Работа при подготовке научного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Научные исследования, будучи творческой работой, прово­димой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную инфор­мацию, с другой, — сами являются интеллектуальной техноло­гией создания новой научной информации и знаний, важней­шим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследо­вательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематическо­го чтения научной литературы не может обойтись ни один под­линно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.

Работа состоит из  1 файл

контент.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Метод восхождения от абстрактного к конкретному дает воз­можность на основе глубокого анализа научных понятий синте­зировать конкретное знание об изучаемом предмете или явле­нии. Синтез всегда начинается с простейших абстракций и фик­сирует единство многообразного синтеза существующих опре­делений научного понятия.

Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в произведении научной литерату­ры предмета или явления. Он не только отражает структуру на­учного материала, но и дает возможность оказать целенаправ­ленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спи­рали основан на постепенном развитии мысли путем повторе­ния ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

Научное знание по своей форме имеет субъективный харак­тер, поскольку «выражается и резюмируется в виде понятий, которые, как и ощущения, суть субъективные образы объек­тивного мира».[12] Субъективный момент в содержании научно­го знания возрастает по мере перехода от естественных наук к техническим и далее к общественным1. Следовательно, процесс и результат исследования зависят не только от разработки и выбора правильного, объективного метода, но и личных ка­честв исследователя.

Данное положение имеет прямое отношение к редактирова­нию. Известно, что накопление разрозненных фактов, противо­речащих теории, никогда не ведет к ее разрушению. Обычно ученые не спешат отвергать хорошо сконструированную науч­но-теоретическую систему до тех пор, пока не появится другая, столь же стройная концепция, которая сумеет объединить от­дельные, необъяснимые ранее факты в целостную картину. Про­тивоположная ситуация возникает из того, что любая система знаний приобретает характер устойчивого равновесия, вслед­ствие чего складывается стереотип мышления. Эта устойчи­вость придает автору убежденность в правоте, которую он мо­жет отстаивать с напором и активностью, находясь во власти стереотипа, в то время как в первом случае автор может высту­пить с поспешным выводом. Если у редактора нет убедительных аргументов, ему трудно вызвать сомнения у автора и поколебать его ошибочную убежденность.

Эти качества связаны между собой, они зависят, прежде все­го, от соблюдения логики в изложении. Не меньшее значение имеют краткость, лаконичность. Растянутость, многословие — верный прием скрыть отсутствие подлинной мысли. Часто это проявляется в том, что автор прибегает к нагромождению мно­жества терминов, к длиннотам и путанице в языково-стилистических оборотах.

Большое значение для выполнения изложенных требований имеет использование терминов. В научном тексте, в котором основным средством отображения содержания является поня­тийный аппарат, терминологической лексике отводится весьма важная роль. Использование научной терминологии — наибо­лее оптимальный вариант обеспечения точности изложения содержания.

 

За счет тщательного выбора наиболее подходящих терминов и других языковых средств — лексических, грамма­тических и синтаксических — достигаются адекватность и од­нозначность передачи смысла.

Анализ терминологии относится к одной из обязательных составляющих работы редактора над подготовкой научного про­изведения к изданию. Важно не допустить ошибочного исполь­зования терминов и добиться точного и однозначного их упот­ребления. Возможные ошибки могут быть следствием нарушения существующих отношений между отражаемыми в произведении понятиями, что может проявляться в так называемой ложной синонимии. Ее причинами могут стать отсутствие четких границ между понятиями, смешение терминов различных научных дисциплин, использование профессионализмов в качестве тер­минов. Очевидно, что многозначность термина в пределах од­ного произведения может оказаться серьезной помехой для читателя. Терминологические ошибки в научном произведении одной многозначностью не ограничиваются. Редактору необ­ходимо внимательно анализировать и оценивать терминосис- тему, придавая этому такое же значение, как и работе над фак­тическим материалом.

Особенностью научного стиля является широкое использо­вание слов и словосочетаний, которые выполняют роль связую­щих средств или так называемых скрепов. Благодаря их умело­му использованию достигается связность текста, его логичес­кое развитие и развернутость; эти языковые средства служат оформлению ретроспективно-сопоставительных оценок в про­цессе исследования, применяются в рассуждениях, доказатель­ствах, являются важным средством при обосновании достовер­ности фактов. Редактор должен с пониманием относиться к этим языковым средствам, оценивая их использование с позиций це­лесообразности.

В научном произведении, пожалуй, как ни в каком другом, используются все известные средства отображения содержания — текст, формулы, таблицы, иллюстрации; используются эле­менты всех литературных жанров—информационного, анали­тического, художественно-публицистического. При всем стрем­лении оставаться объективным ученым исследователь так или иначе выражает свое отношение к предмету и ходу исследова­ния, он не бывает бесстрастным в оценках работ, принадлежа­щих другим авторам, и равнодушным к своим результатам. Экс­прессивность как выразительная сила высказывания может на­ходить свое проявление в использовании соответствующих язы­ковых средств или их определенной организации, а также в оцен­ках. Конечно, редакторская оценка стиля изложения научного произведения базируется прежде всего на соответствии авторс­кой манеры нормам и стандартам научной коммуникации, жан­ровым и видовым особенностям будущего издания. Должно со­блюдаться и основное требование — доказательность и объек­тивность всех суждений и оценок как основа достоверности на­учного результата. Однако при всем при этом эмоциональные и экспрессивно-оценочные моменты, личные пристрастия, авто­ра могут иметь место в произведении, с чем редактору нужно считаться. Главное, чтобы это было в рамках морали и этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Подготовка справочного аппарата.

Неотъемлемой составной частью каждой научной книги яв­ляется ее справочный аппарат. Его необходимость и значение определяются тем, что он ориентирует читателя в содержании книги, обеспечивает удобство пользования ею быстрое и безо­шибочное отыскание нужных сведений. Аппарат служит связующим звеном данной книги с другими источниками информа­ции, указывает ее место в научно-коммуникативном потоке. Огромна роль аппарата научной книги при решении информа­ционно-поисковых задач, когда требуется обнаружить и отыс­кать книгу в потоке источников информации или получить све­дения о ее содержании. Еще в середине прошлого века ученых беспокоило положение, которое складывалось с информацион­ном обеспечением науки. Академик С. И. Вавилов писал тогда: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому нужно отыскать крупин­ки золота в массе песка».

Аппарат научной книги является основным идентификаци­онным элементом при всех вариантах ее разыскания и особен­но при автоматизированном поиске. Согласно стандарту спра­вочный аппарат входит в состав авторского текстового ориги­нала произведения. Однако на практике авторы ему уделяют аппарату недостаточно внимания; его подготовкой нередко пре­небрегают, считая (и не без основания) эту работу трудоемкой и длительной. К тому же она требует определенной квалификаци­онной подготовки и ведет к удорожанию книги.

Ответственность за оснащение издания аппаратом лежит на редакторе. Ему приходится учитывать все факторы, которые связаны с подготовкой аппарата, помня при этом, что аппарат является важнейшим элементом культуры издания. Редактор принимает во внимание жанровою специфику произведения и вид издания, характер информации, область науки, к которой относится издание, сложившиеся в книгоиздании традиции, требования, стандарты, роль аппарата в работе с книгой, науч­ной коммуникации и информационном поиске.

Такой элемент аппарата, как выходные сведения, есть в любом издании. Оформляются выходные сведения согласно ГОСТ 7.4-95 и традициям издательства.

В научной книге на обороте титульного листа в зависимости от научной области помещают реферат или аннотацию. Первый публикуется в изданиях по естественным и техническим наукам, в нем приводится краткое изложение содержания произведения: предмет (проблема) исследования, его цель, основной результат и его научно-информационная значимость. В аннотации, кото­рая является элементом издания в области общественных наук, приводится краткая характеристика содержания.

Научная книга не обходится без библиографического аппа­рата, к которому относятся библиографические ссылки и биб­лиографические списки. Это объясняется тем, что каждое на­учное исследование обычно начинается и затем проводится на основе изучения предшествующих и современных научных до­стижений. Исследователю приходится составлять и вести спис­ки источников, по ходу работы делать ссылки на использован­ные источники. В изданиях научной литературы широко ис­пользуются практически все виды библиографических ссылок, установленных стандартом (ГОСТ 7.1 -84). По завершении науч­ной работы и при письменном оформлении ее результатов со­ставляется библиографический список источников, который также предусмотрен указанным стандартом.

Очень важен вопрос о принципах и требованиях, предъявля­емых к библиографическим описаниям. Небрежность, невнима­тельность при составлении описания могут стать причиной не­точностей, ошибок или неполноты необходимых сведений. Оче­видно, что в этих случаях читатель будет лишен возможности в случае необходимости лично обратиться к источнику. По таким ссылкам и спискам невозможно работать и редактору, поэтому прежде всего он обязан указать автору на недочеты и предло­жить исправить положение.

Оценивая авторские варианты библиографических ссылок, редактор прежде всего обращает внимание на то, будет ли у чи­тателя возможность быстро и точно установить источник цити­рования и получить нужные сведения о нем. Библиографичес­кие ссылки целесообразно размещать таким образом, чтобы читателю было удобно и легко их видеть, не терять время на их поиск, прерывая при этом процесс чтения. Редактору приходит­ся учитывать также технологические условия оформления ссы­лок. С учетом последнего целесообразно в ссылках по тексту ука­зывать номер источника или фамилию автора по затекстовому библиографическому списку и номер соответствующий страни­цы, на которую делается ссылка. Однако именно в этом вариан­те читатель испытывает больше всего неудобств, поскольку ему приходится прерывать чтение в поисках источника, указанно­го за основным текстом.

В научных изданиях могут быть затекстовые библиографичес­кие списки, которые относятся к отдельным произведениям, входя­щим в издание (например, в сборник научных трудов), или к главам монографического произведения, что, правда, бывает весьма ред­ко. Другим затекстовым библиографическим списком является спи­сок, помещаемый в конце моно издания и относящийся к научной монографии. Такой список принято называть прикнижным.

Библиографические списки, публикуемые за текстом главы или в конце издания, могут быть информирующими, рекомен­дательными, дополняющими, персональными, которые оформ­ляются соответствующими заглавиями: «Библиографический список использованных источников» («...литературы по теме»); «Библиографический список рекомендуемой литературы», «Биб­лиографический список дополнительных источников»; «Список научных трудов академика П. J1. Капицы».

Списки формируют обычно по алфавиту, иногда источники рас­полагают по мере цитирования и нумеруют. Такой порядок обеспе­чивает удобство ссылок (фамилия автора и стр., номер источника и стр.), что, как было сказано, не всегда удобно читателю.

Главная задача редактирования библиографических списков заключается в том, чтобы добиться точности описания и удоб­ства быстрого, безошибочного отыскания источника в списке.

Есть в научном издании элементы, которые вводят читателя в книгу, ориентируют в ней, поясняют ее значение, указывают ее место в потоке ей подобных. Это — предисловие и вступитель­ная статья. Они предназначены для того, чтобы подготовить читателя к рациональному использованию публикуемой научной информации и более глубокому, осознанному ее освоению.

Предисловие может представить автор, оно может быть на­писано редактором, издателем, в сборниках научных трудов- составителем. Хотя предисловие пишут по поводу издания, фак­тически оно должно быть самостоятельным произведением, рас­крывающим специфику этого издания. В нем оговаривают и объясняют отличительные стороны содержания и формы (струк­туры, языка, стиля) основного произведения, раскрывают его жанровые особенности.

В предисловии к сборнику дается характеристика составля­ющих его трудов, говорится о принципах его формирования, приводятся сведения об авторах. Если сборник продолжающий­ся, то предисловие публикуют, как правило, в первом (началь­ном) номере, в последующем он может иметь место при необхо­димости объяснить какие-либо изменения в планах выпуска сборника—скажем, изменения в тематическом профиле, струк­туре, составе редакционной коллегии. В юбилейном сборнике предисловие дает характеристику события, подводит определен­ный итог достижений в соответствующей научной области или в разработке проблемы, темы. Обычно не обходится без предис­ловия сборник материалов научных съездов, конференций. В нем приводят общие сведения о форуме, о его тематике, прове­денных в его рамках мероприятиях, об участниках, рассмотрен­ных и выдвинутых проблемах, ходе их обсуждения, излагаются основные результаты, планы, программы.

Предисловие к научной монографии содержит объяснение обусловленности ее издания, дает характеристику проблемы, цели ее разработки, особенностей метода исследования, теоре­тической, эмпирической базы и условий исследования, отмеча­ет своеобразие авторской концепции. В коллективной моногра­фии предисловие может содержать сведения об ее авторах и лич­ном научном вкладе каждого из них.

Вступительная статья как элемент аппарата может быть опубликована наряду с предисловием или независимо от него. Будучи, так же как и предисловие, органически связанной с ос­новным материалом, вступительная статья освещает вопросы творчества ученого, его путь в науке, раскрывает научную зна­чимость и историю вопроса, проблемы, захватывает смежные научные вопросы.

Информация о работе Работа при подготовке научного издания