Исследование асортимента товаров и рынка строительных материалов г. Владивосток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:14, дипломная работа

Описание

Целью работы данной работы является изучение конкурентоспособности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности;
- рассмотреть сущность конкурентоспособности и её связь с другими экономическими категориям;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………………………………..5
1.1 Понятие конкурентоспособности. Сущность конкурентоспособности и её связь с
другими экономическими категориям……………………………………………………...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров или услуг………………………..9
1.3 Принципы оценки конкурентоспособности……………………………………………….17
1.4 Методы оценки конкурентоспособности………………………………………………….19
2 Оценка конкурентоспособности керамической плитки, реализуемой в магазине «Апекс»..23
2.1 Исследование рынка и ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Апекс»……...23
2.2 Выбор и основание номенклатуры потребительских свойств для керамической
плитки………………………………………………………………………………………...28
2.3 Расчет коэффициентов весомости для показателей качества…………………………….29
2.4 Расчет конкурентоспособности керамической плитки……………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая формирование и оценка качества керамической плитки.docx

— 121.28 Кб (Скачать документ)

С учетом всего вышеперечисленного можно  сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Факторы и критерии  конкурентоспособности товаров  или услуг

Для того, чтобы полнее оценить проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям и факторам.

На повышение конкурентоспособности  предприятия влияет сегментация рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

С помощью сегментации  достигаются следующие цели:

Наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания и предпочтения покупателя.

  • Повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ.
  • Уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка.
  • Увязка научно-технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей.
  • Ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ эффективности  инвестиционных проектов конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и его продукции и как результат – изменение доли предприятия в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом, или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:

Для товаров потребительского назначения это:

1) коммерческие условия:  возможности предприятия предоставлять  покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретённого у предприятия товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;

2) организация сбытовой  сети: расположение сети магазинов,  супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах предприятия или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами “паблик рилейшнз”;

3) организация технического  обслуживания продукции: объём  предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и другие;

4) представление о фирме  со стороны потребителей, её авторитете  и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте её продукции, сервисе; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к её продукции; выяснение мнения покупателей путём опросов;

5) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

Уровень конкурентоспособности  фирм-производителей сырьевых товаров  во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.[4]

По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции, максимизацию прибыли, снижение издержек производства важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.

К основным факторам этой оценки относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

Искусство конкуренции  сегодня в большей мере, чем  раньше, состоит в умелом уходе  от нее. Выигрывает не тот, кто без  оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной  конкуренции.

В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия  или фирмы ключевыми моментами  успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

Выпуская конкурентоспособные  товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовыми.

На основе выявления  рыночных изменений конъюнктуры  анализируемого товара производится отбор  тех групп товаров, которые в  большей мере соответствуют запросам потребителей.

Далее изучаются прогнозы появления новых товаров-конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность продажи которых очевидна и которые вызовут жесткое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.

В конечном итоге выбор  варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области технологии, материального обеспечения. Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь и получить итоги по анализу этого широкого спектра товаров позволяет сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для уменьшения ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.[5]

Ключевым моментом в  завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое больше, чем у конкурентов.

Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможности ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.

Оценка конкурентоспособности  товара производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей  продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества.

Характеристики качества продукции не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

Из сказанного ясно, что  в расчете конкурентоспособности  может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии  взят принцип получения комплексных  характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности в такого рода оценках. Из книги рекордов Гиннеса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительная модель. Затем по результатам анализа опроса, был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен.

Качество продукции и  цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой  уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

Достижение одновременного улучшения качества и цены потребления  продажной цены и цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы управления известной как “всеобщее руководство качеством”.

Качество, как стратегия  реформ, должно стоять выше приватизации, выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки. Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того, инвестиции без гарантий качества - потерянные деньги.[6]

Инвестиции в качество должны быть направлены, прежде всего, на людей. Изменение взглядов, принципов, получение новых знаний - самая  главная сегодня задача. Закупка  современных технологий, модернизация производства оправдана только тогда, когда в результате будет выпускаться качественная конкурентоспособная продукция.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворить потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

На рис.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: 1. Появление новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4.Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

Информация о работе Исследование асортимента товаров и рынка строительных материалов г. Владивосток