Фальсификация алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:28, курсовая работа

Описание

Фальсификация товаров на российском рынке в последние годы достигла невероятного размаха и подделки производятся как на российских предприятиях, так и за рубежом, а контролирующие органы лишь разводят руками, а иногда и способствуют дальнейшему расцвету производства фальсифицированных продуктов (наглядный пример всему этому — новые стандарты на оригинальные вина и соки).
Проблема с проведением всесторонней экспертизы качества всех видов алкогольных напитков, а в особенности водки и вин, поступаемых на рынки России, очень актуальна. Многие специалисты пытаются организовывать системы контроля за качеством алкогольной продукции, но отсутствие высококвалифицированных экспертов в этой области приводит всю их работу только к популистским заявлениям. У покупателя не остается другого выхода, как самому становиться экспертом всех пищевых продуктов. В противном случае он либо окажется на кладбище (десятки тысяч уже умерли от фальсифицированной водки), либо поплатится своим здоровьем (миллионы больных осаждают поликлиники и больницы).

Работа состоит из  1 файл

фальсификация алк прод.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)

   Кроме того, незначительное разбавление водой  не позволяет выявить подобную фальсификацию  и с помощью физико-химических показателей (за исключением изотопного состава воды), так как массовая доля сахаров и кислот, как правило, в натуральных продуктах всегда выше предельно допустимой нормы, и разбавление до 10% не приводит к снижению этих показателей ниже установленных норм. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается степень диссоциации кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при разбавлении жидких продовольственных товаров (соки, вина, пиво и т.п.) водой более чем на 30% начинают изменяться их физико-химические показатели.

   Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит также от качества используемой воды, и если используется недоброкачественная  вода, например, по микробиологическим показателям, то разбавленный продукт  может стать не только фальсифицированным, но и опасным для здоровья человека.

   Добавки — это вещества или другие компоненты, которые вводятся в пищевые продукты как для придания им тех или  иных свойств, так и для имитации отдельных потребительских качеств  товара. Добавки подразделяются на чужеродные и пищевые. К чужеродным добавкам относятся такие компоненты, которые обычно отсутствуют в  пищевых продуктах и при их введении обязательно должны проводиться  клинические испытания на их безвредность.

   К пищевым добавкам относятся вещества, которые присутствуют в пищевых  продуктах, но в данных изделиях они  либо отсутствуют, либо присутствуют в  недостаточных количествах.

   Использование пищевых добавок в диетических  и диабетических товарах, а также  в продуктах, которые чаще всего  употребляют дети, можно относить к фальсификации. К качественной фальсификации относится также  применение разрешенных и неразрешенных  добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение  потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.

   Относятся к качественной фальсификации также  и подкрашивание или ароматизация пищевых продуктов добавками, не предусмотренными рецептурой и технологией  производства и предназначенными для  придания продукту органолептических  свойств, позволяющих имитировать  их повышенную пищевую ценность. Конечная цель такой фальсификации — создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания им видимости повышенных потребительских  свойств.

   Примером  такой качественной фальсификации  могут служить добавление синтетических красителей (желтые и красные, например, фуксин, анилиновые, нафталиновые, антраценовые краски, многие из которых опасны для здоровья), ароматизаторов, сахарадля доведения до требуемой кондиции вин, которые не предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены или запрещены для применения в России «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов».

   Количественная  фальсификация — это обман  потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины  и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время  в стандартах уже не указываются  отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного  показателя товара.

   В практической деятельности этот вид  фальсификации называют недовесом  или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями  всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостный расчет товара осуществляется за регламентированные или увеличенные  количественные показатели.

   При количественной фальсификации используют:

  1. поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);
  2. неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;
  3. специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;
  4. неправильное измерение товара.

   Поддельные  или неточные средства измерений  — это наиболее распространенный способ количественной фальсификации  товара. При этом используются поддельные меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т.п.) без  поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических  служб.

   Отсутствие  или просроченные даты поверочных клейм  на гирях, весах, метрах и т. д. служат основанием также для утверждения  о подделке средств измерения  и легко проверяются.

   Причиной  неточности, грубых погрешностей могут  быть также неисправные приборы  и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.

   Неправильные  методики измерений, применяемые продавцом  или изготовителем, также могут  явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к  недовесу, недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут  носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением  работы продавца на измерительных приборах.

   Информационная  фальсификация — обман потребителя  с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или  свойствах товара.

   Данный  вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в  товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве  случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах  товара. В противном случае фальсификация  легко выявляется.

   Способы доведения информации о составе  и свойствах товара до потребителя  в настоящее время регламентируются Законом «О защите прав потребителя», где указывается, на какой товар или группу товаров должна находиться та или иная маркировка. Неуказание маркировки товара в соответствии с данным законом может служить основанием для установления информационной фальсификации и отнесения данного товара к фальсификату. До сих пор не всегда наносится, в соответствии с Законом «О защите прав потребителя», соответствующая маркировка на хлеб и хлебобулочные изделия, некоторые кондитерские товары, рыбные и мясные товары.

   При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно  следующие данные:

  1. наименование товара и его логотип;
  2. страна происхождения товара;
  3. фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес;
  4. количество товара;
  5. состав продукта;
  6. условия и сроки хранения.

   Чаще  всего не указывается или указывается  неправильно страна происхождения  товара, а также фальсифицируется штриховой код. На российский рынок  поступает значительное количество фальсифицированных товаров отечественных, а также импортных без указания страны происхождения и фирм изготовителя. Встречаются подделки под фирменные  продукты, завоевавшие уже признательность  у потребителя.

   Наиболее  часто подделываются также товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, активно рекламирующие свою продукцию  и уже имеющие заслуженно высокую  репутацию у потребителя благодаря  отличному качеству своей продукции. В этом случае материальный и моральный  ущерб несет не только потребитель, но и предприятие, чей фирменный  знак был подделан, так как потребитель, купивший фальсифицированный товар  низкого качества с фирменным  знаком известного предприятия-изготовителя, утрачивает к нему доверие. Авторское  право изготовителя на его фирменный  знак защищено Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров".

   Одной из разновидностей информационной фальсификации  товара является фальсификация с  помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской.

   Упаковка  — составная часть товара, определяющая внешний вид упакованной продукции. Идентифицирующие функции присущи  упаковке в меньшей степени, чем  маркировке. Ее основной функцией является предохранение товара от потерь, а  окружающей среды от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый вид товару, служить для целей  идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские  предпочтения. Например, оригинальные по форме и окраске керамические бутылки Рижского бальзама, бутылки водки «Смирнофф» с выпуклым изображением российской короны легко узнаваемы и служат для потребителя важным отличительным признаком.

   Объектом  фальсификации является именно привлекательная  по внешнему виду упаковка, имитирующая  продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается  фальсифицированным.

   Фальсифицируют  не только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают  накладные и сертификаты.

   В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары чаще всего  подделывается наименование товара, довольно часто — название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно  только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а  также количественным измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, обмериванием).

   В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При  инспекционном контроле в ряде случаев  обнаруживается до 50% фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию.

   Существуют  несколько способов подделки сертификатов:

  1. подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификационные испытания товара, при этом используются фальшивые печати органов по сертификации;
  2. подделка подлинной копии сертификата с подлинными печатями путем удаления некоторых записей (наименования фирмы-изготовителя или посредника, срока действия, даты выдачи и др.) и внесения новых реквизитов, характеризующих фальсифицированный товар;
  3. отбор образцов для проведения сертификации из других партий с аналогичными наименованиями товара и изготовителя, под которых подделывается фальсификат, при этом фальсификаторы получают подлинные сертификаты;
  4. выдача подлинных сертификатов органом по сертификации, который перед проведением испытаний для подтверждения безопасности не провел идентификацию товара на подлинность и принадлежность к конкретной товарной партии.

   Причины распространения фальсификации  сертификатов кроются в несовершенстве механизма сертификации и формы  сертификата, так как на современном  этапе развития сертификации практически  применяются две формы ее:

   1) по заявлениям-декларациям, когда возможна подделка результатов испытаний изготовителем;

   2) по Правилам Системы сертификации ГОСТ Р по первой схеме, когда образцы от товарных партий отбирает заявитель (изготовитель или продавец), а не третья сторона (орган по сертификации, испытательная лаборатория). В последнем случае возможна фальсификация образцов.

   Широкие возможности для фальсификации  открывает и несовершенство системы  сертификации ГОСТ Р установленной  формы. В Российской Федерации сертификаты  соответствия выдаются не на конкретную партию товара, а на изделия, которые  будут изготовлены в течение  ближайших нескольких лет. Таким  образом, сертификат соответствия не гарантирует  качество той или иной партии товаpa, а гарантирует соответствие такого товара, который когда-то будет произведен. Поэтому для квалифицированных  товароведов сертификат соответствия не несет никакой информации о  качестве данной партии товара, и если раньше в приложениях к сертификату  можно было выявить, хотя бы по каким  показателям проводились испытания  товара, то теперь и этой информации получить нельзя. В настоящее время  сертификат соответствия по своей информативности  предназначен только для различного рода контролирующих органов, но не для высококвалифицированных специалистов.

Информация о работе Фальсификация алкогольной продукции