Анализ рынка лакокрасочных материалов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:49, практическая работа

Описание

Лакокрасочные материалы (продукция) (ЛКМ/ЛКП) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся пленку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, вредных веществ), придание ей определенного вида, цвета и фактуры.

Работа состоит из  1 файл

доклад лакокраска.docx

— 136.13 Кб (Скачать документ)

1.

Лакокрасочные материалы (продукция) (ЛКМ/ЛКП) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся пленку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, вредных веществ), придание ей определенного вида, цвета и фактуры.

ЛКМ подразделяются на следующие группы

1. Краска - суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в олифе, эмульсии, латексе или другом пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную, однородную пленку;

2. Эмаль - суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в лаке, образующая после высыхания непрозрачную твердую пленку с различным блеском и фактурой поверхности; по степени блеска эмали подразделяются на: глянцевые, полуглянцевые, матовые, полуматовые;

3. Лак - раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после отверждения (высыхания) твердую, однородную и прозрачную пленку.

4. Грунтовка - суспензия пигментов или смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке. Кроме того они защищают металл от коррозии.

5. Шпатлевка - вязкая пастообразная масса, состоящая из смеси пигментов, наполнителей и пленкообразующего вещества и предназначенная для заполнения неровностей и углублений окрашиваемой поверхности.

6. Антисептик - невымываемые либо трудновымываемые водорастворимые препараты для комплексной биозащиты различных изделий и сооружений.

7. Олифа - пленкообразующая жидкость - продукт переработки растительных масел с введением сиккативов для ускорения высыхания.

Также проводят классификацию  ЛКМ - по типу связующего материала. В соответствии с данным принципом, лакокрасочные материалы подразделяются на:

• ЛКМ на основе поликонденсационных  смол;

• ЛКМ на основе полимеризационных смол;

• ЛКМ на основе природных  смол;

• ЛКМ на основе эфиров целлюлозы.

Все лакокрасочные материалы, выпускаемые в промышленности, подразделяются на три группы: основные, промежуточные, прочие.

К основным относятся лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка.

В группе промежуточных (используются преимущественно в качестве полуфабрикатов и полупродуктов) присутствуют: олифа, смола, растворитель, разбавитель, сиккатив.

К прочим (вспомогательные и подсобные материалы) относят следующие ЛКМ: смывка, мастика, отвердитель, ускоритель.

Среди всех категорий лакокрасочной продукции самую весомую долю сегодня составляют лаки и краски, изготовленные на основе химически модифицированных полимеров природного происхождения, либо на основе искусственных полимеров.

В России в среднем за 3 года производится около 2 тыс. наименований лакокрасочных материалов. Емкость  российского рынка около 1 млн. тонн, что оставляет 4 % от общемирового. В  советские годы цифра была в 2 раза больше.

Непосредственно перед кризисом в 2008 г. размер мирового рынка лакокрасочных материалов составлял около 100 млрд долл. в денежном выражении или 25 млн т в количественном.

Повышательная динамика производства лакокрасочных материалов сложилась  в РФ в период 2005-2007 гг. и в период 2008-2009 гг. До начала мирового финансового  кризиса, спрос на лакокрасочные  материалы характеризовался стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других. Зарубежные компании активно  наращивали свое присутствие в России путем экспорта продукции, создания совместных предприятий по реализации и производству ЛКМ и приобретения местных производителей ЛКМ. К осени 2008 г. в кризис строительной отрасли затянуло смежные с ним отрасли, в том числе рынок ЛКМ. Под воздействием мирового финансового кризиса внутренний объем производства сократился. Причем, если в 2008 году производство сократилось на 2%, то падение 2009 составило уже 16%.

Для внутреннего производства лакокрасочных покрытий в РФ характерна цикличность с пиком в летние месяцы.

По итогам 2009 года, объем рынка ЛКМ в России составил 1154 тыс. тонн. Вследствие финансового кризиса, произошло сокращение рынка на 2.4% по сравнению с 2008 годом, доля импорта - более 20%.

Основные производители лакокрасочных материалов: ЗАО «Эмпилс», ОАО «Русские краски», ООО «Лакра синтез», «Краски КВИЛ», ОАО «Пигмент», ЗАО «АВС ФАРБЕН», ООО «Предприятие ВГТ», «Тиккурила», ЗАО «Химик», ООО «Уралпром».

Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски».

 

Основными странами-поставщиками лакокрасочных материалов на территорию РФ в 2009 году стали Германия, Щвеция и Финляндия.

Лидерами среди компаний-производителей лакокрасочных материалов, поставлявших свою продукцию на территорию РФ в 2009 году стали компании AKZO NOBEL INDUSTRIAL FINISHES AB, TIKKURILA, BECKERS INDUSTRIAL COATINGS AB и BASF COATINGS.

На сегодняшний день более 50% экспорта российских лакокрасочных материалов направлено на Казахстан и Узбекистан. Экспорт лакокрасочных материалов за 2009 год снизился на 5% по сравнению с предыдущим годом. Лидером среди стран-получателей российского экспорта лакокрасочных материалов в 2009 году в натуральном выражении стал Казахстан. Среди российских компаний-производителей лакокрасочных материалов, поставляющих свою продукцию на экспорт, лидером стал ЗАО "ЭМПИЛС".

В Россию импортируются преимущественно высокотехнологичные, прогрессивные ЛКМ, внутреннее производство которых не ведется или ведется в недостаточном объеме. В структуре экспорта преобладают органоразбавляемые краски и лаки.

В течение 2010 г. объем выпуска быстро восстановился и по итогам года составил 1010,4 тыс. т. Доля импортной продукции составила всего 19 процентов от всего рынка ЛКМ России.

В 2010 году объем продаж лакокрасочных  материалов производства ЗАО «Эмпилс» составил 62 050 тонн.

Доля рынка Tikkurila в России (17%), доход в 2010 году 172.8 миллиона евро, 29% дохода группы компаний),

У «Русских красок» в 2010 году общий объем продаж ЛКМ в денежном выражении составил 3 768 млн. руб., что превышает объем продаж предыдущего года на 15%. Производство выпустило 32 274 тонн товарной продукции, валовой выпуск составил 40 321 тонн.

Товарной продукции в 2010 году ОАО «Пигмент» отгружено на сумму 2,95 миллиарда рублей, доля на российском рынке по 2010 году по лакокрасочным материалам (органоразбавляемым) – 1%.

В 2010 году Котовский ЛКЗ изготовило 12 171 тонн лакокрасочной продукции, темп роста к 2009 году составил 100,02 %, Доля продукции на рынке ЛКМ составляет около 1% из общего объема потребления в России.

Участники рынка в ближайшей перспективе ожидают возвращения к докризисным темпам роста рынка лакокрасочных материалов на уровне 10% в год. Однако при отсутствии инвестиций в развитие и модернизацию крупных производств рынок может столкнуться с двумя существенными проблемами: быстрым ростом доли импорта, в том числе и низкого ценового сегмента из стран Балтии и Белоруссии, и дальнейшим увеличением числа мелких невысокотехнологичных производств.

За семь месяцев 2011 года объемы потребления краски всех групп увеличились по сравнению с аналогичным промежутком времени 2010-го на 7% и составили 778,9 тыс. тонн. Следует отметить, что в этом году российский рынок растет в основном за счет увеличения поставок импортной продукции. С января по июль они выросли по сравнению с сопоставимым промежутком времени 2010-го на 8% и составили 141,6 тыс. тонн. Расширилось и российское производство, его объемы увеличились до 656,9 тыс. тонн, но прирост выпуска составил всего 2% относительно соответствующего периода 2010-го. Учитывая тенденции развития рынка в 2011 году, можно предположить, что по его итогам российский рынок ЛКМ вырастет не более чем на 5%.

Эксперты считают, что  в дальнейшем, в условиях жесткой  конкуренции преимущество получат  те компании, которые будут более  гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. На фоне роста  цен сырья производители ЛКМ  прогнозируют снижение маржинальной прибыли.

Согласно прогнозу компании Research.Techart, рост рынка ЛКМ будет происходить очень маленькими темпами – на 2-3% в год до 2012 года, и на 5-7% в год после 2013 года. До 2015 года будет наблюдаться небольшой рост объемов потребления, что связано со значительной долей импорта (40-50%). К 2015 году эксперты компании Research.Techart прогнозируют рост объема рынка до 1511 тыс. тонн, что на 30.94% больше, чем в 2009 году.

Важнейшей сферой потребления  лакокрасочных материалов является промышленное и гражданское строительство, где используется до 60% всех материалов. Причем две трети – исключительно  для бытового потребления. По отношению  чистого дохода к валовой выручке  работа в розничном сегменте сегодня  является наиболее рентабельной.

При анализе рынка  компанией «Профессиональные комплексные  решения» (ПКР) были получены следующие результаты: до 2012 года прогнозируется рост показателей собственного производства и импорта лакокрасочных материалов, а соответственно и объема рынка в 1,5 раза.

При рассмотрении лакокрасочных  материалов по условиям применения отмечен  непропорциональный рост:

Фасадные ЛКМ: к 2012 году прирост  собственного производства составит около 150%, импорта - 50%, а экспорта - чуть больше 45 %. Общий стоимостной объем рынка увеличится на 46,3%.

Интерьерные ЛКМ: по прогнозу, к 2012 году производство интерьерных ЛКМ вырастет всего на 9,1%, объем импортных поставок - на 50,3%, экспортных - снизится на 8,2%.

Крупнейшими регионами по производству лакокрасочной продукции  останутся Центральный и Приволжский  федеральные округа. На долю декоративно-строительных ЛКМ к 2012 году будет приходится до 45% от общего стоимостного объема рынка ЛКМ.

 

2.

Наиболее крупными производителями лакокрасочных материалов в России на сегодняшний день являются следующие предприятия:

ОАО «Лакокраска», входящее в холдинг «Ярославские краски» (г.Ярославль). Предприятие создано в 1999 году, производит пять видов продукции: лаки, смолы, эмали и красители, пигменты, порошковые краски. Существенную долю в его продукции составляют автомобильные краски.

ООО «Текс» (г. Санкт-Петербург). Предприятие создано в 1994 году, производит водоэмульсионные краски, шпаклевки, эмали, лаки, антисептики, красители, грунтовки, клеи, масляные краски. В настоящее время ООО «Текс» принадлежит около 10% российского рынка лакокрасочных материалов строительного назначения. Торговая марка «Текс» является лидирующей в Северо-Западном регионе России по группе лакокрасочных материалов строительно-бытового назначения.

ЗАО «Эмпилс» (г. Ростов-на-Дону), входит в промышленную группу «Новое содружество». Продукция предприятия выпускается под марками «Ореол», «Эмпилс» и «Расцвет», ассортимент насчитывает 29 наименований. Одно из основных направлений деятельности компании – производство эмалей для сельскохозяйственной техники. ЗАО «Эмпилс» – единственное предприятие отрасли, производственные мощности которого загружены на сто процентов.

Согласно материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг», на долю каждого из трех отмеченных производителей приходится порядка 8% объема российского производства лакокрасочных материалов. По оценке компании «Строительная информация», ООО «Текс» в настоящее время является лидирующим производителем лакокрасочных материалов в России, поскольку в продукции двух других лидеров рынка довольно значительную долю составляют различные полуфабрикаты, которые компании продают ООО «Текс». Согласно данным, приводимым Ассоциацией производителей строительных материалов, по состоянию на 2003 год в пятерку крупнейших производителей лакокрасочных материалов в России входили следующие компании (см. рисунок 1): ЗАО «Эмпилс» (16,2% от общего производства), ООО «Текс» (12,7%), Черкесское ХПО (8%), ОАО «Лакокраска» (7,3%), ОАО «Русские краски», Ярославль (7,2%).

Импортная продукция составляет 25-30% объема российского рынка лакокрасочных материалов. Для рынка характерен высокий уровень конкуренции, борьбы за сбыт между отечественными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами-экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают: Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%) (см. рисунок 2).

 

Рисунок 1. 
Структура российского рынка лакокрасочных материалов по производителям, %

 

Рисунок 2. 
Доли основных стран-экспортеров лакокрасочных материалов в Россию, % (по материалам исследований агентства «РосБизнесКонсалтинг») 

Согласно данным, приводимым агентством Symbol Marketing, среди предприятий-производителей лакокрасочные материалы которых поставляются в Россию, лидируют следующие (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. 
Крупнейшие компании – экспортеры лакокрасочных материалов на российский рынок  

3.Краткий аналитический отчёт "Рынок лакокрасочных материалов". (27.04.10)

 
         Объемы рынка лакокрасочных материалов в течение последних пяти лет  увеличивались. Это происходило  в основном за счет импорта, доля которого составляла более 20%. Однако, в 2009 году, вследствие влияния экономического кризиса, произошло сокращение рынка  на 2.4%, и его объем составил 1154 тыс. тонн (см. рисунок 1).

 

  
 
Рисунок 1. Объем и динамика рынка ЛКМ в России в 2005-2009 годах (источник: Research.Techart на основе данных Росстата и ФТС России)           

На российском рынке лакокрасочных материалов в основном присутствуют органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы), водно-дисперсионные ЛКМ, промежуточные ЛКМ (олифы, растворители, смывки) и масляные краски. На рисунке 2 представлена структура рынка ЛКМ в 2009 году.

 

  
 
Рисунок 2. Структура рынка ЛКМ в России в 2009 году (источник: Research.Techart на основе данных Росстата и ФТС России)

 

Производство  ЛКМ в России  
 
         Производство лакокрасочных материалов является сегментом химической и нефтехимической отрасли, занимающим всего 2.3% от общего объема выпуска. В России производство лакокрасочных материалов увеличивалось значительными темпами вплоть до 2008 года, когда в результате финансового кризиса произошел спад на 3.2%. Данная тенденция наблюдалась и в 2009 году: объем производства составил 593 тыс. тонн ЛКМ, что на 38.2% меньше, чем в предшествующем периоде (см. рисунок 3).

Информация о работе Анализ рынка лакокрасочных материалов РФ