Эволюция творческого становления Н.Заболоцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:19, реферат

Описание

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.
Институт парламента имеет многовековую историю. Считается, что впервые парламент был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Название «парламент» устанавливается в Европе в первой половине XIX века по французскому и английскому примеру. Во Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название «парламент».

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

            Над прекрасными глазами светят  белые рога…

     
Лексическое значение каждого слова  в первом предложении приведенной цитаты таково, что самопроизвольно возникает эффект величия, значительности предметов и понятий, их огромности и их простора. Так, бык (один из любимых Заболоцким знаков-символов величия природных объектов) — большое животное, которое удаляется (глагол с семантикой торжественно-величественной поступи) в луга (существительное со значением неограниченного простора). Вдобавок, «беседуя с природой». Беседовать (не болтать и даже не просто разговаривать) — глагол высокого стилистического употребления, тем более в сочетании с «природой», которая в данном контексте выступает, пожалуй, синонимом Вселенной. В результате такого лексического подбора все четверостишие звучит магически-торжественно, и подобных «формул» у поэта огромное множество.

    Любое произведение Заболоцкого, связанное  с мотивикой природы, звучит гимном ее величию и беспредельности  пространств, ее великой созидательной  силе, движимой непостижимой тайной воле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Концепция творчества Заболоцкого. 

    В Заболоцком поражает удивительная преданность  поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции  мироздания и мужественное преодоление  барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.

    Николай Заболоцкий не искал признания. Он прежде всего искал себя. Он сам чувствовал, что его путь – в поисках  своего, верно и точно найденного слова, своего не похожего на других стиха. Он испытал на себе разные влияния: от Блока до Есенина, от Маяковского до Ахматовой. Однако в своем творчестве Заболоцкий все более сосредоточивался на философской лирике. Он активно интересовался философскими проблемами естествознания. В начале 1932 года познакомился с работами К.Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В письме к ученому и великому мечтателю поэт писал: «… Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих напечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их». Эта натурфилософская концепция стала лейтмотивом всего творчества Заболоцкого. В основе ее лежит представление о мироздании как единой системе, объединяющей  живые и неживые  формы материи, которые  находятся  в  вечном  взаимодействии  и взаимопревращении. Развитие этого  сложного  организма   природы  происходит  от  первобытного  хаоса  к гармонической упорядоченности  всех  ее  элементов.  И  основную роль  здесь играет присущее природе  сознание, которое,  по выражению К.  А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой  вспыхивает  в разуме человека". Поэтому   именно   человек призван взять на   себя  заботу  о преобразовании природы, но в своей деятельности он  должен видеть  в природе не только  ученицу, но  и учительницу,  ибо эта несовершенная и страдающая "вековечная  давильня" заключает в себе прекрасный мир будущего и те  мудрые законы,  которыми  следует руководствоваться человеку.

Г лава 4. Творческая лаборатория поэта

  (Художественное своеобразие лирики)  

    Стихи Заболоцкого отличаются свежестью  художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. Его образы полны красок, пластичны и живописны. В них “золото дубравы” и “серебро березняка” («Подмосковные рощи»), “зелёный луч” морского заката («Зелёный луч»), “белый блеск вольтовой дуги” («Гроза идёт»). В них “с портрета Рокотова” смотрят “прекрасные глаза” Струйской, звучит «Болеро» Равеля, прикасается к музыке миров Бетховен. В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”

    Поэзию  Н.А. Заболоцкого называют “поэзией мысли”. По его мнению, высказанному в статье «Мысль–Образ–Музыка», “чтобы торжествовала мысль, он (поэт) воплощает её в образы, чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль–Образ–Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”.

    Живопись  – одна из постоянных привязанностей поэта на протяжении всего творческого пути. Заболоцкий любил ее за то, что она «наука и законная дочь природы, ибо она рождена природой» (Леонардо да Винчи), а значит, оттачивает поэту глаз, зрение учит точно наблюдать, конкретно видеть, строить свои образы, не повторяя известных. Он умел видеть мир глазами художника.

    Но  и музыка была не менее нужна ему, чем живопись, для выражения неизреченных, сокровенных состояний человеческого сердца: 

    Можжевеловый  куст, можжевеловый куст,

    Остывающий  лепет изменчивых уст,

    Легкий  лепет, едва отдающий смолой,

    Проколовший меня смертоносной иглой… 

    И все же Заболоцкий никогда не поступался музыкой и образом ради главного – мысли.

    Ранние  стихотворения Н.А. Заболоцкого (те, что составили сборник «Столбцы») отличались трагизмом абсурда, поэтикой гротеска, нарочитым косноязычием, гоголевской фантасмагорией, резкостью сравнений и неожиданностью словосочетаний.  

    Вечерний  бар

    В глуши бутылочного рая,

    Где пальмы высохли давно,

    Под электричеством играя,

    В бокале плавало окно.

    Оно, как золото, блестело,

    Потом садилось, тяжелело,

    Нал ним пивной дымок вился…

    Но  это рассказать нельзя

    …………………………………… 

    Прочитав  «Столбцы» А. Македонов восхищался: «Яркость, новизна, напряженная ассоциативность, смелая метафоричность, эксцентризм, своеобразное карнавальное начало, динамический напор предметных образов, многосоставные слитные и «смещенные» интонации, повелительная энергия ритма – все это будоражило, захватывало, покоряло… ».   А С. Липкин так охарактеризовал поэтику Заболоцкого: «Меня, юного стихотворца, «Столбцы» поразили не только оригинальностью содержания, трагизмом абсурда, не вымышлено-литературного, а того, который возникает из-за разрыва между духовно-прекрасным и угрюмо-низменным, - поразили меня эти стихи и классичностью формы, той строгой простатой и естественностью, с которой слово двигалось в строке». В своем очерке «Несколько страничек о Заболоцком» Липкин подробно касается особой рифмы поэта: рифма у Заболоцкого традиционная, не притягивающая к себе внимания (разве что иногда непрофессиональной бедностью, например: «меня - говоря»). Рифмы самые необходимые: стены – сирены, колес – волос. А если рифма не получается, то строки остаются без нее: 

                         Но вот все двери  растворились,

                         Повсюду шепот пробежал:

                         На службу вышли  Ивановы

                         В своих штанах и  пиджаках.   

    Не  зарифмовано, - значит, так и надо, это ведь лучше, чем звонкая, яркая, острая лжерифма, как честное безденежье фальшивого купона.

    Даже  эпитеты в «Столбцах» Заболоцкого  точные, реалистичные. Реалистический эпитет – излюбленный художественный прием поэта, поражающий своей внезапностью, неожиданностью. И становится ясно, что у ракеты живот именно бенгальский, у больного вспотевший лоб – прямоуголен, у коров улыбка – бледная; и рядом – эпитеты совсем уж простые: тело футболиста - стремительное, герой – воинственный, стены – каменные, все, как должно быть.

      Поздние стихотворения более спокойны, написаны пятистопным ямбом. «Прекрасное должно быть величаво». Заболоцкий это знал и утверждал. Прекрасная величавость «Лебеди в зоопарке» веет смелостью литературы XX века; раньше поэт не сказал бы о высокой лебеди: «Красавица, дева, дикарка», а тем более – «Животное, полное грез».   

    Лебедь  в зоопарке

    Сквозь  летние сумерки парка

    По  краю искусственных вод

    Красавица, дева, дикарка – 

    Высокая лебедь плывет.

    ……………………………….

    Стихотворения принимают формы сюжетного стихотворения, поэтического раздумья, широкой оды, пафосного взрыва, философского размышления.

      Формулируя в конце пути свои эстетические взгляды, он высказывался в защиту содержательной поэзии: «Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущении и мировоззрения».

    Как работает поэт?

    «Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами. Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество».

    Трудно  понять, как достигается это на практике. Это то, что составляет одно емкое понятие: Мастер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  «Поэзия, завещанная потомкам» 

  Литература должна  служить народу,

                                                                                                                                            это верно,

                                                                                   но писатель должен  прийти

                                                                                                       к этой мысли  сам,

                                                                                          и при том каждый  своим 

                                                                                                 собственным путем,

                                                                          преодолев на опыте  собственные 

                                                                                            ошибки и заблуждения.

                                                                                                             Н.А. Заболоцкий  

    Так что же сказал нам о жизни Заболоцкий?

    Жизнь – всюду, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу.

    Путь  к читателю у Заболоцкого проходит через Произведение – и только через него. Такие его стихи, как «Прощание с друзьями», «В этой березовой роще», «Прохожий», «Журавли», «Некрасивая девочка» не спутаешь ни с какими другими, как не спутаешь стихи Блока или Есенина…

    Все чаще и чаще на вопрос: кто ваш  самый любимый поэт, от самых разных людей слышишь в ответ имя  – Николай Заболоцкий. Высокое  чувство призвания и ответственности за него, напряженность духовных исканий, глубина и красота художественной мысли, верность традиции, самоотверженность в познании мира – вот, что стоит за этим именем. И – верность самому себе.

    Прочитав  наиболее  полный его прижизненный  сборник Заболоцкого (64 стихотворения и избранные  переводы), авторитетный  ценитель  поэзии  Корней  Иванович  Чуковский написал Николаю  Алексеевичу восторженные слова, столь  важные  для  неизбалованного критикой  поэта: "Пишу  Вам  с той почтительной робостью,  с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя",   "Уступи   мне,   скворец,  уголок",   "Неудачника",   "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой  девочки",  "Я  не ищу гармонии в природе" --  подлинно  великий поэт, творчеством  которого  рано или поздно  советской культуре (может быть даже  против  воли)  придется  гордиться,  как  одним  из  высочайших  своих достижений.  Кое-кому из  нынешних эти  мои строки покажутся опрометчивой  и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957 г.).

Информация о работе Эволюция творческого становления Н.Заболоцкого