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве. Экспертное исследование материальных признаков веществ и изделий с применением научных методов и последующее формирование на этой основе соответствующих выводов помогают сделать процесс доказывания объективным, что особенно актуально в условиях демократизации предварительного расследования, реализации принципа презумпции невиновности, развития состязательности в уголовном процессе. Благодаря этому также значительно увеличивается объем фактических данных, установление которых существенно не зависит от субъективных факторов.

Работа состоит из  1 файл

Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий.docx

— 124.76 Кб (Скачать документ)

3. Криминалистическое исследование лакокрасочных

материалов, покрытий и окрашенных предметов 

   Лакокрасочное покрытие – покрытие, сформировавшееся на поверхности изделия после  нанесения на нее пленки одного или нескольких слоев лакокрасочных материалов, связанных адгезионными силами с подложкой.

Классификация лакокрасочных материалов и покрытий. Применяемые при нанесении лакокрасочных  покрытий лакокрасочные материалы (ЛКМ) представляют собой многокомпонентные составы, из которых при нанесении тонким слоем на поверхность изделий формируются покрытия с заданным комплексом свойств. Лакокрасочные материалы в зависимости от состава и назначения подразделяют на лаки, эмали, краски, грунтовки и шпатлевки22.

    Лак – раствор пленкообразующих веществ (смол, масел, эфиров целлюлозы, битумов) в органических растворителях, не содержащий пигментов и наполнителей. Он служит для получения твердого, однородного и прозрачного (кроме битумного лака) покрытия.

    Эмаль – суспензия пигментов (или смеси  пигментов с наполнителями) в  лаке. Эмали используются для получения наружных слоев покрытий (по слою грунтовки или шпатлевки).

    Краска  – суспензия пигментов или  их смеси с наполнителями в  пленкообразующих веществах типа растительных масел и олиф, образующая после высыхания окрашенную твердую непрозрачную пленку. Красками называют также пигментированные ЛКМ на основе водных дисперсий полимеров (воднодисперсные краски) и аэродисперсий (порошковые краски).

    Грунтовка (грунт) – суспензия пигментов  с наполнителями в пленкообразователе, образующая после высыхания непрозрачную однородную пленку с прочными адгезионными свойствами к подложке и покровному слою. Грунтовки – пигментированные ЛКМ, формирующие нижние (первые по отношению к подложке) слои ЛКП.

   Шпатлевка – высоконаполненный ЛКМ, вязкая пастообразная масса, состоящая  из пигментов, наполнителей и пленкообразователя, наносимая для сглаживания (шпатлевания – заполнения неровностей и углублений) окрашиваемой поверхности.

   В зависимости от агрегатного состояния  различают жидкие и порошковые лакокрасочные  материалы. Окраска предметов (изделий) осуществляется заводским, кустарным (в условиях нерегламентированных производств) способом и в условиях авторемонтных мастерских (применительно к ЛКП транспортных средств). Поэтому реально имеют место регламентированная и нерегламентированная технологии нанесения ЛКП.

   Особенности собирания следов лакокрасочных материалов и покрытий, на местах происшествий обнаружение частиц ЛКП чаще всего производится в местах возможного контакта окрашенных предметов с другими элементами вещной обстановки места происшествия23:

• по делам  о ДТП – на поверхности транспортных средств, предметов, с которыми они  могли контактировать (на деревьях, столбах, строительных конструкциях, одежде пострадавших и т.д.), а также на дорожном покрытии;

• по делам, связанным со взломом преград, –  в следах орудий взлома, на поверхности  предполагаемых орудий взлома, на полу у взламываемых объектов и пр.

    Поиск частиц ЛКП следует начинать с  тех мест, которые могут прежде всего пострадать от действий членов следственно-оперативной группы в  ходе осмотра места происшествия – на дорожном покрытии и поверхности  пола. Поиск производится при хорошем  дневном или достаточно ярком  искусственном освещении визуально  и при помощи лупы. При необходимости обработки значительных площадей целесообразно использовать небольшой пылесос (автомобильный) со встроенным сменным фильтром из капроновой ткани. Обнаруживаемые частицы ЛКП фиксируются в протоколе осмотра места происшествия подробным описанием с указанием цвета (цветов отдельных слоев многослойных частиц), количеств обнаруженных частиц, локализации и конфигурации зон обнаружения на предмете-носителе. Последние две характеристики могут быть зарисованы на схеме или сфотографированы. Обязательно фиксируют характеристику взаимодействия частиц ЛКП (ЛКМ) с материалом предмета-носителя (см. ниже). Данные частицы изымаются при помощи препаровальных игл, скальпелей, пинцетов таким образом, чтобы не нарушить сохранности краев частиц ЛКП для их возможного последующего трасологического исследования и упаковываются в бумажные или полиэтиленовые пакетики. Ни в коем случае для изъятия и упаковки частиц ЛКП нельзя использовать дактилоскопические пленки и липкие ленты, поскольку в этом случае происходит изменение их формы, набухание и изменение химического состава.

   При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах не следует  отделять их от следовоспринимающей  поверхности: с места происшествия изымаются сами предметы или их выпиленные, вырезанные или отколотые фрагменты, которые упаковываются в бумагу или полиэтилен. Изъятие наслоений ЛКП отдельно от объекта или его части допускается лишь в двух случаях: при невозможности изъятия объекта либо при угрозе утраты микрочастиц при их транспортировке24.

    Поиск частиц постороннего ЛКП на поверхности  транспортного средства проводится визуальным осмотром и при помощи лупы до 8× при хорошем, желательно дневном, освещении и выполняется одновременно с фиксацией повреждений, имеющихся на ТС, предварительной дифференциацией контактных следов на статические и динамические с фиксацией их формы, размеров, количества, направления в пространстве, топографии, расстояния от них до дорожного покрытия. Только после выявления, фиксации, исследования и оценки признаков механизма образования следа производится изъятие вещества следа-наслоения в виде соскобов с мест повреждений, а при отсутствии последних – с наиболее вероятных мест взаимодействия. Наряду с этим отбираются образцы ЛКП с мест, непосредственно примыкающих к повреждениям, на которых наслоения посторонних ЛКП отсутствуют.

    Для последующего проведения идентификационных  исследований по ДТП, предположительный механизм которых не совсем ясен, изъятие и упаковку сравнительных образцов производят отдельно с каждой съемной детали (правых и левых крыльев, вех дверей и т.д.). Сравнительные образцы следует изымать путем отслоения или вырезания кусочков ЛКП острым режущим инструментом (скальпелем) на всю глубину покрытия до подложки для получения сколов площадью 10…20 мм2 и более.

    Поиск частиц постороннего ЛКП на предметах  или их фрагментах со следами орудия взлома производится визуально и при помощи микроскопа при увеличении до 90×. При этом поиск наслоившихся частиц постороннего ЛКП производится одновременно с поиском наслоений иной природы. При этом отмечается наличие частиц постороннего ЛКП, их характеристика и локализация, состояние ЛКП самого предмета с окрашенной поверхностью, нарушение его целостности, следы отделения ЛКП и материала подложки и их локализация, и лишь после фиксации исходного состояния производится отделение частиц постороннего ЛКП для их последующего исследования25.

    Осмотр  одежды также производится визуально  при помощи лупы и микроскопа при  увеличении до 90× на покрытом белой бумагой столе с хорошим освещением. При этом обращается внимание на наличие следов-наслоений ЛКП, их локализацию (строго определенное расположение следа на поверхности воспринимающего объекта) и топографию (расположение элементов следа), решается, не отображают ли они конструктивные особенности детали следообразующего объекта, например деталей ТС (окрашенных бампера, ободка фары, решетки радиатора), определяются признаки механизма их образования, а также их взаиморасположение с другими следами на одежде, в том числе с повреждениями ткани (разрывы, потертости и пр.).

    Следует отметить, что при отправлении  потерпевшего в больницу или морг его одежда должна быть изъята в  кратчайшие сроки. Предметы одежды упаковываются  каждый в отдельности, в чистую гладкую  бумагу, наружной стороной внутрь. Упаковку необходимо производить без встряхиваний с наименьшим количеством операций, чтобы не потерять микрочастиц, находящихся на одежде.

    При фиксации обнаруженных следов ЛКП в  протоколе следственного действия принципиально важно правильно  их определить в соответствии существующей классификацией. Все следы ЛКП можно подразделить на следы наслоения и отделения26.

    След-наслоение определяет изменение свойств поверхности воспринимающего объекта за счет привнесения и закрепления на ней частиц другого ЛКП или ЛКМ под действием механических сил. Разновидности следов-наслоений: притертость, внедрение.

    След-притертость  образуется при закреплении твердых  частиц на поверхности объекта. Частицы  при этом имеют стружкообразную форму либо рифленую поверхность.

    Следы-внедрения  образуются при контактном взаимодействии следовоспринимающей поверхности  с не до конца отвержденным ЛКМ. При  этом происходит проникновение (диффузия) ЛКМ внутрь объекта.

    Следы-отделения  определяют изменение свойств ЛКП  за счет отделения и уноса части  его материала под действием механических сил. Разновидностями следов-отделений являются: отслоения, стертости, сколы, царапины, задиры, потертости.

    Следы-отслоения  образуются при перемещении воспринимающего  и образующего объектов под углом, близким к прямому, иногда имеющие  четко выраженные пространственные границы и в ряде случаев отражающие форму (размеры) следообразующей части  воздействовавшего предмета.

    Следы-сколы  образуются в результате действия острой кромки части следообразующего предмета, которая перемещается относительно поверхности воспринимающего объекта  под углом, отличающимся от прямого27.

    Царапины  образуются при скользящем соударении твердой острой детали воздействующего  объекта с окрашенной поверхностью следовоспринимающего предмета, относятся к линейным динамическим следам.

    Потертости  – нарушения целостности поверхностного слоя покрытия за счет частичного удаления его вещества прикасательном соприкосновении  с объектом, имеющим менее жесткую  поверхность (например, с тканью одежды)28. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Итак, из всего выше указанного, можно  сделать вывод, что лакокрасочные материалы и лакокрасочные покрытия являются одними из наиболее распространенных объектов экспертизы при расследовании ДТП, убийств, хищений и др. В виде готовой продукции ЛКМ представляют собой эмали, лаки, олифы, грунты, шпатлевки и т.п. Лакокрасочные материалы после нанесения на поверхность объекта и высыхания на ней образуют твердую защитную декоративную пленку – лакокрасочное покрытие.

    Экспертиза  лакокрасочных материалов и покрытий проводится для разрешения следующих  основных задач:

    • обнаружения на предмете-носителе (транспортном средстве, одежде, предмете дорожной обстановки) микроследов и микрочастиц ЛКМ  и ЛКП;
    • отождествления  конкретного предмета (автомобиля, орудия, инструмента и т.п.) по отдельным  частицам ЛКП и следам-наслоениям;
    • установления  особенностей технологического процесса окраски предметов (способ, режим  сушки, использование конкретных материалов и т.п.);
    • определения назначения и областей применения ЛКМ; выявления факта перекраски предмета; установления механизма образования  следов вещества лакокрасочного материала  или покрытия на предмете-носителе.

    Объектами исследования данного вида экспертиз  чаще всего являются:

  • ЛКП конкретных предметов и отделенных от них  частей;
  • образцы ЛКМ, предположительно, имеющие одно и то же происхождение по месту хранения, изготовления;
  • отдельные компоненты ЛКМ, предположительно, использованные для изготовления конкретного образца ЛКМ;
  • окрашенные предметы со следами контактного взаимодействия;
  • инструменты, используемые для выполнения работ лакокрасочными материалами;
  • орудия и инструменты, контактировавшие с окрашенными объектами.
 

    Так же выделим что, ряд методов, как показывает практика, стал уже традиционным: оптическая световая микроскопия, химический микроанализ, молекулярный спектральный анализ (инфракрасная спектроскопия), эмиссионный спектральный анализ, рентгеновский фазовый анализ. Каждый из указанных методов имеет различную чувствительность и дает определенную информацию о морфологии (внешнем и внутреннем строении) объекта и его химическом составе.

Информация о работе Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий