Психологизм в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, реферат

Описание

Иван Сергеевич Тургенев – неподражаемый автор художественного слова, его произведения вошли в сокровищницу русской классики и изобразили весь мир внутренних переживаний человека. В романе «Дворянское гнездо» окончательно оформилось становление особой художественной манеры писателя – принципа «тайного психологизма». В то же время романами «Рудин» и «Дворянское гнездо» автор подводил итоги своим раздумьям над эпохой 30-х и 40-х годов XIX столетия.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
Глава 1. Трактовка термина «психологизм» в отечественном литературоведении.....5
Глава 2. Способы и приемы психологического изображения в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».........................................................................................................14
Заключение .........................................................................................................................25
Список использованной литературы...............................................................................26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Половнева.rtf

— 366.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение...............................................................................................................................3

Глава 1. Трактовка термина «психологизм» в отечественном литературоведении.....5

Глава 2. Способы и приемы психологического изображения в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».........................................................................................................14

Заключение .........................................................................................................................25

Список использованной литературы...............................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Иван Сергеевич Тургенев - неподражаемый автор художественного слова, его произведения вошли в сокровищницу русской классики и изобразили весь мир внутренних переживаний человека. В романе «Дворянское гнездо» окончательно оформилось становление особой художественной манеры писателя - принципа «тайного психологизма». В то же время романами «Рудин» и «Дворянское гнездо» автор подводил итоги своим раздумьям над эпохой 30-х и 40-х годов XIX столетия.

Использование психологизма в романах Тургенева служит отличительной чертой мастерства писателя и, наряду с «диалектикой души» Толстого и открытым психологизмом Достоевского, становится характерным признаком классического русского реалистического романа ХIХ века.

Актуальность темы обусловлена несколькими причинами: а) проблемой теоретического осмысления термина «психологизм» и его содержания; б) недостаточной изученностью психологизма в романах Тургенева; в) отсутствием целостного психологического анализа романа «Дворянское гнездо».

Степень изученности проблемы. Проблема психологизма широко изучена в литературоведении, однако среди исследователей не существует единого мнения об этом явлении. Описываемой проблемой занимались такие исследователи как А.Б. Есин, Л. Я. Гинзбург, А. С. Гришин, А. Н. Иезуитов, В. В. Компанеец, А. П. Скафтымов, И. В. Страхов. В описываемом ракурсе изучены произведения М.Ю. Лермонтова, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Романы И.С. Тургенева также не раз становились объектом анализа с точки зрения специфики художественного психологизма. Среди исследователей следует назвать такие известных ученых-тургеневедов, как Г.Б. Курляндская, Г.А. Бялый, П.Г. Пустовойт, А.И. Батюто, С.Е. Шаталов, В.М. Головко и др. Был проведен полный психологический анализ романа «Отцы и дети».

Однако монографического исследования, посвященного психологизму в романе «Дворянское гнездо», какое осуществлено в настоящей работе, не было.

Данные предпосылки делают тему курсовой работы наиболее актуальной.

Объект исследования - роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Предметом курсовой работы является психологизм в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Цель курсового исследования - провести психологический анализ и изучить психологизм в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Задачи исследования:

Изучить имеющуюся по данной проблеме литератур, рассмотреть понятия «психологизм», «психологический анализ» и их соотношение.

Рассмотреть способы и приемы психологического изображения в романе Тургенева «Дворянское гнездо».

Выяснить, какое значение имеет психологизм в романе.

Структура курсовой работы. Объем и структура данной курсовой работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, в котором определены цели и задачи, основной части, представленной двумя главами, заключения и списка литературы.

Теоретическая значимость работы определяется отсутствием в литературоведении целостного анализа психологизма в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован при изучении творчества Тургенева в целом, а также для подготовки спецкурсов и факультативных курсов, школьных занятий по романам И.С. Тургенева и, в частности, роману «Дворянское гнездо».

 

 

Глава 1. Трактовка термина «психологизм» 
в отечественном литературоведении

 

Термин «психологизм» как художественное отображение внутренней жизни, мира человека в литературе занимает значительное место. В зарубежной литературе психологический принцип восходит к эпохе Возрождения, когда был снят запрет на вторжение во внутренний мир чужой личности. Вплоть до конца XVIII века для психологического изображения использовались по большей части неавторские субъектные формы повествования, главным образом письма («Опасные связи» Лакло, «Памела» Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо) и рассказ от первого лица («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Исповедь» Ж.Ж. Руссо). Эти формы позволяли наиболее естественным образом сообщать о внутреннем состоянии героев, сочетать правдоподобие (человек сам говорит о своих мыслях и переживаниях -- ситуация, вполне возможная в реальной жизни) с достаточной полнотой и глубиной раскрытия внутреннего мира.

В русской литературе элементы психологизма присутствовали в произведениях Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, А.А. Бестужева-Марлинского, А.С. Пушкина. Широкое распространение психологический метод изображения действительности получил в произведениях М.Ю. Лермонтова, но подлинный расцвет психологизма в литературе пришелся на вторую половину XIX века, большое развитие он получил в творчестве И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

В словаре литературоведческих терминов С.П. Белокуровой дано следующее определение:

ПСИХОЛОГИЗМ - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. П. может быть явным -- открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" (см.) в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным -- скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики) [Белокурова 2005, www].

Данное определение психологизма является максимально интегративным, однако в современном литературоведении существуют разные трактовки этого термина. По мнению В.М. Головко «психологизм - неотъемлемое свойство литературы, он играет большую роль в изображении характера как сложного единства объективного и субъективного, закономерного и неповторимого» [Головко 1992, 110]. Есин А.Б. указывает, что при трактовке термина психологизм мы сталкиваемся с двумя значениями слова - широким и узким. «В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров» [Есин 2003, 4]. Таким образом, искусство и литература, отражая и художественно осваивая окружающую действительность, создают не только общественные, но прежде всего психологические типы, социальное превращается в психологическое, воплощается в нем. Но более прочно за термином «психологизм» закрепилось другое значение, узкое, согласно которому «психологизм является характерным не для всего искусства и литературы, а лишь для определенной их части. ... "писатели-психологи" изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении» [Есин 2003, 5]. Такое истолкование термина «психологизм» видится нам убедительным, однако возникает вопрос об особенностях проявления психологизма, его составляющих и функциях.

Лихачев Д.С., основываясь на материале древнерусской литературы, считает решающим для возникновения психологизма наличие или отсутствие в художественном произведении разных жизненных позиций и их столкновений: «Раз в литературном произведении нет различных точек зрения, а есть только одна точка зрения, которую автор не признает даже своей, так как она кажется ему единственно возможной, абсолютно истинной, - автор не стремится к проникновению во внутренний мир своих героев. Он описывает их поступки, но не душевные переживания» [Лихачев 1956, 6]. В данном случае литературный психологизм выступает в качестве художественной формы, благодаря которой литература осваивает становление человеческого характера и воплощает идейно-нравственные искания героев.

А. Иезуитов, рассматривая проблему психологизма в литературе, отмечал многозначность самого понятия «психологизм», сводя его к трем основным определениям:

1) психологизм «как родовой признак искусства слова»;

2) «как результат художественного творчества, как выражение и отражение психологии автора, его персонажей и, шире - общественной психологии»;

3) психологизм «как сознательный и определяющий эстетический принцип» [Иезуитов 1970, 41].

Доминирующим исследователь считал последнее значение, так как именно оно используется в психологическом анализе.

Понятие «психологического анализа» не менее неоднозначно, чем понятие психологизма, они находятся в тесной связи и в некоторых исследованиях термины являются взаимозаменяемыми, но большинство литературоведов (Л.Я. Гизнбург, А.Б. Есин, М.Л. Бедрикова, И.В. Страхов, А.П. Скафтымов) четко разграничивают их.

Содержание понятия «психологический анализ» исследователями также трактуется неоднозначно. Для С.Г. Бочарова объектом психологического анализа является «внутренний мир», как нечто само по себе занимающее художника, способное привлечь его самостоятельный и специальный интерес [Бочаров 1963, 17]. В статье «Проблема психологизма в эстетике и литературе» А. Иезуитова психологизм рассматривается как родовой признак художественной литературы, а психологический анализ как «сознательная установка писателя на изображение специфических внутренних психологических качеств человека» [Иезуитов 1970, 44].

Следует сказать несколько слов о монографии Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе», которая является одной из основополагающих работ в данной области. Проблема психологизма в работе рассматривается в исторической перспективе, в связи с возникновением и развитием жанра «психологического» романа. Четко разграничивая понятие «психологизм», «психологический анализ» и «психологический роман», исследователь сосредоточен на определении жанровых признаков «психологического романа». Л.Я. Гинзбург считает, что «литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя, анализ открытый и скрытый, прямой и косвенный направлен на разгадку поведения. Многозначная природа конфликта, обуславливающие факторы, дробные, множественные, расположенные на разных жизненных уровнях, притом действующие одновременно и потому противоречиво и есть самая сердцевина психологического романа» [Гизнбург 1971, 293]. По поводу психологического анализа исследователь утверждает: «Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа, или косвенных образов - в изображении их жестов, поступков, которые должны аналитически истолковать подготовленный автором читатель» [Гизнбург 1971, 330].

Сегодня в литературоведении наиболее авторитетной считается парадигма форм психологического анализа, разработанная Есиным А.Б. на основе исследований И.В. Страхова и А.П. Скафтымова. Согласно этой системе «существуют три основные формы психологического изображения, к которым сводятся в конечном счете все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира» [Есин 2003, 13]. Две формы были теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа можно разделить на изображение а) характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения («прямая» форма психологического изображения); б) на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики («косвенная» форма) [Страхов 1973, 4]. А.Б. Есин дополнил систему форм психологического анализа третьей «суммарно-обозначающей» формой: называние, предельно краткое обозначение тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Исследователь ссылается на А.П.Скафтымова, который отмечал этот способ психологического изображения у Стендаля [Скафтымов 1972, 185].

Довольно удачно решен вопрос о выделении системы средств психологизации в работе М.Л. Бедриковой «Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов», где осознается возможность проявления психологизма на разных уровнях, включающих:

1) приемы психологизации текста (психологическую деталь, психологическую подробность, психологический жест персонажа, психологизированное описание);

2) приемы обрисовки героев (психологический портрет, психологическую характеристику, психологический конфликт, психологизированный сюжет, "диалектику души" психологический пейзаж);

3) соотношение характеров и обстоятельств ("душевное" освоение героем хронотопа, самопознание героя, психологическое изменение героя под воздействием обстоятельств).

При этом художественные средства психологизации охватывают: 1. лексику, грамматику как отражение психологических особенностей персонажей; 2. автологические и металогические виды словоупотреблений в характере персонажей; 3. способы повествования как художественные средства психологизации; 4. сюжетно-композиционные средства.

По мнению Бедриковой М.Л., психологический анализ является средством изображения психологических характеров и объективной действительности, на основе которого реализуется психологизм, как «достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы» [Бедрикова 1995: 16]. Известно, что именно такой способ реализации психологизма с помощью художественных средств был характерен для И.С. Тургенева.

Информация о работе Психологизм в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"