Социально-философская драма А. М. Горького «На дне»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:01, контрольная работа

Описание

Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Драма М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России.

Содержание

1. Введение
2. Социальная составляющая
3. Философский аспект
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

История Русской литературы.docx

— 34.74 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

Дисциплина:             История Русской литературы

 

Тема:       «Социально-философская драма А. М. Горького «На дне»

 

 

 

         

         

 

 

Студента 2  курса

заочного отделения

гр. 205

специальность: Реклама

 Телегина Алексея Викторовича         

                                                                                                   

 Преподаватель:    

                                               _______________________________

                                                                                                                 должность    Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Москва

2012 год

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………….стр. 3
  2. Социальная составляющая…………………………………………....стр.5
  3. Философский аспект…...…………………………...………………....стр. 9
  4. Заключение…………………………………………………………...стр. 11
  5. Список литературы………………………………………………......стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой... мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.

Ч. Диккенс

 

      Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.

      Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы.

      Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.

     Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.

      Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели “дна” мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из “дна”. Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.

      Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Общество  устроено ненормально, и так не может  продолжаться вечно. Мысли о приближении  первой русской революции рождались  среди обитателей “дна”.

    Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  составляющая

 

            Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.

            С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.

Есть в  драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.

             Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.

                В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверен, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.

               В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.

                Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к «падшим», пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

 

               Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.

               Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.

                В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.

                 В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.

              Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы... Все в человеке, все для человека”.

                Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.

              Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.

Пьеса “На  дне” — неограниченный материал для  исследования общечеловеческих ценностей.

Философский аспект

 

              В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, “философами поневоле”. Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды.

    Наиболее ярко в пьесе противопоставлены  две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: “Что такое  прав да?.. Человек - вот правда!.. Правда- бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “...Жить нельзя... Вот она- правда!.. Будь она проклята!”

    Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух - дух надежды. С его появлением что-то оживает - и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах. Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно. Лука проповедует возможность “приспособиться” к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...”

    Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей  действительности. В своем монологе  Сатин говорит: “Человек! Это  -великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... Не унижать его жалостью... уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке. Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока.

Информация о работе Социально-философская драма А. М. Горького «На дне»