История возникновения классицизма в мировой литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:17, автореферат

Описание

Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким литературным произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Именно в таком смысле слово употреблялось и в средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (например, в словаре Ришле 1680).

Работа состоит из  1 файл

История возникновения классицизма в мировой литературе.docx

— 22.13 Кб (Скачать документ)
  1. История возникновения классицизма в мировой литературе

 
Классицизм (от латинского classicus – «образцовый, первоклассный») - художественное направление, зародившееся еще в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 столетия и  продолжающее развитие в эпоху Просвещения - вплоть до первых десятилетий 19 века.  
 
Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким литературным произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Именно в таком смысле слово употреблялось и в средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (например, в словаре Ришле 1680). Определение «классический» применялось, поэтому, только к древним, античным авторам, но никак не к современным писателям, даже если их сочинения признавались художественно совершенными и вызывали восхищение читателей. 
 
Первым, кто употребил эпитет «классические» по отношению к писателям 17 века, был Вольтер. Современный смысл слова «классический», значительно расширяющий список авторов, принадлежащих к литературной классике, начал складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось и понятие «классицизм». Оба термина у романтиков имели чаще негативную окраску: классицизм и «классики» противопоставлялись «романтикам» как устаревшая литература, слепо подражающая античности - литературе новаторской. Напротив, противники романтизма, прежде всего во Франции, стали употреблять эти слова как обозначение подлинно национальной литературы, противостоящей иноземным (английским, немецким) влияниям, определяли словом «классики» великих авторов прошлого - Корнеля, Расина, Мольера, Ларошфуко.  
 
Высокая оценка достижений французской литературы 17 столетия, ее значение для становления других национальных литератур Нового времени - немецкой, английской и других - способствовало тому, что этот век стали считать «эпохой классицизма», в которой ведущую роль играли французские писатели и их прилежные ученики в других странах. Те же писатели, которые явно не вписывались в рамки классицистических принципов, оценивались как «отставшие» или «сбившиеся с пути». Фактически установились два термина, значения которых отчасти пересекались: «классический» - образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы, и «классицистический» - относящийся к классицизму как к литературному направлению, воплощающий художественные принципы классицизма.  
 
“Классицизм” - понятие, вошедшее в истории литературы конца 19 -начала 20 века, написанные учеными культурно-исторической школы (Г.Лансон и др.). Вослед этим работам термин “классицизм” стал активно использоваться в литературоведении. Черты классицизма прежде всего определялись из драматической теории 17 века и из трактата Н.Буало “Поэтическое искусство” (1674). Его рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из “Поэтики” Аристотеля, а с другой стороны - как литературу эпохи абсолютной монархии, воплощающее абсолютистскую идеологию. 
 
Пересмотр такой концепции классицизма и в зарубежном, и в отечественном литературоведении приходится на 1950-60-е: отныне классицизм стал трактоваться большинством ученых не как “художественное выражение абсолютизма”, а как “литературное направление, пережившее период яркого расцвета в ХVП в., в годы укрепления и торжества абсолютизма”. Термин «классицизм» сохранил свою роль и тогда, когда ученые обратились и к неклассицистическим, барочным произведениям литературы ХVП века. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам (так называемые «три единства»), равнение на античные образцы.  
 
Зарождение и распространение классицизма связывали уже не только с укреплением абсолютной монархии, но с возникновением и влиянием рационалистической философии Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. В первой половине 20 века классицизм именовали “школой 1660-х” - периода, когда во французской литературе одновременно творили великие писатели - Расин, Мольер, Лафонтен и Буало.  
 
Постепенно истоки классицизма выявились в итальянской литературе периода Возрождения: в поэтиках Д.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро, в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски «упорядоченной манеры», законов «истинного искусства» обнаружились и в английской (Ф.Сидни, Б.Джонсон, Д.Мильтон, Д.Драйден, А.Поуп, Д.Аддисон), и в немецкой (М.Опиц, Г.Готшед, И.В.Гете, Ф.Шиллер), и в той же итальянской (Д.Кьябрера, В.Альфьери) литературах 17-18 вв. Значительное место занял в европейской литературе и русский классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и др.). Все это заставило современных исследователей рассматривать классицизм как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух главных литературных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.  

  1.  
    Основополагающие принципы классицизма как литературного направления

 
Классицизм формируется, испытывая  воздействие других непосредственно  соприкасающихся с ним общеевропейских  направлений в искусстве: он отталкивается  от предшествующей ему эстетики Возрождения  и противоборствует активно сосуществующему  с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая  некоторые традиции Возрождения (преклонение  перед древними, вера в разум, идеал  гармонии и меры), классицизм являлся  своеобразной антитезой ему. За внешней  гармонией в классицизме скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко. Родовое  и индивидуальное, общественное и  личное, разум и чувство, цивилизация  и природа, выступавшие в искусстве  Ренессанса как единое гармоничное  целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и  частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу.  
 
Принципы рационализма (от латинского ratio – «разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная её духовным началом»), соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики классицизма. Декарт отстаивал незыблемость видимой картины мира, что соответствовало государственной модели абсолютной монархии, которая представляла собой «общественную пирамиду», где на вершине был монарх, а остальные были подданными Его Величества. Классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, в чём чётко выражалась авторская точка зрения (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха). В соответствии с ней обличение невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков и утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга должно проводиться с позиций государственности и просветительства. Вместе с тем прославлялась монархия, разумно управляющая народом и заботящаяся о просвещении. Классицисты определют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.  
 
Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам. Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя — от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми.  
 
Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни.  
 
Эстетической ценностью для классицизма обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности. Он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам классицизма, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика классицизма придает огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. 
 
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, героическая поэма и др.), сферой которых была государственная жизнь или религиозная история, а героями становились монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека. Им не принадлежала заметная роль в литературном процессе. Классификация жанров опиралась на известную с античных времён теорию «трёх стилей» (высокого, низкого и среднего). Для каждого жанра предусматривался один из стилей, каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. 
 
Герои произведений классицизма, главным образом, трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом, так как проза считалась унизительной, «презренной» для высокопоставленных лиц. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги. 
 
В произведениях классицизма персонажи делились на строго положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишённых индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.  
 
Характеры, как правило, были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) – ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (например, ведущая черта Митрофана в «Недоросле» - лень). Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути это были лишь образы-маски. Зачастую использовались «говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Правдин). 
 
В произведениях писателей-классицистов всегда наблюдался конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, то есть так называемая стереотипная коллизия, в которой побеждали добро, разум, долг. Иначе говоря, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала. Отсюда абстрактность и условность изображения действительности.  
 
Герои классицизма говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком. Писатели, как правило, использовали такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления. Господствовало силлабическое стихосложение и применялся александрийский стих. Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы. 
 
В драматургии господствовала теория «трёх единств» - места (всё действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело своё начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды и персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета). Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развёртывания сюжета, стройности композиции, чёткости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля. 


Информация о работе История возникновения классицизма в мировой литературе