Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:48, контрольная работа

Описание

Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме…………………………………………………………………….………..4
2.Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива)…...…9
3.Классификация критериев конкурентоспособности продукции...........…....18
Заключение…………………………………………………………..…..……….21
Список используемой литературы……………………………………...………22

Работа состоит из  1 файл

Тов и усл как обьект ком.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме…………………………………………………………………….………..4

2.Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива)…...…9

3.Классификация критериев конкурентоспособности продукции...........…....18

Заключение…………………………………………………………..…..……….21

Список используемой литературы……………………………………...………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При развитии рыночных отношений  обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики.

Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

В последние годы все  большее значение приобретают и  такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.

Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании.

Эргономические связаны  с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования.

Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид  продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

 

 

1.Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме.

Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время  различают четыре уровня качества:

     1) соответствие  стандарту, т.е. нормативным   требованиям;

     2) соответствие  использованию, когда  товар  должен отвечать не только  требованиям стандартов, но и   эксплуатационным требованиям;

     3) соответствие  фактическим требованиям  рынка, выражающееся в высоком  качестве и низкой цене товара;

     4) соответствие  латентным (скрытым,  неочевидным)  потребностям, в результате  удовлетворения  которых товар  будет пользоваться  предпочтением.

     Отождествлять  такие понятия, как «конкурентоспособность»  и «уровень качества» нельзя, поскольку  «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Уровень качества как  критерий конкурентоспособности  представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей  качества оцениваемой продукции  и аналога.

     Качество  продукции - это совокупность свойств  и характеристик продукции, обусловливающих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству - перечню количественных характеристик и качественных признаков.

     Законодательной  основой требований к качеству  служат:

     - Законы  Российской Федерации  «О стандартизации»,  «О защите прав потребителей»,  «Об охране природной окружающей  среды», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об энергосбережении» и пр.;

     -Государственные стандарты Российской  Федерации (ГОСТ), Санитарные правила  и нормы (СанПиН) и пр.;

     - Стандарты  отраслей, стандарты научно-технических,  инженерных и других общественных объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП);

     - Технические  условия (ТУ).

     Показатель  качества продукции - это количественная  характеристика одного или нескольких  свойств продукции, составляющих её качество .

В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели качества можно классифицировать по ряду признаков 

   1. По количеству  характеризуемых свойств: 

- Единичные

- Комплексные

2. По форме представления:

- Абсолютные

- Относительные

3. По  виду характеризуемых  свойств 

- Показатели  назначения

- Эргономические  показатели

- Показатели  надежности

- Показатели  безопасности

- Экологические  показатели

- Эстетические  показатели

     Показатели  назначения характеризуют свойства  товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая обязывает продавца передавать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

     Эргономические  показатели характеризуют соответствие  конструкции изделия особенностям  человеческого организма. Насколько  конструкция подходит человеку, настолько товар удобен для него. Удобство по отношению к пользе выступает в качестве своеобразной количественной характеристики затрат сил и энергии человека, которые надо применить, чтобы получить от товара желаемый полезный эффект.

 

     Экологические показатели характеризуют способность  товаров не оказывать вредного воздействия  на окружающую среду при их эксплуатации и утилизации.

     Эстетические  показатели характеризуют способность  товаров выражать свою общественную  ценность в чувственно-воспринимаемых признаках формы .

     Стабильность  уровня качества товаров определяется  нестабильностью значений показателей  качества. Следует различать два  вида нестабильности качества:

     1) нестабильность  значений показателей качества  в пределах выпускаемой партии и колебания значений показателей от партии к партии - «стабильность в объеме»;

     2) нестабильность  значений показателей  качества  в период использования  (эксплуатации) - «стабильность во времени».

     Отклонение  показателей качества от нормативных  значений возникают на всех этапах жизненного цикла продукции. Эти  отклонения (несоответствия, или дефекты) могут быть выявлены на стадии изготовления либо на последующих стадиях - обращения и потребления (эксплуатации). Дефекты в конечном счете ведут к потерям (экономическим, материальным, трудовым), которые не могут не отразиться на себестоимости и продажной цене.

     Обеспечение  стабильности качества требует  системного подхода, в частности  определенной системы контроля  качества. Эпизодический контроль в торговых предприятиях не дает эффекта.

     Наиболее  эффективным способом упреждения  нестабильности товара в условиях  его эксплуатации является проверка  надежности конструкции  нового  товара экспериментальным методом.  Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, но позволяет дать точный прогноз надежности.

 

   Сбытовые  факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и  опосредованно, через сервисные факторы, - на конкурентоспособность товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию и технологию нового товара, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт или найти квалифицированных торговцев, то фирму ждет неудача .

     Создание  разветвленной дилерской сети - весомый   фактор конкурентоспособности. Предприниматели   стремятся обезопасить свой бизнес  созданием разветвленной сети  реализации продукции. Этот фактор  будет способствовать повышению  конкурентоспособности в том случае, если сбыт обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специалистов по сбыту.

     Рекламное  обеспечение получает высокую  оценку, если улучшенные свойства  нового товара предполагают хорошие  возможности для проведения эффективной  рекламы. В случае равенства нового товара по качеству с конкурирующими товарами оценка фактора будет низкой, если постановка рекламной работы в компании находится на более низком уровне, чем у основных конкурентов.

     Транспортабельность  товара определяется широким набором  показателей. Это объясняется разнообразием продукции, способов и средств её транспортирования. В основу транспортабельности может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.

     Сервисные факторы действуют на стадии обращения  и учитываются в деятельности как предприятия-изготовителя, оказывающих  сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.

     Сбытовые  и сервисные факторы как услуги  тесно корреспондируют между   собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам .

 

 

 

 

  1. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива)

Продемонстрируем реализацию приведенных методических положений  на примере оценки конкурентоспособности  сортов пива, выпускаемого ОАО «Ярпиво», на рынке Ярославской области. В  связи с ограниченным объемом статьи покажем фрагмент проведенной оценки — методику и результаты анкетирования потребителей пива. Наш выбор обусловлен тем, что наибольшее значение при обследовании конкурентоспособности потребительского товара имеет мнение конечных потребителей

Среди причин выбора сортов пива ярославского производства потребители  указали следующие: удовлетворяет  вкус пива — от 42,8% у «Жигулевского  особого» до 53% у «Янтарного» и  «Оригинального»; удовлетворяет качество — от 18,6% у «Жигулевского особого» до 24,8 % у «Оригинального» (процент потребителей, отметивших высокое качество «Янтарного», несколько меньше и составляет 24,1%; опрошенные указали, что качество «Янтарного» в последнее время заметно ухудшилось); доступная цена — от 19,2% у «Жигулевского особого» до 12,8% у «Крепкого». В качестве других причин назывались: патриотизм, оптимальное содержание алкоголя, хороший имидж, традиционность.

Похожий результат получен  при балльной оценке потребительских  предпочтений сортов пива (табл. 1). В таблице систематизированы данные балльной оценки выделенных составляющих конкурентоспособности пива — известности, уровня качества и цены сортов пива. При сведении результатов оценки уровней качества и цены сортов принимались во внимание ответы только тех респондентов, уровень осведомленности которых о данном сорте был более или равен 3.

 

 

 

Таблица 1

 Балльная оценка  потребителями Ярославской области  сортов пива по ряду показателей  (по 5-балльной шкале) 

 

 

Средняя (Sx) и предельная (Dx) ошибки выборки при балльной оценке предпочтения сортов пива равны: Sx = 0,031901; Dx = 0,062525. Имеют место следующие тенденции: более качественному сорту соответствует меньшее значение показателей вариации, в отношении цены, наоборот, с ростом ее уровня наблюдается большая согласованность ответов опрошенных. Таким образом, небольшая вариация по оценке предпочтения, известности и качества сортов пива, а также незначительная величина средней и предельной ошибои выборки свидетельствуют о достаточной репрезентативности полученных результатов.

 

Рассмотрим составляющие конкурентоспособности  пива, относящиеся ко всей номенклатурной группе продукции одного предприятия, но оказывающие влияние при выборе конкретного сорта данного производителя. В качестве таковых нами выделены: до- и послепродажное обслуживание и имидж производителя. В таблице 2 приведены среднеарифметические баллы оценки имиджа ОАО «Ярпиво» и ОАО «Балтика» (составляющих имиджа и общий, характеризующий образ продуцента в целом).

Информация о работе Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме