Характеристика одного из традиционных жанров русского фольклора – заговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Описание

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.45 Кб (Скачать документ)

10

приемом «заговоров», «заклинаний» повлиять на стихийные, враждебные людям явления природы» (Горький  М. Собр. соч. М., 1953, т. 27, с. 300).

Классификация заговоров

Основы научного подхода к изучению заговоров  и классификация заговоров, применяемые  в настоящее время были заложены Л.Н. Майковым. Все заговоры он классифицировал на: лечебные, любовные, промысловые, хозяйственные и др., с выделением подтипов (например, среди любовных заговоров выделяются присушки и отсушки).

Л.Н. Майков отмечал, что особенно важным является неизменность воспроизведения заговора. В отличие  от других фольклорных жанров и обрядов  заговор имеет индивидуальный, а  не коллективный характер. Уже само по себе введение в текст имярек, (имени конкретного человека) ориентирует  заговор на строго индивидуальную ситуацию. При всем разнообразии, заговоры в  большинстве случаев состоят  из стандартных формул и функционируют  в особой ситуации, предполагающей присутствие двух реальных участников (знахарки и больного) и одного "фиктивного" - нечистой силы.

Вычленяются следующие  основные компоненты заговорной формулы:

1) молитвенное  вступление;

2) зачин;

3) эпическая  часть (описание определенных  обрядовых действий,

действительных  или символических);

4) лирическая  часть - то есть выражение желания,  приказа или просьбы;

5) закрепка;

6) зааминивание.

11 

Примеры заговоров: 

Заговор от 12 болезней

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

В чистом поле стоит  церковь,

В этой церкви стоит  престол,

За престолом  сидит Матушка

Пресвятая Богородица.

Она сидит со златым крестом,

Заступает и  помогает двенадцати скорби и болезни.

Подойду, помолюсь, поклонюсь. 

Заговор от грыжи

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой  лестнице, сносить Егорий с небес  триста луков златых, триста стрел  златых, и триста тетив златых. И стреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдает черному зверю - медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса, и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь. Во веки веков. Аминь. 

Заговор от колотья

Ездит батюшка  Егорий храбрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал, велел мне быть и закалывать все скорби и болезни  раба Божия (имя). Аминь, Аминь, Аминь.

12

Заключение

В настоящее  время заговоры интересны в научном  и художественном отношении как  древнейший вид поэзии, поэтический  памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то, что злые силы и недуги можно победить. В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания, народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое искусство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Краткое изложение реферата

Фольклор –  это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Заговор - магический обряд, имеющий целью связь с потусторонними силами для получения помощи и поддержки. Цель: достижение желаемых результатов в различных сферах жизни: хозяйственной, промысловой, военной, лечебной, семейной, любовной. Первые упоминания о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают. По композиции дошедшие до нас заговоры представляют собой довольно пестрое явление. Можно предположить, что наиболее древним видом построения заговоров является их двухчастная форма. В первой части дается описание заговорного обряда, а во второй приводится сама заговорная формула, заканчивающаяся «закрепкой». С течением времени, в связи с отмиранием заговорного обряда, сокращается, а затем и совсем отмирает первая часть заговора, содержащая описание обряда. В зачинах многих заговоров мы обнаруживаем влияние христианской религии. Компоненты заговорной формулы: 1) молитвенное вступление; 2) зачин; 3) эпическая часть (описание определенных обрядовых действий, действительных или символических); 4) лирическая часть - то есть выражение желания, приказа или просьбы; 5) закрепка; 6) зааминивание. В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то, что злые силы и недуги можно победить.

 

14

Литература

1) Майков Л. Н. Великорусские заклинания. СПб., 1868; Познанский Н. Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917.

2) Яндекс.Словари›Российский гуманитарный энциклопедический словарь

http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/

3) Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – 201 с. ;

4) Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. – 367 с.;

5) Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. – 208 с. ;

6) Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет. Лит., 1984. – 32 с. ;

7) Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с. 
 
 
 
 
 

15

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Что такое заговор? ………………………………………………………… 4-5

История заговоров………………………………………………………….5-8

Композиция заговоров  …………………………………………………....8-11

Классификация заговоров………………………………………………….11

Примеры заговоров …………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………...13

Краткое изложение  реферата ……………………………………………….14

Литература………………………………………………………………….. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Информация о работе Характеристика одного из традиционных жанров русского фольклора – заговоров