Философские идеи о происхождении жизни на Земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание

Одним из наиболее трудных и в тоже время интересных в современном естествознании является вопрос о происхождении жизни. Он труден потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.
Учёные сегодня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад.
Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишённым ряда факторов, сопровождавших появление живого на Земле. Трудность методологическая – в невозможности проведения прямого эксперимента по возникновению жизни (уникальность этого процесса препятствует использованию основного научного метода).

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………стр.3
2.Жизнь - одна из форм бытия и одна из высших форм движения...…стр.4
3.Формирование представлений о сущности жизни………………….. стр.5
4. Теории происхождения жизни на Земле
4.1.Креоционизм ……..........................................................................стр.8 4.2. Теория самопроизвольного зарождения………………………...стр.9 4.3.Теория стационарного состояния……………………………….стр.10
4.4Жизнь занесена из вне…………………………………………....стр.11
4.5.Биохимическая эволюция…………………………………….…стр.12
5.Философия смысла жизни………………………..…………………стр.13
6. Жизнь как ценность…………………………………………………стр.14
7. Список литературы………………………………………………….стр.15

Работа состоит из  1 файл

философия готово.docx

— 36.45 Кб (Скачать документ)
 

АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ 
 
 

      Реферат

      По  философии 

      На  тему: "Философские идеи о происхождении жизни на Земле" 
 
 
 
 

                                                                           

                                                                           

                                                                         

                                                                           

                                                                          

                                                                                                 

                                                                        

                                                                          

                                                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подпорожье 2011г. 
 
 

Содержание: 

1.Введение…………………………………………………………………стр.3  
2.Жизнь  - одна из форм бытия и одна  из высших форм движения...…стр.4  
3.Формирование  представлений о сущности жизни………………….. стр.5

4. Теории происхождения жизни на Земле

4.1.Креоционизм  ……..........................................................................стр.8                       4.2. Теория самопроизвольного зарождения………………………...стр.9 4.3.Теория стационарного состояния……………………………….стр.10                                

    4.4Жизнь занесена из вне…………………………………………....стр.11

4.5.Биохимическая эволюция…………………………………….…стр.12

5.Философия  смысла жизни………………………..…………………стр.13

6. Жизнь как ценность…………………………………………………стр.14

7. Список  литературы………………………………………………….стр.15 
 
 
 
 

                                               

        

 
 
 
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение. 

        Одним из наиболее трудных и в тоже время интересных в современном естествознании является вопрос о происхождении жизни. Он труден потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.

       Учёные сегодня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад.

     Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишённым ряда факторов, сопровождавших появление живого на Земле. Трудность методологическая – в невозможности проведения прямого эксперимента по возникновению жизни (уникальность этого процесса препятствует использованию основного научного метода).

    Основные концепции происхождения жизни на Земле:

  1. Креоционизм.

    Утверждает, что жизнь была сверхъестественным существом, то есть богом.

  1. Самопроизвольное зарождение.

     Жизнь возникала неоднократно из неживого вещества.

  1. Теория стационарного состояния.

    Жизнь существовала всегда и будет существовать вечно.

  1. Жизнь занесена из вне.
  2. Биохимическая эволюция.

    Жизнь возникла в результате процессов, подчинившихся  биохимическим явлениям. Автор теории Опарин А. И

  
 
 
 
 

2.Жизнь - одна из форм бытия и одна из высших форм движения.

 

    Познание  жизни — первоочередная в числе  задач, к решению которых человек  приступил с момента своего осознанного  существования. И это понятно, ибо жизнь для него — первейшая ценность; она породила самого человека и ее биологические механизмы в совокупности с социальными факторами составляют суть человеческой природы.

  И  пока ученые не выработали  единого определения жизни воспользуемся  таким понятием: жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов.

    Философский интерес к проблеме жизни продиктован  следующими обстоятельствами:

-во-первых, философским объяснением природы  самого человека, что требует  привлечения естественнонаучных представлений о жизни;       

  -во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни;

- в-третьих,  уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов

    — в чем смысл жизни человека?

    Важным  результатом философского и естественнонаучного  познания жизни является вывод о единстве жизни на Земле.

    Проблема  происхождения  жизни на Земле  и возможности ее существования  в других областях Вселенной издавна  привлекала внимание как ученых и  философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно  возрос.

    Это обусловлено двумя обстоятельствами:

         во-первых, значительными  успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи, проведшей  к  зарождению жизни

      во-вторых, стремительным развитием  космических исследований, делающих  все более реальным непосредственный  поиск каких-либо форм жизни  на планетах Солнечной системы,  а в будущем и за ее пределами.    
 
 

    3.Формирование представлений о сущности жизни. 

     Идеалистическая концепция жизни, известная под названием виталистической, уходит своими корнями в глубь веков. Ее основоположником принято считать Аристотеля, утверждавшего, что «жизнь есть питание, рост и одряхление, причиной которых является энтелехия – принцип, имеющий цель в самом себе».

      Витализм всегда представлял антинаучное течение в биологии, основным положением которого являлось признание особой жизненной силы или «души», свойственной всем телам живой природы. Жизненная сила, как особая нематериальная субстанция, считалась независимой от материального вида. Поэтому последовательные сторонники виталистической концепции считали ее проявлением божественного начала. Отсюда представление о бессмертии души, граничащие с религиозными верованиями в загробную жизнь.

       В противовес витализму возник механистический взгляд на органическую природу, получившей широкое распространение в 18 веке под влиянием французских материалистов. Сторонники этого взгляда, делали попытку свести все жизненные процессы только к химическим и физическим изменениям. Отсюда возникло одностороннее представление об организмах как о телах, отличающихся от неживых тел не качественным своеобразием, а только сложностью строения. Такая концепция оказалось бессильной решить проблему сущности жизни, так как создатели ее не видели специфики живых тел природы.

      Впервые принципы подхода к выяснению сущности жизни с позиций диалектического материализма были сформулированы Фридрихом Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг». Энгельс рассматривал жизнь как особую форму движения живой материи. С этой точки зрения представляется важным выяснить, в чем заключается единство неживой и живой материи. Единство органической и неорганич природы доказывается прежде всего химическим анализом. Тела живой и неживой природы состоят из одних и тех же элементов, но в живых системах 98 % приходится на следующие четыре элемента: водород, углерод, кислород, азот; а тела неживой природы на 98 % состоят из железа, кремния, алюминия, магния.

   Несмотря на единство, живая материя качественно своеобразна. Энгельс это своеобразие видел в том, что живые тела по химической природе являются белковыми телами, которым присущ обмен веществ с окружающей их природой. Отсюда вытекает определение жизни, формулированное Фридрихом Энгельсом в работе «Диалектическая природа»:

«Жизнь  – есть способ существования белковых тел, существенным моментом, которого является постоянный обмен веществ  с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что  приводит к разложению белка».

       В неживой природе тоже идет процесс обмена веществ. Но он отличается от органического обмена на что указывал Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «другие неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть тем, чем были раньше. Скала, которая подверглась выветриванию уже больше не скала; метал в результате окисления, превращается в ржавчину.».

      Одним из первых философов, сделавших попытку применить современное ему естествознание для объяснения строения и развития мира, был И. Кант. Неоднократные его ссылки на сочинения Бюффона, Бонне позволяют сделать вывод, что Кант был знаком с новейшей литературой по вопросам познания жизни. Значительное влияние на него оказали труды Лейбница и Лессинга. Признание эволюции живого и растительного мира явилось для Канта логическим завершением его космогонической гипотезы. Идея развития рассматривалась им как всеобщий принцип, применимый к познанию всех явлений, имеющих место на Земле.

    В этот же период немецкий  естествоиспытатель К. Ф. Вольф  (1734—1794) опубликовал свою диссертацию  «Теория зарождения», в которой  опроверг учение о преформации  и научно обосновал теорию  эпигенеза.

 

    

    Смелую  попытку распространить идеи развития на человеческую историю предпринял ученик Канта И. Г. Гердер. В его  теории органических сил идея развития приобретает всеобщий характер. Из области поэзии, языка, мышления Гердер переносит ее на всю природу. В  труде «О переселении душ» он излагает взгляды на развитие животного мира, которые затем в его основном труде «Идеи к философии истории  человечества» выражаются в форме  всеобщего закона природы.

    Большой вклад в развитие эволюционных представлений  внесли Эр. Дарвин, К. Ф. Кильмейер и  в особенности французский натуралист Ж. Б. Ламарк (1744-1829).

    В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию зоологии», которая содержала его  основные возражения против метафизической идеи вечности и неизменности видов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Теории происхождения  жизни на Земле. 
 

4.1.Креоционизм.  

Утверждает, что жизнь была сверхъестественным существом, то есть богом.

              Креационизм (от англ. creation — создание) — религиозно-философская концепция, в рамках которой всё многообразие органического мира, человечества, планеты Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким верховным существом или божеством.

    Теория креационизма, отсылая ответ на вопрос о возникновении жизни к религии (сотворение жизни Богом), по критерию Поппера находится вне поля научных изысканий (так как она неопровержима: научными методами невозможно доказать, как то, что Бог не сотворял жизни, так и то, что Бог ее сотворял).

      Кроме того, эта теория не дает удовлетворительного ответа на вопрос о причинах возникновения и существования самого верховного существа, обычно просто постулируя его безначальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские идеи о происхождении жизни на Земле