Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:03, реферат
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию.
1. История создания поэмы «Мёртвые души»
2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
                  2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца
                  2.2 Что такое «мёртвые души»?
                  2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?
                  2.4 Кто такие «живые души» в поэме?
3. Второй том «Мертвых душ» - кризис в творчестве Гоголя
4. Путешествие к смыслу
5. Список литературы
       Гоголь, 
таким образом, увидел крушение своего 
замысла в целом. Ему кажется 
в это время, что в первом томе 
«Мертвых душ» он изобразил не действительные 
типы помещиков и чиновников, а 
свои же собственные пороки и недостатки, 
и что начать возрождение России 
надо с исправления нравственности 
всех людей. Это был отказ от прежнего 
Гоголя, вызвавший возмущение и близких 
друзей писателя, и всей передовой 
России.  
       Чтобы 
полнее понять духовную драму Гоголя, 
надо еще принимать во внимание и 
внешние воздействия на него. Писатель 
подолгу жил за границей. Там он 
стал свидетелем серьезных социальных 
потрясений, увенчавшихся в ряде стран 
Европы – во Франции, Италии, Австрии, 
Венгрии, Пруссии – революционным 
взрывом 1848 года. Гоголь воспринимает 
их как всеобщий хаос, торжество 
слепой, разрушительной стихии. 
       Сообщения 
из России приводили Гоголя в еще 
большее смятение. Крестьянские волнения, 
обострение политической борьбы усиливают 
растерянность писателя. Опасения за 
будущее России внушают Гоголю мысль 
о необходимости уберечь Россию 
от противоречий Западной Европы. В 
поисках выхода он увлекается реакционно-патриархальной 
утопией о возможности 
       О 
содержании второго тома можно судить 
лишь по дошедшим черновикам и рассказам 
мемуаристов. Известен отзыв Н. Г. Чернышевского: 
«В уцелевших отрывках есть очень много 
таких страниц, которые должны быть причислены 
к лучшему, что когда-либо давал нам Гоголь, 
которые приводят в восторг своим художественным 
достоинством и, что еще важнее, правдивостью 
и силой...» 
       Спор 
мог бы быть решен окончательно только 
последней рукописью, но она утеряна 
для нас, по - видимому, навеки.  
4. 
Путешествие к 
смыслу 
       Каждая 
последующая эпоха по-новому открывает 
классические творения и такие грани 
в них, которые в той или 
иной мере созвучны ее собственным 
проблемам. Современники писали о «Мертвых 
душах», что они «разбудили Русь» 
и «пробудили в нас сознание о 
нас самих». И ныне еще не перевелись 
в мире Маниловы и Плюшкины, Ноздревы 
и Чичиковы. Они, конечно, стали другими, 
чем были в те времена, но сущности 
своей не утратили. Каждое новое 
поколение открывало в 
Такова судьба 
великих произведений искусства, они 
переживают своих творцов и свою 
эпоху, преодолевают национальные границы 
и становятся вечными спутниками 
человечества. 
       «Мертвые 
души» - одно из самых читаемых и 
почитаемых произведений русской классики. 
Сколько бы времени не отделяло нас 
от этого произведения, мы никогда 
не перестанем изумляться его глубине, 
совершенству и, наверное, не будем 
считать наше представление о 
нем исчерпанным. Читая «Мертвые 
души», впитываешь в себя благородные 
нравственные идеи, которые несет 
в себе каждое гениальное творение 
искусства, и незаметно для себя 
сам становишься и чище и прекраснее. 
       Во 
времена Гоголя в литературной критике 
и искусствознании часто 
Будьте 
не мертвые, а живые 
души. О названии 
поэмы Гоголя 
Воропаев В. А. 
       Гоголь 
любил повторять, что не будут 
живы его образы, если каждый читатель 
не почувствует, что они взяты "из 
того же тела, из которого и мы". Это 
свойство гоголевских образов - некую 
узнаваемость, близость душе каждого 
из нас - отмечали уже современники 
писателя. "Не все ли мы после юности, 
так или иначе, ведем одну из жизней 
гоголевских героев? - записал в 
своем дневнике Герцен в июле 1842 
года. -Один остается при маниловской тупой 
мечтательности, другой - буйствует a la 
Nosdreff, третий - Плюшкин..." "Каждый 
из нас, - говорил Белинский, - какой бы 
он ни был хороший человек, если вникнет 
в себя с тем беспристрастием, с каким 
вникает в других, - то непременно найдет 
в себе, в большей или меньшей степени, 
многие из элементов многих героев Гоголя". 
       Как 
ни странно, у Герцена и Белинского 
духовный подход к проблеме: в православной 
аскетике есть понятие присутствия 
любого греха в человеке; если он 
обратится к своей душе, то увидит 
все... и среди всего - нечто преобладающее. 
Общепризнано, что определяющей чертой 
гоголевских ти-пов является пошлость. 
Но что такое пошлость? В старом, первоначальном 
значении, ныне уже утраченном, пошлый 
- обыкновенный, заурядный, ничем не примечательный. 
В начале шестой главы "Мертвых душ" 
Гоголь употребляет это слово именно в 
таком значении. Автор говорит, что прежде, 
в лета его юности, ему случалось подъезжать 
к какому-нибудь новому месту и оно представало 
перед ним своею "не пошлою наружностью". 
       По 
словам Гоголя, главное свойство его 
таланта определил Пушкин: "Он 
мне говорил всегда, что еще 
ни у одного писателя не было этого 
дара выставлять так ярко пошлость 
жизни, уметь очертить в такой 
силе пошлость пошлого человека, чтобы 
вся та мелочь которая ускользает от 
глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем". 
Белинский оспорил пушкинское определение 
"дара" Гоголя. Особенность таланта 
Гоголя, утверждал критик, "состоит 
не в исключительном только даре живописать 
ярко пошлость жизни, а проникать в полноту 
и реальность явлений жизни... Ему дался 
не пошлый человек, а человек вообще, как 
он есть, не украшенный и не идеализированный". 
       Однако 
чем же тогда пошлый человек отличается 
от не пошлого? Тот же Белинский писал, 
что "порядочный человек не тем отличается 
от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой 
пошлости, а тем, что видит и знает, что 
в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек 
и не подозревает этого в отношении к себе; 
напротив, ему-то и кажется больше всех, 
что он истинное совершенство". Пошлость 
у Гоголя - это печать духовного убожества, 
которое можно найти в каждом человеке. 
Герои Гоголя пошлы, так как они мертвы 
духовно. Поэтому своеобразным ключом 
к смыслу поэмы является ее название. 
       Прежде 
всего, оно имеет буквальное значение, 
связанное с сюжетом. Мертвые 
души - это "товар", который покупает 
Чичиков, а именно души умерших крестьян, 
которые по ревизским сказкам  
числятся живыми. Недаром Коробочка 
жалуется Чичикову: "Народ мертвый, 
а плати, как за живого". Гоголь 
вкладывает в уста Чичикова и других 
героев поэмы по отношению к приобретенным 
душам слово "мертвые" вместо принятого 
в официальных документах "убылые". 
В этой связи Погодин писал ему 6 мая 1847 
года: ""Мертвых душ" в русском 
языке нет. Есть души ревизские, приписные, 
убылые, прибылые". Гоголь хотел придать 
этими словами особенный смысл не только 
афере Чичикова, но и всему произведению. 
       Гораздо 
важнее буквального - иносказательный, 
метафорический смысл названия поэмы. 
Мертвые души - это помещики и 
чиновники, сам Чичиков. Этот смысл 
был очевиден уже для первых читателей 
Гоголя. Так, Герцен записал в дневнике 
в 1842 году: "...не ревизские - мертвые 
души, а все эти Ноздревы, Маниловы 
и tutti quanti  - вот мертвые души, и мы 
их встречаем на каждом шагу". 
       Но 
есть в названии книги и глубокий 
духовный смысл. Он раскрыт Гоголем 
в предсмертной записи: "Будьте не 
мертвые, а живые души. Нет другой 
двери, кроме указанной Иисусом Христом, 
и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник". 
По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. 
В них, как и в каждом человеке, таится 
подлинная жизнь - образ Божий, а вместе 
с тем и надежда на возрождение. О том, 
что такое жизнь и смерть души, говорит 
один из великих учителей Церкви, преподобный 
Симеон Новый Богослов: "Христос приходит, 
и пришествием Своим воскрешает мертвую 
душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать 
видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее 
воскрешает. Таков закон новой жизни о 
Христе Иисусе, что Христос Господь благодатию 
Святаго Духа приходит к нам и воскрешает 
умерщвленные души наши, и дает им жизнь, 
и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного 
и нетленного, живущим в нас. Прежде же 
чем душа соединится с Богом, прежде чем 
узрит, познает и восчувствует, что воистину 
соединена с Ним, - она бывает совсем мертва, 
слепа, бесчувственна; но при всем том, 
что мертва, все же по естеству своему 
бессмертна". 
       В 
Толковом словаре Владимира Даля 
одно из значений слова "мертвый" 
- "человек невозрожденный, недуховный, 
плотской или чувственный". Это значение 
близко к тому, в котором употребляет данное 
слово и Гоголь. Например, Манилов ведет 
жизнь исключительно материальную (плотскую, 
чувственную), поэтому настоящей жизни 
(то есть духовной) в нем нет: он мертв, 
как и другие помещики, как и сам Чичиков. 
       Выражению 
"мертвые души" именно Гоголь придал 
тот специфический смысл, в котором 
мы употребляем его и сегодня. 
Однако писатель шел здесь от евангельской 
традиции, к которой и восходит 
понимание "мертвой" души как духовно 
умершей. Гоголевский замысел созвучен 
христианскому нравственному 
       Есть 
основания полагать, что намек 
на предстоящее нравственное перерождение 
Павла Ивановича Чичикова содержится 
уже в самом его имени. В 
мировоззренческих 
       Было 
бы, однако, неверным думать, что в 
последующих томах Гоголь намеревался 
сделать Чичикова "добродетельным 
человеком". Гоголевские высказывания 
на этот счет, как и уцелевшие 
главы второго тома, не дают оснований 
для такого заключения. Александр 
Матвеевич Бухарев (в монашестве 
архимандрит Феодор), не раз беседовавший 
с Гоголем о его сочинении, 
в позднейшем примечании к своей 
книге "Три письма к Н.В.Гоголю, 
писанные в 1848 году" рассказывает: "Помнится, 
когда кое-что прочитал я Гоголю 
из моего разбора "Мертвых душ", 
желая только познакомить его 
с моим способом рассмотрения этой 
поэмы, то и его прямо спросил, 
чем именно должна кончиться эта 
поэма. Он, задумавшись, выразил свое 
затруднение высказать это с 
обстоятельностию. Я возразил, что мне 
только нужно знать, оживет ли, как следует, 
Павел Иванович? Гоголь как будто с радостию 
подтвердил, что это непременно будет 
и оживлению его послужит прямым участием 
сам царь, и первым вздохом Чичикова для 
истинной прочной жизни должна кончиться 
поэма". 
       По 
всей вероятности, Гоголь хотел провести 
своего героя через горнило испытаний 
и страданий, в результате которых 
он должен был бы осознать неправедность 
своего пути. Этим внутренним переворотом, 
из которого Чичиков вышел бы другим 
человеком, по-видимому, и должны были 
завершиться "Мертвые души". Знаменательно, 
что как в "Ревизоре" настоящий 
ревизор появляется по повелению 
царя, так и в поэме в воскрешении 
героя должен был принять участие 
сам Государь. 
Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои, - даже Плюшкин, может быть, наиболее "мертвый" из всех. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: "Если захотят".
 Духовное 
возрождение - одна из высших 
способностей, дарованных человеку, 
и, по Гоголю, этот путь открыт 
всем. И это возрождение должно 
было совершиться на основе "коренной 
природы нашей, нами позабытой"