Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена теме "Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.Объектом данного исследования является исследование новаторства Александра Блока в поэме «Двенадцать». При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "А.Блок поэма "Двенадцать"" с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Вступление.
История написания поэмы «Двенадцать».
Анализ поэмы «Двенадцать».
Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа).
Образы Катьки, Петрухи и Ваньки.
Особенности изображения двух миров в поэме «Двенадцать».
Художественные средства создания «музыки революции».
Выводы.

Библиография.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa-1322.doc

— 482.65 Кб (Скачать документ)

Блок  потерпел крушение дела, в которое он вложил свою душу. От старой дореволюционной культуры он уже отказался. Новой не создалось.

Уже носили галифе. И новые офицеры ходили со стеклами, как старые. Катьку посадили в концентрационный лагерь. А потом всё стало как прежде.

Не вышло.

Блок умер от отчаяния.

Он не знал, от чего умереть.

Болел цингой, хотя жил не хуже других, болел жабой, ещё чем-то и умер от переутомления.

С "12" - ничего не писал" [15:175-176].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные мотивы лирики Блока и поэма «Двенадцать»

 

Главное место в поэме "Двенадцать" занимает мотив бури в море жизни, то есть вся поэма пропитана революционным пафосом. "Он [Блок] согнулся под тяжестью задачи, был раздавлен за то, что не чувствовал прелести Прекрасной Дамы революции, не разгадал ее заклятий. Как скучно и пошло все наблюденное им о победителе-народе!.." [18]

  И здесь все та же снежная вьюга, та же тревога, бездомность, огни и мрак ночного города (в трилогии это особенно заметно, начиная со второго тома, где появляются стихотворения, например, как "Там, в ночной завывающей стуже...", "Русь", "Снежное вино", "На зов метелей", "Бушует снежная весна").

В "Двенадцати" поэт остался в кругу своих излюбленных мотивов вольного ветра, порхающей метели, непроглядной ночи, полыхающего пожара. Эти мотивы определяли и название книг "трилогии вочеловечения": "Земля в снегу", "Снежная ночь" и т. д. А в самих стихах Блока тянется нескончаемая цепь снега, льда, стужи, метели начиная с самого раннего: "Я ношусь во мраке, ледяной пустыне", ночь и вьюга, снежный стон, "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "там, в ночной завывающей стуже", белоснежная метель, ветер веет снежный, воет ветер леденящий, бушует снежная весна, вечный снег и вой метели и так далее с необыкновенным постоянством.

Говоря о "Двенадцати", существенно отметить, что переплетающиеся мотивы ветра и пожара (вообще - огня) особенно постоянны у Блока в стихах о России или в тех, где образ родины возникает путем разного рода лирических ассоциаций: "И война, и пожар впереди", "Понеслись, блеснули в очи огневые языки", "За ветром взывают мечи", "Твои мне песни ветровые как слезы первые любви", "Дикий ветер стекла гнет", "Встает мятеж, горят деревни". Иногда эти мотивы разрастаются в целую картину, как, например, в "Руси", где пылают зарева горящих сел, ведьмы и черти тешатся в снеговых столбах, буйная вьюга заметает избы, "и вихрь, свистящий в голых прутьях, // Поет преданья старины". Громадную роль играет снежная метель в драме "Песня Судьбы" (1908), глубоко отразившей раздумья Блока о судьбах родины. Здесь, как и в "Двенадцати", этот образ символизирует восстание народной стихии: "Метель идет!". Так, в "Двенадцати" мы видим:

  ...Опять навстречу несется вскачь,

   Летит, вопит, орет лихач...

  

   Стой, стой! Андрюха, помогай,

   Петруха сзаду забегай!..

  

   Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

   Вскрутился к небу снежный прах!.. [8:449]

 

  Интересно, что в "Двенадцати" появляются не только мотивы, свойственные ранней лирике Блока, но и близкие ей группы образов. Так, в неоконченной поэме "Ее прибытие", посвященной, по словам автора, несбывшимся надеждам, разбуженным первой революцией (писалась в декабре 1904 года, но обработана в 1906-1907 годах), читаем:

  Через бурю, через вьюгу

   Различали красный флаг. [17]

В "Двенадцати" мы видим:

   ...Впереди- с кровавым флагом,

   И за вьюгой невидим... [8:454]

  

  В январе 1907 года Блок не отступает от темы снега, ветра, стихии. В этот период он пишет "Снежную маску", весь пейзаж которой напоминает пейзаж "Двенадцати". И дело не только в том, что в этих двух текстах мы видим мотивы метели и ночи, но в самой природе стиха, в сходстве ритмического рисунка: те же легкие, порхающие разностопные стихи, то же симфоническое разнообразие непрерывно меняющихся ритмов:

   Снежная мгла взвилась,

   Легли сугробы кругом.

   И снежные брызги влача за собой,

   Мы летим в миллионы бездн...

   Ты смотришь все той же пленной душой

   В купол все тот же звездный...

  

   И смотришь в печали,

   И снег синей.

  

   Темные дали,

   И блистательный бег саней. [8:153]

 

Отдельные точки соприкосновения с "Двенадцатью" обнаруживаются и в других произведениях Блока. Песенно-частушечные ритмы "Двенадцати" мы встречаем в "Заклятии огнем и мраком":

   Гармоника, гармоника!

   Эй, пой, визжи и жги!

   Эй, желтенькие лютики,

   Весенние цветки!

   В "Двенадцати" эти ритмы представлены в 3 части:

   Как пошли наши ребята

   В красной гвардии служить -

   В красной гвардии служить -

   Буйну голову сложить! [8:179]

  

  Сатирические характеристики персонажей старого мира в первой песне поэмы "Двенадцать" соотносятся с такими гневными антибуржуазными стихотворениями Блока, как "Сытые":

   Ведь опрокинуто корыто,

   Встревожен их прогнивший хлев.

 

   Грешить бесстыдно, непробудно... [8:204]

  

   Долгополый товарищ поп из "Двенадцати" сразу приводит на память другого пузатого иерея из "Ямбов":

   И не успеть дочесть отходной

   Тебе, пузатый иерей! [8:247]

  

Безвестный бродяга, что сутулится в первой песне поэмы, очень похож на того персонажа "Плясок смерти", которого Блок назвал некоронованным царем глухого ночного Петербурга страшного мира, где богатый зол и рад и унижен бедный.

Еще в 1908 году Александр Блок в стихотворении «Россия» пророчествует о том, о чем будет писать через десять лет в "Двенадцати", обращаясь к России:

   Тебя жалеть я не умею

   И крест свой бережно несу,

   Какому хочешь чародею

   Отдай разбойничью красу!

  

   Тебя заманит и обманет, -

   Не пропадешь, не сгинешь ты,

   И лишь забота затуманит

   Твои прекрасные черты. [17]

 И дальше он пишет о том, что чтобы с Россией не случилось, какой бы супостат не пришел на Русь, все равно она не погибнет, поднимется, отряхнется и станет еще краше:

   Ну что ж? Одной заботой боле

   Одной слезой река шумней,

   А ты все та же лес и поле,

   Да плат узорный до бровей. [17]

Для поэмы "Двенадцать" характерно построение изображения на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. С этим связана цветовая символика - контраст черного и белого. Она знаменует два жизненных исторических начала: черное - низкое, ложь, прошлое, белое - высокое, правду, веру в будущее; это противоборствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе.

    Снежная вьюга в "Двенадцати" - образ исторической погоды, образ самого переворота и хаоса им принесенного. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое, снежное торжествует в финале поэмы (как, впрочем, и в поэтике символизма в лирическом творчестве поэта), где полностью побеждает непроглядную тьму, из которой вышли "двенадцать":

   Поздний вечер.

   Пустеет улица.

   Один бродяга

   Сутулится... [8:446]

 

"Двенадцать" - полное торжество стихии. Она главный герой поэмы. Как сама поэма, так и стихия в ней, едина и синтетична, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами.

Ощущение взлета революции с громадной силой сказалось в "Двенадцати" в мотивах ночной метели, порывистого резкого ветра, взвихренного снега. При этом ветер, снег, пурга - динамические образы восставшей, разбушевавшейся, стихии приобретают различный смысл примечательно к разным персонажам поэмы. Так, для старушки, олицетворяющей "старый мир", снег - большое препятствие

   Старушка, как курица,

   Кой-как перемотнулась через сугроб. [8:444]

   Это же можно сказать и о других представителях "старого мира":

   Что нынче невеселый,

   Товарищ поп?[6:445]

 

   Стоит буржуй на перекрестке

   И в воротник упрятал нос.

   А рядом жмется шерстью жесткой

   Поджавший хвост паршивый пес. [8:451-452]

   Для несущих "новый мир" "двенадцати" ветер "зол и рад".

 

"Символизм был губителен для художника, отвращал его от бесконечно богатой содержательностью, красками, ситуациями, проблемами реальной жизни, уводил в абстракцию, в вымышленный и искусственный мир. Все русские символисты  - Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов в той или иной форме совершили преступление: они свернули с прямой дороги служения людям и предались сатанинским неистовствам. Основные положения философии и эстетики символизма - ненависть к разуму, демократии, общественности, гуманизму, искание путей над историей" [21].

И на этом фоне путь Блока - это путь от декадентства к высокому искусству, от модернизма к реализму, от тьмы к свету. В самые жестокие годы реакции он писал своему корреспонденту: "Последняя просьба: если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем" [8:187]. "И вечный бой! Покой нам только снится", - строка из цикла "На поле Куликовом" стала первой ступенькой в пути Блока к революции. Хоть Блок был одним из лидеров далекого от реальной жизни течения символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В стихотворении "Фабрика" он рассказывает о том, как недвижный кто-то, черный кто-то медным голосом

  

   ...зовет.

   Согнуть измученные спины,

   Внизу собравшийся народ. [8:52]

  

В другом стихотворении, написанном в революционный, 1905 год ("Сытые"), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые сытые - скучали и не жили, в то время как кругом слышались мольбы о хлебе. Но вот началась революция, слышен красный смех знамен, и

   Так негодует все, что сыто,

   Тоскует серость важных чрев:

   Ведь опрокинуто корыто,

   Встревожен их прогнивший хлев. [8:205]

 Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтоб она была жестокой и кровавой.

В октябрьском перевороте поэт услышал только одну музыку - громовую музыку катастрофического крушения старого мира, которое он так давно предчувствовал и ждал. Поэтому кровавый переворот Блок воспринял как внезапно налетевшую, но уже предсказанную и ожидаемую стихию. Образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особо значительную роль. Ветер, буря, вьюга все это для него привычные понятия романтического мироощущения. Но особенно "стихийна" поэма "Двенадцать": здесь все действующие лица персонифицируют образ стихии.

Цикл "Снежная маска" из "трилогии вочеловечения" весь пропитан стихией снега. Здесь, герой, настигнутый метелью, погружается в вихри снежные, в снежный мрак очей, упивается этими снежными хмелями и во имя любви готов сгореть на снежном костре. Героиня цикла почти лишена конкретных примет, ее черты романтически условны: неизбежные глаза, которые могут цвести; тихая поступь и снежная кровь, ее голос слышен сквозь метели.

   Например, в стихотворении "На зов метелей" в  героине стихотворения мы не видим внешних черт, она только поверхностно окружена ореолом романтичности. Взаимоотношения лирического героя и его любимой здесь напоминают Ваньку с Катькой. В стихотворении "Снежное вино" последние две строки:

   Твои не вспомнить поцелуи

   На запрокинутом лице? [17]

очень похожи на описание взаимоотношений Ваньки с Катькой в 4 части "Двенадцати":

   Запрокинулась лицом,

   Зубки блещут жемчугом... [8:448]

   В цикле "Фаина" образ героини обогащается новыми свойствами. Она не только воплощение стихии души, но и выражение стихии народной жизни:

  

   Смотрю я: руки вскинула,

   В широкий пляс пошла,

   Цветами вся осыпала

   И в песне изошла.

   Неверная, лукавая,

   Коварная пляши!

   И будь навек отравою

   Растраченной души. [17]

 Этот же мотив "растраченной души", звучит и в других стихотворениях цикла, в том числе и в широко известном "О, весна без конца и без краю". Его обычно приводят как пример мужественного взгляда поэта на жизнь.

Однако из мира стихий, бушующих лиловых миров, как определяет сам Блок в период антитезы, отраженный во втором томе, художник выходит не столько с утратами, сколько с обретениями. Это новое мироощущение поэта отразилось и в венчающем второй том цикле с многозначительным названием "Вольные мысли". Именно здесь звучат слова, предвещающие его переход к третьему, завершающему этапу его вочеловечения:

Информация о работе Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»