Развитие экзистенциальной прозы Франции ХХ века: на материале романа Альбера Камю - Чума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:48, курс лекций

Описание

1. В чём заключается суть экзистенциальной философии? Обозначьте центральные проблемы экзистенциализма.
2. Существуют ли различия в развитии довоенного и послевоенного экзистенциализма?
3. Раскройте притчевый характер романа А.Камю «Чума».
4. Проанализируйте роман А.Камю «Чума» с точки зрения наличия в нём экзистенциальных черт.
5. В чём суть проблемы выбора в романе. Охарактеризуйте образ Сопротивления.

Работа состоит из  1 файл

Ceminar 4.docx

— 62.28 Кб (Скачать документ)

            ТЕМА «РАЗВИТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОЗЫ

ФРАНЦИИ  ХХ в.: НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А.КАМЮ «ЧУМА»

  1. В чём заключается суть экзистенциальной философии? Обозначьте  центральные проблемы экзистенциализма.
  2. Существуют ли различия в развитии довоенного и послевоенного экзистенциализма?
  3. Раскройте притчевый характер романа А.Камю «Чума».
  4. Проанализируйте роман А.Камю «Чума» с точки зрения наличия в нём экзистенциальных черт.
  5. В чём суть проблемы выбора в романе. Охарактеризуйте образ Сопротивления.

Экзистенциализм как отдельное течение начал  формироваться в конце 19-начале 20 вв. Определённые его концепции нашли  своё обоснование в трудах российских философов Л.Шестова, Н.Бердяева, однако последовательное изложение он получил в Германии в работах М.Хайдеггера и К.Ясперса. В 30-е – 40-е гг. ХХ ст. экзистенциальная философия начинает  осмысляться французскими литераторами Ж.-П.Сартром, А.Камю, С. Де Бовуар, которые в своих произведениях искали ответы на вопрос о сути человеческого существования. Постепенно экзистенциализм становиться необычайно популярным среди западно-европейской, американской, японской интеллигенции. Размышления экзистенциалистов о смысле человеческого бытия, о сути самого человека имели огромное влияние на сюжет, проблематику, образ главного героя экзистенциальной художественной литературы.

Однако следует отметить, что  до сегодняшнего времени нет чёткого  определения литературно-философского течения «экзистенциализм», конкретно  не сформулированы его основные черты, не пришли исследователи и к единому  мнению о его месте в литературно-философском  пространстве ХХ в.   Так, Луи Фарре писал: «Термин «экзистенциализм» часто употребляется невпопад, и некоторые философы справедливо возмущаются, когда их имена ассоциируются с ним. Исходя из того, что экзистенциалистские системы освещают проблему конкретного и единичного человека в определённый момент времени и пространства, такое толкование расширяет рамки экзистенциализма и даёт возможность отнести к этому течению многих философов предыдущих веков…». Э.Мунье говорил, что: «экзистенциализм» - это очень неясное, или широкое понятие». Е.Коссак указывал на трудности определения черт экзистенциализма и обозначал их причины: «экзистенциализм развился как… тип философии. Но первой и основной трудностью в его характеристике является то, что он так никогда и не оформился как цельная доктрина. Вместо неё мы имеем дело с рядом философских, литературных и нравственных мотивов, составляющих особую интеллектуальную формацию, именуемую экзистенциализмом. Отсюда и столь различное отношение к этому течению…»

 

В ХХ в. особое значение приобретает экзистенциальное литературно-философское течение, по-особому рассматривающее проблемы личности, смысла жизни, ценности свободы выбора, решающее их  в аспекте новых социальных условий. Ощущение абсурдности мира и человеческого существования наложили отпечаток на поведенческую модель литературного героя, который становится объектом пристального внимания автора, его подопытным. Создавая некую экспериментальную ситуацию писатели-экзистенциалисты исследовали человеческую сущность, решая попутно те вопросы, которые, на их взгляд, определяли человека в целом. 

Как правило, в философской  и критической литературе отмечались разрушительные тенденции в экзистенциализме. Так, Е.Коссак констатировал, что «Нет в современной философии другого направления, в котором саморазрушительные тенденции его основных зачинателей проявились бы так сильно…». Однако самобытность экзистенциализма не ограничивается только этой чертой. Необходимо систематизировать разные толкования сути экзистенциальной философии, чтобы определить её основные черты и рассмотреть их употребление в структуре художественных произведений.

Так, Сервера Эспиноза, анализируя новое философское явление, сторонником которого он был, писал: «Мы понимаем под экзистенциализмом всё то, что в качестве внутреннего и постоянного условия, возможности и предела предшествуют свободной реализации личности, независимо от того, лежит ли оно в основе структуры человека или исторически и в силу обстоятельств даётся // заранее как нечто, оказывающее внутреннее воздействие на сущность человека, но не вытекающее из неё». Эспиноза говорит о зависимости человека от данной ему экзистенции, от духовных качеств, от обстоятельств, однако человек может реализоваться благодаря одной из экзистенциальных составных – свободе выбора: «свобода – пишет Эспиноза, - основная характеристика существа человека: каждый человек в своей сущности  свободен. Человек брошен в мир с ношей экзистенции. И в зависимости от того, как он её употребит, сложится его сущность». Эспиноза также акцентировал внимание на том, что свобода является неотъемлемым правом каждого, и именно она становится катализатором личности: «…мы спросили: кто есть человек? Ответ будет таким: человек это существо, которое занимая особое место среди других животных, как индивид становится личностью в силу своей свободы». Философ обозначил одну из основных примет экзистенциализма – особое внимание к решению проблемы выбора, а именно вопросу свободы в выборе в процессе формирования человеческой личности. Ж.-П.Сартр, определяя человеческую сущность и человеческое предназначение также говорил о важности и необходимости выбора человеком путей своего духовного становления: «Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, потому что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать».  Сартр говорил, что человек «… осуждён быть свободным. Осуждён потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает».

Луис Фарре, анализируя философские мысли антропологического ренессанса, говорил о необычайной актуальности проблемы смерти, которая активно трактовалась философами ХХ столетия: «Проблемы происхождения человека, его историчности, смысла прогресса и другие, - пишет исследователь, -  в той или иной мере связаны с определённой идеей смерти». Фарре отметил, что проблема смерти по-разному поднимается в произведениях писателей экзистенциалистов, однако решается в одном, антигуманном и античеловеческом ключе, так как идея смерти тесно связывается ими с идеей «ничто» (Человек является частью огромного абстрактного «ничто», которое предваряет его рождение и ждёт в смертном финале. «Ничто» это и жизнь человека и его смерть. Отсутствие сознания после смерти не даёт возможности её констатации, а значит смерть – сугубо человеческая обусловленность, равно как и его жизнь). Фарре писал: «Смерть – это отрицание, её можно понять только на фоне положительного. Соединить смерть с ничто, поднятого до смысла абсолютной ценности, означает забыть о смерти. Такое ничто очень близко экзистенциалистам». Таким образом, понимание экзистенциалистами человеческого бытия и смерти приобретает материалистический оттенок1.

Такое понимание экзистенциалистами человеческой сущности и жизни позволило  Е.Коссаку отметить ещё один важный мотив экзистенциальной теории:  большое внимание экзистенциалистами уделяется изучению состояния потерянности человека в бесконечности, обусловленному несовершенством человеческой природы. Указанный мотив приводит, по мнению философа, к «утверждению бренности всего земного, низости тела, чья приверженность к злу препятствует победе высших духовных ценностей».

Обозначенные исследователями  черты и мотивы экзистенциализма встречались в философии и  литературе прошлого. Однако до средины  ХІХ века все философские течения утверждали, что у человека и человечества есть своя цель. Этой целью мог быть Бог или абсолютная идея (даосизм, буддизм, христианство и т.д.); развитие природы (пантеизм), развитие человечества (утопия); целью могло быть также внутреннее спокойствие личности  (эпикурейство и т.п.). Только начиная с Шопенгауэра (ХІХ в.) в философии   появляется новый мотив – мысль о том, что в жизни нет цели вообще, а человек не в состоянии распоряжаться своей судьбой. Самым значимым в человеческой жизни становится воля, которая представлена у Шопенгауэра слепым импульсом. Поскольку этот импульс действует иррационально, то покоя найти невозможно. Поэтому человечество постоянно волнует чувство неудовлетворённости, так как жизнь становится погоней за удовлетворением телесных потребностей.

Мотивы Шопенгауэра нашли  своё продолжение в философии  молодого Ницше, который считал индивидуальное бытиё определённого рода трагедией, указывал на моральный, интеллектуальный хаос современного человека. Пути преодоления  этого хаоса искали экзистенциалисты. Теологического толка философы выход  видели в универсальной идее Бога, без которого, по их мнению, невозможна душевная гармония и целостность  личности. Они призывали к возрождению  мифологической картины идеального бытия, которая определила бы вектор духовных исканий личности. Атеистически-экзистенциальная концепция также настаивала на формировании мифа эпохи, на необходимости иллюзии  исходя из потребности человека в  лучшем, идеальном мире.

Таким образом,  экзистенциалисты, констатируя потерю человеком смысла жизни, говоря о деперсонификации личности, акцентировали основное внимание на проблеме индивидуального самовыражения человека. Как определяла Л.Онышкевич, «Екзистенціалізм – філософський напрямок, який акцентував основну увагу на індивідуальному самовираженні людини. Філософія екзистенціалізму виходить з того, що людина, зокрема людина ХХ століття, відчуває певну абсурдність у світі, і тому незадоволена, відчужена, перебуває у відчаї. Тільки свобода людини та свобода вибору дають їй змогу самовиразитися і надати сенсу своєму існуванню; водночас такий вибір пов'язується з відповідальністю перед собою та перед іншими. Індивідуальність, сутність, об'єктивність, свобода, смерть, час і майбутнє – це основні теми екзистенціалізму”[26;243].  Кроме того, философы стремились осмыслить взаимосвязь человека с законами мироздания, пытались  осознать механизмы проявления и развития интеллекта, духовности, анализируя биологические и духовные начала личности, используя приём непосредственного переживания. Эти аспекты философских исследований наиболее ярко проявились в художественном творчестве писателей-экзистенциалистов : “Екзистенціалістська філософія, - писала Л.Левчук, - намагалася осягнути буття як безпосередню, нерозчленовану цілісність об'єкта й суб'єкта. Буття людини – її екзистенція – раціонально не пізнається, а опрацьовується безпосереднім “переживанням”. Зрозуміти “переживання” можна лише спираючись на художньо-образні засоби, якими користується мистецтво. Переживання набуває особливого значення через те, що екзистенція людини спрямована “до ніщо” й усвідомлює свою “скінченність”. 

Нужно сказать, что экзистенциализм  в своём развитии претерпел некоторые  изменения. Так, в довоенный период он рассматривал в основном биологические  и психологические аспекты человеческого  существования, не акцентируя внимания на вопросах социально-политического  свойства. Жизнь человека, по мнению экзистенциалистов, лишена осознанности, т. е. является «не-подлинной». Индивидуум, как правило, не даёт себе отчёт в своих поступках, воспринимая бытие как данность, к которой необходимо приспособиться, сведя раздражающий аспект из вне к минимуму (см. повесть А.Камю «Посторонний»). Только лишь психологическое потрясение способно было, считали философы, перевести жизнь из сферы «не-подлинной»  к «подлинной». Этим толчком могла стать смерть близкого человека, тяжёлая болезнь и тому подобные ситуации, которые приводят к осознанию человеком своей смертности, конечности, а затем  - к поискам ответов на извечные вопросы о сути жизни и сущности человека (см. роман Ж.-П. Сартра «Тошнота»). Герои экзистенциальных произведений первой половины ХХ в. как бы потеряны для себя и внешнего мира. Они пребывают в состоянии непреодолимого одиночества, замыкаясь не только в себе, но и на себе.

  В послевоенный период ведущие  экзистенциалисты меняют свой  взгляд на человека  и его  роль в истории. Ж.-П.Сартр (пьеса «Мухи»), А.Камю (роман «Чума»), Веркор (роман «Люди или животные?») заговорили о социальной значимости личности. Авторы не просто испытывали своих героев на живучесть, проводя некий философско-литературный эксперимент: Вторая мировая война стала той пограничной ситуацией, которая побуждала человека сделать свой социально-значимый выбор. Бесспорным становиться то, что послевоенный экзистенциализм приобретает ангажированный характер.

послевоенный экзистенциализм рассматривает человека в связи с социальными, общественными условиями, исследует его не в экспериментальных экстремальных обстоятельствах, а в реально существующих. Человек уже не находится в страхе перед лицом смерти, трактуемой материалистическими (или атеистическими) экзистенциалистами как «ничто»; его волнуют проблемы жизни, в которой он сталкивается с мировым злом и вынужден на него реагировать. В период ангажированного экзистенциализма французские писатели Ж.-П.Сартр и А.Камю заявили о том, что человек включён в исторический процесс, и что он в ответе не только перед собой, но и перед другими людьми. Эта ответственность налагала отпечаток на характер духовного выбора героев: они не только не отстранялись от реалий бытия, но стали выражать протест сложившимся обстоятельствам («Сознание рождается у него (человека – Е.Д.) вместе с бунтом», - писал А.Камю)

Развитие экзистенциальной модели личности  и её существования  можно выразить следующей схемой:

довоенный                                                                  послевоенный

(дезангажированный)                                                        (ангажированный)    

                                      Существование

                                        (экзистанс)

не-подлинное                                                         подлинное

  1. бесцельность                                                     1. определение жизненной цели
  2. бессмысленность                                              2. осмысленность поведения и поступков
  3. инстинктивность                                              3. подавление инстинктов и

                                                                                формирование личностных качеств

4. одиночество                                                        4. взаимодействие с другими людьми

5. замкнутость в себе и на  себе                             5. выработка общей социальной                                                          

                                                               жизненной программы, следование

                                                                                  ей

6. эгоизм                                                         6. способность к самопожертвованию

пограничная ситуация

(столкновение со смертью, болезнью, приносящее ощущение

собственной конечности)

Информация о работе Развитие экзистенциальной прозы Франции ХХ века: на материале романа Альбера Камю - Чума