Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена теме "Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.Объектом данного исследования является исследование новаторства Александра Блока в поэме «Двенадцать». При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "А.Блок поэма "Двенадцать"" с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Вступление.
История написания поэмы «Двенадцать».
Анализ поэмы «Двенадцать».
Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа).
Образы Катьки, Петрухи и Ваньки.
Особенности изображения двух миров в поэме «Двенадцать».
Художественные средства создания «музыки революции».
Выводы.

Библиография.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa-1322.doc

— 482.65 Кб (Скачать документ)

 


 Министерство образования и науки Украины

Житомирский государственный университет имени Ивана Франко

Кафедра теории и истории мировой литературы

 

 

 

 

 

 

Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Житомир 2009

План

 

  1. Вступление.
  2. История написания поэмы «Двенадцать».
  3. Анализ поэмы «Двенадцать».
  4. Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа).
  5. Образы Катьки, Петрухи и Ваньки.
  6. Особенности изображения двух миров в поэме «Двенадцать».
  7. Художественные средства создания «музыки революции».
  8. Выводы.

 

           Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Данная работа посвящена теме "Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

   Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме  необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является исследование новаторства Александра Блока в поэме «Двенадцать». При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "А.Блок поэма "Двенадцать"" с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу новаторства Блока в поэме «Двенадцать».

2. Изложить возможности решения тематики .

3. Обозначить тенденции развития тематики.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 5 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются вопросы, связанные с историей написания поэмы «Двенадцать. Определяются основные понятия.

В главе второй рассматривается связь с предыдущим творчеством автора.

В главе третьей рассмотрены основные образы поэмы и их значение, символика поэмы.

В четвертой главе рассмотрены особенности изображения в поэме двух миров, эпох: старой и новой.

В четвёртой главе речь идёт о языке поэмы, композиционном построении и об использовании автором фольклорных мотивов и приёмов.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать» круг вопросов и логическую схему ее построения.

Источниками информации для написания работы по теме "Новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Имя А.А.Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19-20 вв., обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературное множество замечательных произведений, среди которых  поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие поэзии поэта во многом отразилось уже в первые годы его творчества в образах лирического героя.

А.Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и  «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать» с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке  «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений».

Пожалуй, в творчестве А.Блока нет другого произведения, вызвавшего столь бурную реакцию современников, как  поэма «Двенадцать». Это - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала ХХ века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.

 

Актуальность  

За последние несколько десятилетий литературоведы (В.Н. Орлов, М. Волошин, Б. И. Соловьёв, Сербин П. К.) исследовали как лирику А. Блока, так и его поэму "Двенадцать". Несмотря на это, в работах большинства исследователей вопросу взаимосвязи символистской лирики Блока с данной реалистической поэмой уделяется недостаточное внимание. Представляется, что сравнение поэмы "Двенадцать" и "трилогии вочеловечения" дает исследователю творчества А. Блока возможность через изучение эволюции одних и тех же мотивов и приемов от "трилогии" к поэме "Двенадцать" глубже понять особенности поэтики этих двух "частей" творчества поэта, чаще рассматриваемых литературоведами отдельно друг от друга. Такой подход к изучению этих произведений позволит увидеть механизмы связи между ними, понять причины трансформирования тех или иных мотивов и приемов на различных этапах творчества Блока.   

 

Цель исследования: проанализировать основные художественные особенности поэмы: историю написания, связь с предыдущим творчеством автора, систему образов поэмы и язык.   

   

 Объект исследования: поэма Блока "Двенадцать".   

 Предмет: художественное новаторство Блока в поэме «Двенадцать».

 

 

 

 

 

 

 

1. История написания поэмы «Двенадцать»

 

  Разговор о поэме «Двенадцать» следует начать с дневниковой записи Блока, где он пишет: "В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией: например, во время и после окончания "Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в "Двенадцати" политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, - будь они враги или друзья моей поэмы.

Было бы неправдой, вместе с тем, отрицать всякое отношение "Двенадцати" к политике. Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря, - легко сказать: говорили об унижении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырёхлетней! - Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугою над нами. Я смотрел на радугу, когда писал "Двенадцать"; оттого в поэме осталась капля политики.

Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля её замутит и разложит всё остальное, может быть, она не убьёт смысла поэмы; может быть, наконец - кто знает! - она окажется большим бродилом, благодаря которому "Двенадцать" прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но - не будем сейчас брать на себя решительного суда" [8:377].

 

После значительного поэтического молчания Блока поэма "Двенадцать" была написана как будто в озарении, за несколько дней, и на ее доработку понадобился лишь месяц. Январь 1918 года - дата создания поэмы, вобравшей в себя все предшествующее творчество поэта и ставшей в его судьбе роковой.

   18 февраля (3 марта по новому стилю) поэма "Двенадцать" была опубликована в газете эсеров "Знамя труда", а в мае (вместе со "Скифами") вышла отдельной книжкой.

Сразу же после публикации поэма была принята буквально в штыки большинством представителей русской интеллигенции. Многие из бывших друзей и попутчиков Блока просто порвали с ним всякие отношения, что вполне объясняется накалом страстей (особенно в первые зимние месяцы) после Октябрьского Переворота большевиков. Но даже с чисто творческой точки зрения это яркое и в целом недопонятое произведение стоит особняком в русской литературе Серебряного века.

Поэма "Двенадцать" получила свое название от числа глав произведения, от числа главных героев апостолов Христа, персонифицированных в образы красноармейцев. В своей поэме А. Блок хотел изобразить коллективное сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу лирики символизма. В целом же, поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете, на пределе творческих сил, - остается звуком музыки, памятником эпохи (кратчайшей и единственной в своем роде - первых недель революции 1917 года). Из нее вряд ли можно извлечь представление о русской революции, о творческой эволюции, о гражданских взглядах поэта. Идеи и истины "Двенадцати" другого уровня и другой природы.

"Это произведение можно использовать как "оправдание" революции, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет (осмеяние в резкой, обличительной форме политический строй в целом, общественное явление, программу и деяния той или иной партии, группы и т. д.) против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи", - писал о поэме "Двенадцать" М. А. Волошин.

  Ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве известного шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915-1920 годах и концерты которого посещал десятки раз. По всей вероятности, Блок испытал довольно сильное влияние эксцентрического стиля артиста и даже поэта М. Н. Савоярова, которое более всего сказалось в его послереволюционном творчестве. Так, по мнению академика Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили, и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз.

В «Двенадцати», этом портрете революционного Петрограда, который Шкловский сравнивал с «Медным всадником» Пушкина, зазвучали совершенно новые мотивы. Одним из первых это почувствовал тот же Шкловский: «Двенадцать» - глубоко ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских» Шкловский имел в виду Михаила Савоярова, популярного в те годы в Петрограде шансонье, работавшего в так называемом «рваном жанре»: он появлялся на сцене в костюме и гриме босяка. Известный российский, а позднее американский балетмейстер Джордж Баланчин навсегда запомнил, как Савояров пел знаменитые куплеты «Алеша, ша, возьми полтоном ниже, брось арапа заправлять…» [9].

Также Шкловский пишет о поэме "Двенадцать": "Сам же Блок принял революцию не двойственно. Шум крушения старого мира околдовал его.

Время шло. Трудно написать, чем отличался 1921 год от 1919-го и 1918-го.

В первые годы революции не было быта или бытом была буря. Нет крупного человека, который не пережил бы полосы ветра в революцию. Минутами верилось в большевиков. Вот рухнут Германия, Англия, и плуг распашет не нужные никому рубежи! А небо совьется как свиток пергамента.

Но тяжесть привычек мира притягивала к земле брошенный революцией горизонтальный камень жизни.

Полёт превращался в падение.

Для Блока всё это было грозней.  Кровь революции превратилась в быт.

Блок говорил: "Убийство можно обратить в худшее из ремёсел".

Информация о работе Художественное новаторство Александра Александровича Блока в поэме «Двенадцать»