Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:03, реферат
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию.
1. История создания поэмы «Мёртвые души»
2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
                  2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца
                  2.2 Что такое «мёртвые души»?
                  2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?
                  2.4 Кто такие «живые души» в поэме?
3. Второй том «Мертвых душ» - кризис в творчестве Гоголя
4. Путешествие к смыслу
5. Список литературы
       Самое 
знаменательное превращение происходит 
при встрече апостола Павла с 
апостолом-рыболовом Плюшкиным. “Вон 
наш рыболов пошел на охоту”, 
- говорят о нем мужики. В этой 
метафоре заложен глубокий смысл 
“вылавливания душ 
       Лирическая 
стихия после посещения Плюшкина 
Чичиковым все больше и больше 
захватывает роман. Одним из самых 
одухотворенных образов является губернаторская 
дочка, ее образ написан совсем в 
другом ключе. Если Плюшкину и Чичикову 
еще предстоит вспомнить о 
своем назначении спасения душ, то губернаторская 
дочка, подобно Беатриче, указывает 
путь к духовному преображению. Такого 
образа нет ни в “Шинели”, ни в “Ревизоре”. 
В лирических отступлениях вырисовывается 
образ другого мира. 
2.1 
Цель жизни Чичикова. 
Завет отца 
       Вот 
что писал В.Г. Сахновский в своей 
книге «О спектакле «Мёртвые души»: 
«…Известно, что 
Чичиков был, не слишком толст, не 
слишком тонок; что, по мнению одних, 
он даже смахивал на Наполеона, что 
он обладал замечательным 
       И 
всё, что ни отзывалось богатством и 
довольством, производило на него впечатление, 
непостижимое им самим, – пишет о 
нём Гоголь. Отцовское наставление 
– «береги и копи копейку» – 
пошло ему впрок. Им не владели 
скряжничество или скупость. Нет, 
ему мерещилась впереди жизнь 
со всякими достатками: экипажи, дом, отлично 
устроенный, вкусные обеды. 
       «Всё 
сделаешь и всё прошибёшь на свете 
копейкой, – завещал Павлу Ивановичу его 
отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, 
терпение и ограничение нужд показал он 
неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии 
Чичикова (Глава XI). 
       …Чичиков 
приходит, чтобы отравлять. Есть зло, 
которое катится по Руси, как Чичиков 
на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается 
в каждом по-своему. На яд Чичикова в 
каждом из тех, с кем он ведёт свои 
дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт 
одну линию, но у него новая роль 
с каждым действующим лицом. 
       …Чичиков, 
Ноздрёв, Собакевич и другие герои 
«Мёртвых душ» – это не характеры, 
а типы. В этих типах Гоголь собрал 
и обобщил многие схожие характеры, 
выявляя во всех них общий жизненно-социальный 
уклад…» 
2.2 
Что такое «мёртвые 
души»? 
       Первичный 
смысл выражения «мертвые души» 
таков: это умершие крестьяне, еще 
числящиеся в ревизских списках. 
Без такого вполне конкретного значения 
был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь 
странное предприятие Чичикова в 
том и состоит, что он покупает 
умерших крестьян, числившихся живыми 
в ревизских списках. И что 
юридически это осуществимо: достаточно 
лишь составить список крестьян и 
оформить куплю-продажу соответствующим 
образом, как будто предметом сделки являются 
живые люди. Гоголь воочию показывает, 
что в России властвует закон купли-продажи 
живого товара, и что такое положение является 
естественным и нормальным.  
       Следовательно, 
сама фактическая основа, сама интрига 
поэмы, построенная на продаже ревизских 
душ, была социальной и обличительной, 
как бы ни казался повествовательный 
тон поэмы безобидным и далеким 
от обличения. 
       Правда, 
можно вспомнить, что Чичиков 
живых людей не покупает, что предмет 
его сделки крестьяне умершие. Однако 
и здесь прячется гоголевская 
ирония. Чичиков скупает мертвых 
совершенно таким же образом, как 
если бы он скупал живых крестьян, по 
тем же правилам, с соблюдением 
тех же формальных и юридических 
норм. Только цену при этом Чичиков 
рассчитывает дать значительно меньшую 
- ну как бы за товар более низкого 
качества, залежалый или подпорченный.  
       «Мертвые 
души» - эта емкая гоголевская 
формула начинает наполняться своим 
глубоким, меняющимся смыслом. То это 
условное обозначение умершего, словосочетание, 
за которым нет никакого лица. То 
эта формула оживает – и 
за нею встают реальные крестьяне, которых 
помещик властен продать или купить, 
конкретные люди. 
       Многозначность 
смысла запрятана уже в самом 
гоголевском словосочетании. Если бы 
Гоголь захотел подчеркнуть одно-
2.3 
Кто является «мёртвыми 
душами» в поэме? 
       «Мертвые 
души» - это заглавие носит в себе 
что-то, наводящее ужас… Не ревизские 
- мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы 
и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем 
на каждом шагу», - писал Герцен.  
       В 
этом своем значении выражение «мертвые 
души» обращено уже не к крестьянам 
- живым и умершим, - а к хозяевам 
жизни, помещикам и чиновникам. И 
смысл его метафорический, переносный. 
Ведь физически, материально, «все эти 
Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют 
и в большинстве своем 
       Другие 
персонажи – помещики и чиновники 
- далеко не так бесстрастны. Например, 
у Ноздрева и у Плюшкина есть свои 
страсти. Есть свой «задор» и у 
Чичикова - задор «приобретательства». 
И у многих других персонажей есть 
свой «задирающий предмет», приводящий 
в движение самые разнообразные 
страсти: алчность, честолюбие любопытство 
и так далее.  
       Значит 
в этом отношении «мертвые души» 
мертвенны по-разному, в разной степени 
и, так сказать, в разных дозах. Но 
в другом отношении они мертвенны 
одинаково, без различия и исключений.  
       Мертвая 
душа! Это явление кажется противоречивым 
в самом себе, составленным из исключающих 
друг друга понятий. Разве может быть мертвая 
душа, мертвый человек, то есть то, что 
по природе своей одушевлено и духовно? 
Не может жить, не должно существовать. 
Но существует. 
       От 
жизни остается некая форма, от человека 
– оболочка, которая, однако, исправно 
отправляет жизненные функции. И 
тут нам открывается еще одно 
значение гоголевского образа «мертвые 
души»: ревизские мертвые души, то 
есть условное обозначение умерших 
крестьян. Ревизские мертвые души 
– конкретные, оживающие лица крестьян, 
с которыми обходятся так, как 
будто это не люди. А мертвые 
духом – все эти Маниловы, Ноздревы, 
помещики и чиновники, мертвая форма, 
обездушенный строй человеческих взаимоотношений… 
       Все 
это грани одного гоголевского понятия 
– «мертвые души», художественно 
реализованного в его поэме. И 
грани не изолированные, но составляющие 
единый, бесконечно глубокий образ. 
       Следуя 
за своим героем, Чичиковым, переезжая 
из одного места в другое, писатель 
не оставляет надежды найти таких 
людей, которые бы несли в себе 
начало новой жизни и возрождения. 
Цели, которые ставит перед собой 
Гоголь и его герой, в этом отношении 
прямо противоположны. Чичикова интересуют 
мертвые души в прямом и переносном 
смысле этого слова – ревизские 
мертвые души и люди, мертвые духом. 
А Гоголь ищет живую душу, в которой 
горит искра человечности и справедливости. 
2.4 
Кто такие «живые 
души» в поэме? 
       «Мёртвым 
душам» поэмы противопоставлены 
«живые» – народ талантливый, 
трудолюбивый, многострадальный. С 
глубоким чувством патриота и верой 
в великое будущее своего народа 
пишет о нём Гоголь. Он видел 
бесправие крестьянства, его приниженное 
положение и то отупение и одичание, 
которые явились результатом 
крепостного права. Таковы дядя Митяй 
и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, 
не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские 
Прошка и Мавра, забитые до крайности. 
Но и в этой социальной подавленности 
Гоголь видел живую душу «бойкого народа» 
и расторопность ярославского мужика. 
Он с восхищением и любовью говорит о способности 
народа, смелости и удали, выносливости 
и жажде свободы. Крепостной богатырь, 
плотник Пробка «в гвардию годился бы». 
Он исходил с топором за поясом и сапогами 
на плечах все губернии. Каретник Михей 
создавал экипажи необыкновенной прочности 
и красоты. Печник Милушкин мог поставить 
печь в любом доме. Талантливый сапожник 
Максим Телятников – «что шилом кольнёт, 
то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». 
А Еремей Сорокоплехин «одного оброку 
приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый 
крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не 
выдержала его душа гнёта неволи, потянуло 
его на широкий волжский простор, он "гуляет 
шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись 
с купцами". Но нелегко ему ходить с 
бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, 
как Русь, песню". В песнях бурлаков 
Гоголь слышал выражение тоски и стремление 
народа к другой жизни, к прекрасному будущему. 
За корою бездуховности, черствости, мертвечины 
бьются живые силы народной жизни – и 
то там, то здесь пробиваются на поверхность 
в живом русском слове, в веселье бурлаков, 
в движении Руси-тройки – залоге будущего 
возрождения родины. 
       Горячая 
вера в скрытые до времени, но необъятные 
силы всего народа, любовь к родине, 
позволили Гоголю гениально предвидеть 
ее великое будущее. 
3. 
Второй том «Мертвых 
душ» - кризис в 
творчестве Гоголя 
       «Мертвые 
души», свидетельствует Герцен, «потрясли 
всю Россию». Сам он, прочитав их 
в 1842 году, записал в дневнике: «...удивительная 
книга, горький упрек современной 
Руси, но не безнадежный».  
       «Северная 
пчела», газета, издававшаяся на средства 
III Отделения личной канцелярии Николая 
I, обвинила Гоголя в том, что он изобразил 
какой-то особый мир негодяев, который 
никогда не существовал и не мог существовать». 
Критики порицали писателя за одностороннее 
изображение действительности. 
       Но 
помещики выдали себя сами. Современник 
Гоголя, поэт Языков, писал родным из 
Москвы: «Гоголь получает отовсюду 
известия, что его сильно ругают 
русские помещики; вот ясное доказательство, 
что портреты их списаны им верно 
и что подлинники задеты за живое! 
Таков талант! Многие прежде Гоголя 
описывали житье-бытье российского 
дворянства, но никто не рассерживал его 
так сильно, как он».  
       Вокруг 
«Мертвых душ» закипели ожесточенные 
споры. В них решался, по выражению 
Белинского, «вопрос столько же литературный, 
сколько и общественный». Знаменитый 
критик, однако, очень чутко уловил 
те опасности, которые ожидали Гоголя 
в дальнейшем, при выполнении обещаний 
продолжить «Мертвые души» и показать 
Россию уже « с другого боку». 
Гоголь не понимал, что его поэма 
закончена, что «вся Русь» обрисована 
и что получится (если получится) 
другое произведение.  
       Этот 
противоречивый замысел сформировался 
у Гоголя к концу работы над 
первым томом. Тогда писателю казалось, 
что новый замысел не противопоставляется 
первому тому, а прямо выходит 
из него. Гоголь еще не замечал, что 
изменяет самому себе, ему хотелось 
исправить тот пошлый мир, который 
он так правдиво нарисовал, и он не 
отказывался от первого тома. 
       Работа 
над вторым томом шла медленно, 
и чем дальше, тем труднее. В 
июле 1845 года Гоголь сжег написанное. Вот 
как сам Гоголь объяснил год спустя, почему 
был сожжен второй том: «Вывести несколько 
прекрасных характеров, обнаруживающих 
высокое благородство нашей породы, ни 
к чему не приведет. Оно возбудит только 
одну пустую гордость и хвастовство... 
Нет, бывает время, когда нельзя иначе 
устремить общество или даже все поколенье 
к прекрасному, пока не покажешь всю глубину 
настоящей мерзости; бывает время, что 
даже вовсе не следует говорить о высоком 
и прекрасном, не показавши тут же ясно... 
путей и дорог к нему. Последнее обстоятельство 
было мало и слабо развито во втором томе, 
а оно должно быть едва ли не главное; а 
потому он и сожжен...»