Искусство Франции начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:05, реферат

Описание

Основоположник музыкального импрессионизма – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси. В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Дебюсси еще в детские годы удивлял учителей музыки пристрастиями к редким, сложным звучаниям, нестандартным ритмическим узорам. Необычный и в то же время изысканный художественный вкус молодого музыканта нередко приводил к конфликтам с преподавателями Парижской консерватории, где он учился с одиннадцати лет.

Содержание

1.ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА……………………………………………..3


◦КЛОД ДЕБЮССИ (1862 – 1918)…………………………….…….3


◦МОРИС РАВЕЛЬ (1875 – 1937)……………………………………5


2.ТЕАТР ФРАНЦИИ………………………………………………………………...7


3.ФРАНЦИЯ – РОДИНА КИНО………………………………………….9


◦ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО КИНО………………………………………………………………..9


◦«ЧУДЕСА» ЖОРЖА МЕЛЬЕСА………………………………………………………….11



◦«ФАНТОМАС»…………………………………………………….12


◦МАКС ЛИНДЕР – КОРОЛЬ КОМЕДИИ…………………………………………………………13


4.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…14

Работа состоит из  1 файл

история.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ

 

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ  НАЧАЛА XX ВЕКА

(МУЗЫКА. ТЕАТР. КИНО.)  
 

                            
 
 
 
 
 

                                                                                  работу выполнила 

                                                                                   ученица 11 класса

                                                                                  НОВИКОВА НАДЕЖДА 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА……………………………………………..3
 
    • КЛОД  ДЕБЮССИ (1862 – 1918)…………………………….…….3
 
    • МОРИС РАВЕЛЬ (1875 – 1937)……………………………………5
 
  1. ТЕАТР ФРАНЦИИ………………………………………………………………...7
 
  1. ФРАНЦИЯ – РОДИНА КИНО………………………………………….9
 
    • ИЗ  ИСТОРИИ ПЕРВОГО  КИНО………………………………………………………………..9
 
    • «ЧУДЕСА»  ЖОРЖА МЕЛЬЕСА………………………………………………………….11
 
 
    • «ФАНТОМАС»…………………………………………………….12
 
    • МАКС  ЛИНДЕР – КОРОЛЬ КОМЕДИИ…………………………………………………………13
 
  1. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…14
 
  1. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………15

ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА

КЛОД  ДЕБЮССИ

(1862 – 1918)  

          Основоположник  музыкального импрессионизма – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси. В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

         Дебюсси еще в детские годы  удивлял учителей музыки пристрастиями  к редким, сложным звучаниям, нестандартным  ритмическим узорам. Необычный и  в то же время изысканный  художественный вкус молодого музыканта нередко приводил к конфликтам с преподавателями Парижской консерватории, где он учился с одиннадцати лет.

         В конце XIX века Дебюсси тесно общался с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами. В это время начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принесших ему широкое признание публики.

Яркими  образцами импрессионизма стали  симфонические произведения Дебюсси  – прелюдия  «Послеполуденный отдых  фавна», «Ноктюрны», «Море». Композитор не признавал жанр симфонии в ее чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которой каждая часть имеет собственное содержание. Причем количество частей в сочинениях различно. Дебюсси много экспериментировал со звучанием различных инструментов и их сочетаниями.  Так, нередко главную роль он отдавал арфе в сопровождении деревянных духовых; мелодию соло у него часто исполняют флейта, гобой или кларнет, а не скрипка, как у романтиков.

          Самое крупное симфоническое  произведение композитора – «Море» (1905 г.). здесь изображена то умиротворенная, то бушующая стихия.  Как и в других сочинениях, поэтичны и необычны названия частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн», «Диалог ветра и моря».

          Единственная законченная опера  Дебюсси – «Пеллеас и Мелизанда» (1902 г.).  Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения – сложный духовный мир человека. В опере есть все черты символистического театра: действие почти всегда происходит в полутьме, в атмосфере скорбного предчувствия смерти. Дебюсси специально подчеркивает  неясность и недосказанность диалогов. А непонятные явления становятся символами, скрывающими тайный смысл. Но, несмотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна – композитор воспевает красоту и силу  любви, готовой преодолеть любые препятствия.

           В 1913 г. Дебюсси совершил концертные  поездки по разным странам,  посетил Москву и Петербург.  Он выступал как пианист и  дирижер с исполнением преимущественно собственных произведений. В годы первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) композитор активно занимался критической деятельностью – в своих литературных творениях он призывал к свободе творчества. 

МОРИС РАВЕЛЬ

(1875 – 1937) 

         Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку.

          Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным  произведениям. Одна из ранних пьес – «Игра воды» воссоздает излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьев.

          Следующими важными работами в фортепианной музыке стали два цикла – «Отражения» и «Ночной Гаспар». Цикл «Отражения» (1905 г.) состоит из нескольких пьес: «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Утренняя серенада шута» и «Долина звонов». Это пьесы-настроения, здесь запечатлены щебетание птиц и переливы волн, звоны далеких колоколов и звуки гитары.

          Содержание цикла «Ночной Гаспар»  (1908 г.) объясняют развернутые эпиграфы, взятые из одноименного сборника  стихотворений французского поэта  Алоиса Бертрана. В музыке царит атмосфера мрачных видений.

           К классическим традициям композитор  обратился в последнем фортепианном  цикле – сюите «Гробница Куперена»  (1917 г.). это произведение памятник  всей французской музыке XVII  столетия. Цикл создавался в разгар Первой  мировой войны, и каждую отдельную пьесу автор посвятил другу, погибшему на фронте.

           Количество симфонических сочинений  Равеля невелико. Первое произведение  для оркестра – «Испанскую  рапсодию»  композитор написал  в 1907 г. пейзажи, сцены из народной жизни и танцы – все сливается в едином звуковом потоке.

           Равель сочинял и для сцены.  Сюжет для балета «Дафнис и  Хлоя» (1912 г.) композитор взял из  романа древнегреческого писателя  Лонга. В музыке Равель воплотил  античные образы такими, какими он видел их в своем воображении, поэтому все музыкальные картины – священная роща, танцы, пастушек, нимфы – написаны в импрессионистском стиле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕАТР ФРАНЦИИ

 

            Французский  писатель Эмиль  Золя писал, что задача театра «перенести на сцену какой-нибудь правдивый и оригинальный уголок… общества, искусно проанализированный»

             Под влиянием трудов Дарвина  в театре возникло новое направление  – натурализм. Все происходящее  на сцене должно быть натурально, т.е. естественно и не противоречить природе. Его участники, среди которых была Франция, стремились проникнуть в саму суть человеческой культуры. Они призывали приблизить сцену к жизни, убрать театральные условности. Зритель должен видеть жизнь такой, какая она есть, с подробностями не всегда приятными, иногда отталкивающими.

              Не малую роль в обновлении  сцены   сыграли драматургические  опыты и теоретические работы  французского романиста Ромена  Роллана (1866 – 1944). Театр по  его мнению призван служить источником энергии для зрителей.

              В 1913 году знаменитый режиссер  и актер Жак Копо (1879 – 1949) открыл  собственный театр. Он получил  название по наименованию улицы,  на которой он располагался: «Старая  голубятня».  В канун Первой мировой войны Копо поставил спектакль «Ночь королей» (1914 г.)  по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь». В этом изящном спектакле – а посмотреть его съезжались профессионалы со всей Европы – режиссер будто предсказал конец того периода в истории культуры, который французы назвали «прекрасная эпоха», и наступление мрачного XX века. Предчувствия Копо оправдались: в 1914 г. началась война, была объявлена всеобщая мобилизация, и театр закрыли.

             В 1915 г. уцелевшие актеры собрались  вокруг учителя, и Копо увез вновь объединившуюся труппу в деревню, подальше от Парижа. Он хотел воспитать творчески   мыслящего артиста, чтобы ставить лучшие произведения мировой классической и современной драматургии. Главным выразительным средством он считал актера: через него, по мнению режиссера, и должно идти обновление театра. Позже спектакли Копо и его труппы стали хорошо известны театральному зрителю.

              Но в 1924 г. неожиданно для  всех, в самый расцвет популярности  «Старой голубятни», Копо покинул  театр. Копо не мог допустить, чтобы творчество превратилось в простой источник дохода. Он увидел лишь начало этого превращения – и без сожаления покинул свое детище. Копо хотел заниматься искусством, а не решением финансовых вопросов.  Режиссер набрал учеников и уехал в провинцию – воспитывать новое поколение актеров для французского театра.

            Когда Копо покидал «Старую  голубятню», в Париже уже прославились  его ученики – Шарль Дюллен  и Луи Жуве, которого сам Копо  назвал своим наследником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФРАНЦИЯ – РОДИНА КИНО

ИЗ  ИСТОРИИ ПЕРВОГО  КИНО

 

          В конце XIX столетия, а точнее 28 декабря 1895 года у входа в «Гран-кафе», что на бульваре Капуцинок, появилась афиша, приглашавшая посетить представление «Кинематографа Люмьер». Люмьер – фамилия изобретателей кино, братьев Луи Жана (1864 – 1948) и Огюста (1862 – 1954). Слово «люмьер» по-французски означает «свет». Судьба, можно сказать, позаботилась о том, чтобы у создателей зрелища,  основанного на воспроизведении движения с помощью света, оказалась соответствующая фамилия.

          Те, кого любопытство заставило  заплатить один франк за билет,  спускались по винтовой лестнице  в нижний зал кафе. Здесь у  одной стены было натянуто  белое прямоугольное полотнище,  а у противоположной стоял на штативе ящик, напоминающий аппарат фотографа.  В середине зала в несколько рядов стояли стулья.  Когда зрители заняли места, свет в газовых рожках, освещавших помещение, померк, а экран осветился ярким трепещущим сиянием.

          Спустя несколько мгновений на белом прямоугольнике появилась проекция фотографии площади Белькур в Лионе. «Неужели нас обманули и заманили в этот зал только для того, чтобы позабавить картинами из «волшебного фонаря?». Но не успели зрители так подумать, как лошадь на фотографии, запряженная в повозку, пошла на них, а вместе с ней задвигались прохожие и покатили экипажи. Зрители остолбенели от изумления: ведь то, что наши современники видят каждый день и на что уже не обращают внимания, в конце XIX века увидели впервые!

           Между тем движущиеся картины сменяли одна другую. Лодка качалась на волнах. Пожарные выезжали на пожар. Стена обрушивалась в клубах пыли… а когда в глубине экрана появился паровоз и, увеличиваясь в размерах, стал надвигаться на зрителей, многие непроизвольно вскликнули и подались назад.

           В заключение сеанса была показана  комическая сценка «Политый поливальщик» - о том, как проказник мальчишка  подшутил над садовником. Вода, неожиданно  ударившая в лицо поливальщику, - типичный образец кинематографического трюка, а маленький фильм «Политый поливальщик» - прообраз более поздних бесчисленных трюковых комедий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Искусство Франции начало XX века