Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:18, реферат
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
                
 
 
                  
Реферат  
на тему: 
“Жизнь и поэзия Цветаевой                     
Подготовила: 
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
                              
 
 
Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
Биография 
 
Творческий путь 
 
Заключение 
 
Литература 
                              
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
Характер у Марины Цветаевой 
был трудный, неровный, неустойчивый. 
Илья Эренбург, хорошо знавший ее в 
молодости, говорит: "Марина Цветаева 
совмещала в себе старомодную 
учтивость и бунтарство, пиетет перед 
гармонией и любовью к 
Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
           
Детство, юность и молодость Марины Ивановны 
прошли в Москве и в тихой подмосковной 
Тарусе, отчасти за границей. Училась она 
много, но, по семейным обстоятельствам, 
довольно бессистемно: совсем маленькой 
девочкой - в музыкальной школе, потом 
в католических пансионах в Лозане и Фрайбурге, 
в ялтинской женской гимназии, в московских 
частных пансионах. 
 
 
 
Творческий путь
 
 
 
Стихи Цветаева начала писать с шести 
лет (не только по-русски, но и по-французски, 
по-немецки), печататься - с шестнадцати. 
Герои и события поселились в 
душе Цветаевой, продолжали в ней 
свою "работу". Маленькая, она хотела, 
как всякий ребенок, "сделать это 
сама". Только в данном случае "это" 
было не игра, не рисование, не пение, а 
написание слов. Самой найти рифму, 
самой записать что-нибудь. Отсюда первые 
наивные стихи в шесть- семь лет, 
а затем - дневники и письма.
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.
На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".
В этом альбоме Цветаева 
облекает свои переживания в лирические 
стихотворения о не состоявшейся 
любви, о невозвратности минувшего 
и о верности любящей:  
          Ты все мне 
поведал - так рано!
Я все разглядела - так поздно!
В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос...
Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи...
Люблю тебя призрачно - давний, Тебя одного - и на век!
В ее стихах появляется лирическая героиня молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение.
Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Таковы столпы первого 
возведенного Мариной Цветаевой 
здания поэзии. Какое оно еще пока 
ненадежное, это здание; как зыбки 
его некоторые части, сотворенные 
полудетской рукой. Немало инфантильных 
строк - впрочем, вполне оригинальных, 
ни на чьи не похожих: “Кошку завидели, курочки Стали 
с индюшками в круг...  Мама у сонной 
дочурки Вынула куклу из рук”. 
Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь - безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго: "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
..............................
Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! "). Она жадно любили жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто - непомерные.
В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества.
В стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудренную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. "В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: "Весь мир у тебя", - а в конце заявляет: Я женщин люблю, что в бою не робели Умевших и шпагу держать, и копье, Но знаю, что только в плену колыбели Обычное - женское - счастье мое!
В "Вечернем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе.
"Вечерний альбом" завершается 
стихотворением "Еще молитва". 
Цветаевская героиня молит 
В лучших стихотворениях первой 
книги Цветаевой уже 
Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) - оба под маркой издательства "Оле - Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная" - жила уже очень напряженной душевной жизнью.
Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже зашевелился "хаос" настоящей, не детской поэзии.
К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо"), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.
Сначала была Москва, родившаяся 
под пером юного, затем молодого 
поэта. Во главе всего и вся 
царил, конечно, отчий "волшебный" 
дом в Трехпрудном переулке:    
 
          Высыхали 
в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи.
Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с "домашними", - столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не узнаем их стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом, - "на это есть архитектура, дающая". Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь: Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера Этот тополь среди акаций, Цвета пепла и серебра...
Позднее в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины: Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком.
В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.
В наиболее удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля, воспевается радость земного бытия и любви.
Но все они были для 
нее лишь собратьями по перу. Блок в 
жизни Цветаевой был 
      
 
 
          Марина 
Цветаева пишет не только стихи, но и прозу. 
Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией. 
В ней, как и в стихах, важен был факт, не 
только смысл, но и звучание, ритмика, гармония 
частей.
Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое. " Однако в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и локальность выражения, в прозе же она любили распространить, пояснить мысль, повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах.
Проза Цветаевой создает 
впечатление большой 
Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о не м узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах. Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов.
Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое проишествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.
В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
Поначалу белая эмиграция 
приняла Цветаеву как свою, ее охотно 
печатали и хвалили. Но вскоре картина 
существенно изменилась. Прежде всего 
для Цветаевой наступило 
Решительно отказавшись 
от своих былых иллюзий, она ничего 
уже не оплакивала и не придавалась 
никаким умилительным воспоминаниям 
о том, что ушло в прошлое. В 
ее стихах зазвучали совсем иные ноты: 
          
          Берегитесь 
могил: Голодней блудниц!
Мертвый был и сенил: Берегитесь гробниц!
Информация о работе Жизнь и поэзия Цветаевой Марины Ивановны