Работа при подготовке научного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Научные исследования, будучи творческой работой, прово­димой на основе кооперации труда ученых, с одной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную инфор­мацию, с другой, — сами являются интеллектуальной техноло­гией создания новой научной информации и знаний, важней­шим средством фиксирования которых служат издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследо­вательского труда включаются в научно-информационный по- ток и через социальную систему научных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Без систематическо­го чтения научной литературы не может обойтись ни один под­линно творческий работник, связанный своим трудом с наукой.

Работа состоит из  1 файл

контент.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что рукопись много публиковавшегося автора или члена какого-нибудь престижного научного коллектива для ре­дактора более благонадежна и потому может быть принята им более благожелательно, чем рукопись работы молодого, прежде не печатавшегося претендента на положение ученого. Тем не ме­нее редактор должен быть готов к рассмотрению неожиданных предложений, поступающих от людей, которые лишь начина- ют свою научную деятельность. Конечно, тут редактору прихо- дится учитывать, что книга подобного автора может не скоро найти покупателя. Однако редактору следует смотреть с бо­лее общих позиций и с учетом перспективы. Без привлечения свежих творческих сил и открытия талантливых авторов труд­но рассчитывать на успешную перспективную деятельность. На то у редактора рецензенты и консультанты из числа спе­циалистов, хорошо знающих современное состояние в данной отрасли науки и способных оценить возможности молодого автора, представленную им рукопись. У редактора есть еще одна возможность — получить отзыв научного руководителя, который бывает, как правило, у каждого начинающего работу на научном поприще.

Таким образом, на формирование репертуара научной книги оказывают влияние: 1) ее природа, которая обусловлена тем, яв­ляется авторский оригинал результатом плановых исследований или выполняется по заказу издательства либо по инициативе ав­тора; 2) ситуация в читательской среде (в системе научной ком­муникации); 3) наличие книг в сфере обращения, в том числе в продаже; 4) финансовые, экономические и материальные возмож­ности и условия, поскольку редактор не может забывать о рента­бельности издания. Издательский репертуар научной книги обус­ловлен как объективными, так и субъективными факторами. На­учная книга порождается наукой, является средством отражения научного познания и необходима для развития науки.

Работа редактора на подготовительном этапе имеет преиму­щественно организационно-маркетинговый характер, конечной целью которого является составление списка произведений, до­стойных включения в тематический план . В зависимости от характера издательства, его состава и возможностей эта работа может проводиться не только непосредственно редактором, но также маркетинговой службой издательства, от которой редак­тор может получать исходную информацию. Обсуждение резуль­татов маркетингового исследования не менее важная задача, поскольку от ее решения зависят проработка концепции и судь­ба книги. Целесообразность подготовки и выпуска научного из­дания может быть поставлена под сомнение по разным причи­нам: мало или нет средств, низкие покупательские возможнос­ти, трудности с материалами и т.д. Издательский редактор — первый и единственный, кто знает будущую книгу изнутри, по­этому его слово должно быть решающим.

Результаты организационно-маркетиноговой работы редак­тора, проделанной на подготовительном этапе, составляют ос­нову тематического плана. Тематическое планирование в сис­теме научного книгоиздания определяется общими принципа­ми издательской работы, современными условиями отечествен­ного книгоиздания, которые характеризуются рыночными от­ношениями, особенностями природы научной книги, а ташке ее социальной ролью.

Тематический план — это программа, которая имеет важное значение для формирования и развития научных коммуника­ций, создания основ научно-информационной деятельности и информатизации общества. Планом определяются основное со­держание, направление, объем и временные показатели рабо­ты издательства, состав авторов, редакторов, художников и других издательских специалистов, участвующих в создании научной книги.

В недалеком прошлом подготовка и выпуск научного издания занимали по нескольку лет. Ныне этот процесс длится всего не­сколько месяцев

В 2000 г. издательство «Наука» выпустило научное издание: Немировский Е. JI. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из исто­рии книгопечатания. Технические аспекты. Объем издания 77 п.л. в формате 60x84 1/8 (659 с.) В книге более 800 черно- белых и цветных иллюстраций. Редакционно-издательский про­цесс от приема авторского оригинала до выхода издания в свет занял менее четырех месяцев.

Это стало возможным прежде всего благодаря начатой в 70-е годы коренной перестройке редакционно-издательского процес­са на основе его рационализации, внедрения современных тех­нических средств и перераспределения функций между типог­рафией и издательством. Вследствие этого допечатные процес­сы стали выполняться в издательстве и к тому же на новом, бо­лее высоком уровне по качеству и в более короткие сроки. Новые возможности в ускорении выпуска книги открываются в связи с внедрением цифровых технологий, обеспечивающих передачу текста с компьютера непосредственно на печать: computer-to- plate (компьютер—печатная форма) и computer-to-press (ком­пьютер—печатная машина).

Ускорения выпуска издания в свет можно добиться, если не доводить дело до переработки (совершенствования) авторского оригинала после поступления его в издательство. Нужно стре­миться к тому, чтобы от автора поступал оригинал произведе­ния, максимально соответствующий по оформлению издатель­скому. В настоящее время получает распространение практика представления в издательство оригиналов-макетов на дискетах с распечаткой на бумаге. Для этого весьма целесообразно заб­лаговременно консультировать авторов и обеспечивать их редак­ционными рекомендациями, как нужно подготавливать сдава­емые в издательство оригиналы.

В современных условиях книгоиздания особую значимость приобретает оперативное тематическое планирование. Его ре­зультаты оформляются планом редакционно-подготовительных работ и планом выпуска. Первый обычно включает названия авторских оригиналов произведений, которые должны посту­пить в издательство в течение года, и является по сути основой для плана выпуска. Последний составляется, как правило, по­квартально и содержит перечень отредактированных авторских оригиналов. Будучи тиражированным, тематический план вы­пуска выполняет важные оповестительно-рекламные функции. Планирование должно предусматривать непрерывность и опти­мальное распределение объемов работ ведущего и научного ре­дакторов, технического редактора, художников, корректоров и других участников редакционно-издательского процесса. Необ­ходимо также учитывать нормативные переходящие запасы ре­дакционного и производственного портфелей.

Редактору принадлежит большая роль в тематическом пла­нировании. Успех зависит от результатов маркетинга на подго­товительном этапе. Каким бы путем ни была получена исход­ная информация — непосредственно редактором или через спе­циалистов маркетинговой службы издательства, — редактор является первым и основным выразителем читательских инте­ресов. Он главное звено в цепи, которое связывает автора с чи­тателем, и главный специалист в технологии редакционно-из­дательского процесса, продуктом которой является книга. На этапе формирования издательством планов от редактора требу­ется всестороннее обоснование предложений и доказательства целесообразности издания той или иной книги с учетом ее со­циальной значимости, соответствия читательским потребно­стям и рентабельности, особенно когда речь идет о рукописях, выполненных не по плану научных исследований, а поступаю­щих непосредственно от авторов, к тому же малоизвестных. Пос­ле того как планы утверждены, целесообразно план выпуска до­вести до читателей. Рекламно-информационная работа должна оставаться в поле зрения редактора вплоть до выхода издания в свет. Научная книга обычно не рекламируется в массовых рек­ламных изданиях — газетах, журналах и т.п., наряду с объявле­нием в тематических планах, о ней принято сообщать и в дру­гих научных книгах, выпускаемых раньше нее.

Специфика тематического планирования в области научного книгоиздания, учитывает, как выполнен авторский оригинал: по плану научно-исследовательских работ, по личной инициативе автора или по заказу издательства. Это сказывается на юриди­ческих отношениях издательства с автором и учитывается при оформлении договора. Если авторский оригинал является заклю­чительным этапом планового научного исследования, т.е. выпол­нен в служебном порядке, то договора между издательством и ав­тором может не быть и их взаимоотношения могут строиться в соответствии с соглашением между издательством и научно исследовательским учреждением, в котором работает автор. В слу­чае представления в издательство оригинала (оригинала-маке­та), подготовленного по инициативе автора, с ним может быть заключен договор на издание произведения. Когда издательство принимает заявку автора или заказывает автору написание про­изведения, с ним может быть заключен договор-заказ.

То, как создается и поступает в издательство авторский ори­гинал произведения, имеет весьма важное значение при при­еме и оценке его редактором. Авторский оригинал, выполнен­ный по плану НИР, обычно рассматривается и обсуждается в научных коллективах и при предоставлении в издательство со­провождается рецензиями, а также, возможно, выпиской из протокола обсуждения. В этом случае задача редактора сводит­ся к рассмотрению всего комплекта поступивших материалов и подготовке предложений для редакционной коллегии (совета) и руководства редакции (издательства). Оригинал произведения, поступивший непосредственно от автора, рассматривается ре­дактором традиционным порядком, сложившимся в практике редактирования, который включает предварительную оценку, написание редакторского заключения, рецензирование (при необходимости) и т.д.

Издательскому редактору приходится иметь дело главным образом с подготовкой и выпуском научных монографий и сборников научных трудов, которые могут выходить однократно или в составе серий. В любом из этих вариантов редактор работает над подготовкой отдельного издания.

Каким быть конкретному изданию, определяется совокупно­стью факторов, с учетом которых формируется концепция из­дания. При ее разработке редактор прежде всего исходит из об­щих методологических положений теории и практики редакти­рования, оценивает литературное произведение. Он принима­ет во внимание предмет содержания, целевое назначение, чи­тательский адрес произведения, его замысел и трансформиру­ет все это на издание. Применительно к научному изданию пред­метом содержания в общем случае являются проблема или на­учная задача, для решения которых предпринимается исследо­вание. В конкретном варианте это может быть также какое -либо событие, явление природы, техническое устройство, технологи­ческий прогресс и многое другое.

Работа редактора над концепцией научного издания направ­лена на то, чтобы сформулировать целостную информационную систему, состоящую из органически связанных между собой литературного произведения и аппарата. При этом в содержа­нии и структуре издания должны быть отражены все составля­ющие научного исследования. Данное требование обязывает редактора всесторонне анализировать и оценивать в первую очередь научное произведение как основу издания. Разработка концепции научного издания, опирающаяся на анализа лите­ратурного произведения, является условием, которое позволя­ет редактору сформулировать мысленную модель будущего изда­ния и оценить его соответствие целевому назначению и читатель­скому адресу. Концепция должна предусматривать наряду с выбо­ром вида издания необходимые действия по его созданию и офор­млению, включать расчеты по срокам изготовления и по стоимос­ти. Концепция—основа проекта, и конструирования издания.

4. Работа над научным произведением

В научном произведении как элементе научной коммуника­ции должны находить наиболее полное отражение предмет, цель и задачи научного исследования (познания), его характер, ме­тод и результат. Необходимым условием редакторской подготов­ки научного издания являются знание и учет жанровой специ­фики произведений научной литературы. В практике научного книгоиздания редактору приходится иметь дело с такими жан­рами литературных произведений, как научная монография, научная статья, доклад, тезисы доклада, рецензия.

Монография относится к одному из наиболее авторитетных жанров научных произведений. Она представляет собой науч­ное сочинение, которое полно и всесторонне исследует и отра­жает научную проблему, задачу, вопрос, предмет как некоторое целостное, системное образование. В монографии фиксируют­ся научно-информационные предпосылки научного исследова­ния, его ход и результаты. Ее жанр позволяет реализовать и систематизировано представить все известные современной на­уке формы научного знания.

Монография всегда претендует на анализ, оценку и обобще­ние предшествующих научных достижений по предмету иссле­дования и самостоятельную авторскую разработку на основе теоретических изысканий и экспериментальных исследований.

Наличие субъективных и объективных моментов, привноси­мых творческой индивидуальностью автора, относится к одному из признаков монографии. Знания и опыт автора, его методичес­кий подход, реализованные в монографии, являются отличитель­ной характеристикой новизны излагаемых в ней исследований. Личность автора и его научный авторитет активно влияют на научно-коммуникативную значимость монографии, что нельзя не учитывать при ее редактировании.

Жанр научной статьи имеет свои отличительные особеннос­ти, вплоть до того, что она может быть разделена на несколько видов. Типичным представителем данного жанра является ана­литическая статья. Это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного науч­ного метода. Статья—произведение небольшого объема (до од­ного авторского листа). Ее целевая направленность—всесторон­ний анализ фактов, выводящий на решение научного вопроса. В ней содержатся оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обо­снования, теоретические обобщения, логические выводы и прак­тические рекомендации. Написанная дискурсивным стилем с эле­ментами описания и повествования, она строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал. Рассуждения могут быть результа­тами мыслительного процесса, когда из одних высказываний вы­водятся другие. Рассуждения строятся на импликативной связи реальных высказываний, на отношениях, которые закрепляют­ся союзом «если, то». Статья предопределяет, что ее место в сбор­нике. Она может быть опубликована в периодическом или про­должающиеся научном издании.

Информация о работе Работа при подготовке научного издания