Функция хронотопа в романе Э. Бронте "Грозовой перевал"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является поиск грани, отделяющей эти два метода, тесно сплетенных вместе. Но прежде всего, меня будет интересовать проблема пространственно-временных отношений и их функции в романе. С учетом цели решаются следующие задачи: 1) исследование проблемы хронотопа в истории отечественного и зарубежного литературоведения. Этому вопросу посвящена глава 1 курсовой работы; 2) изучение временных и пространственных отношений в романе «Грозовой перевал» рассматривается в части 1 главы 2; 3) анализ значения хронотопа в романе производится во 2 части. Результаты проделанной работы обобщаются в заключении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Проблема хронотопа в отечественном и зарубежном литературоведении………..6
2.1 Пространство и время в романе «Грозовой перевал»…………………...……….15
2.2 Функция хронотопа в романе…………………...…………………………....……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...…………………………………………………….…28
Список использованной литературы…………………………...……………………...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Грозовой перевал.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Композиция романа «Грозовой  перевал» сложна и оригинальна.  Это  несколько  повествований,  включенных одно в другое. Сначала  арендатор  Хэтклифа,  лондонский  житель, рассказывает о странных впечатлениях, полученных им в Грозовом  Перевале. Затем он слушает и передает читателю рассказ миссис  Дин,  домоправительницы Линтонов и няньки обеих Кэтрин.

    Язык  романа  поражает  своим  разнообразием.  Эмилия  Бронте  стремится передать  и  страстную,  грубую,  отрывистую  речь  Хитклифа,  и   спокойное эпическое повествование миссис Дин, и веселую болтовню маленькой  Кэтрин,  и бессвязный  бред  старшей  Кэтрин,  охваченной   безумием.   Она   тщательно воспроизводит йоркширский диалект старого работника Джозефа, чьи  лицемерные пуританские сентенции звучат как унылый аккомпанемент к совершающимся в доме преступлениям.

      В романе представлен оформившийся  взгляд автора на мир, состоящий в переплетении романтических и реалистических мировоззрений. Поэтому роман и обладает таким субъективно-объективным характером.  

    Таким образом, роман Эмилии Бронте «Грозовой  перевал» - это роман особого свойства, сочетающий в себе лиризм и психологический драматизм, образующий причудливое и оригинальное слияние романтических и реалистических традиций за счет неординарной личности самого автора и условий, в которых происходило становление его характера. Романтические тенденции берут начало в неудовлетворенности окружающей действительностью и в стремлении к гармонии. Противоречивость этих стремлений привела к своеобразному эстетическому выражению авторского видения мира, фантастическому сюжету и тяготению к символике. Но, в конечном итоге, автор рисует проявление в человеке извечных общечеловеческих начал – добра и зла, страдания и ревности, заостряя внимание на углублении драматизма и психологизма. В целом, ощущается необычайно эмоциональный уровень восприятия романа, в котором соединено реалистическое изображение жизни и романтическая напряженность. Велика роль пространственно-временных отношений в изображении событий романа, а также характеров, мышления, чувств и поступков персонажей.

    Ни  один роман, написанный до и после  «Грозового перевала», не мог передать такого эмоционального накала и столь различных душевных переживаний главных героев, неразрывных с пространством их окружающим и самим течением их жизни,  которые передала Эмилия Бронте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    
  1. Бахтин  М.М. Формы времени и хронотопа  в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит.,1975
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
  3. Борев, Ю. Б. Хронотоп // Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопед. словарь терминов. – М.: Астрель, АСТ, 2003
  4. Бронте Э. Грозовой перевал. М., 1956
  5. Гражданская З.Т. Сборник трудов к проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX в. и XX в. М., 1973
  6. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988 Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927
  7. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927
  8. Днепров В. Черты романа XX в. М.–Л., 1965
  9. Есин А. Б. Литературоведение. Культурология: избранные труды. – М.: Флинта, Наука, 2002.
  10. История зарубежной литературы ХIХ века /Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991
  11. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963
  12. Лихачев, Д. С. Литература – Реальность – Литература. – Л. : Сов. писатель, 1981
  13. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988
  14. Роднянская, И. Б. Художественное время и пространство / И. Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. - М.: Интелвак, 2001
  15. Тамарченко, Н. Д. Хронотоп  // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина; ИНИОН РАН. - М.: Интелвак, 2001
  16. Хардак Д.Б. Творчество Эмили Бронте. - М., 1972
  17. Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. – 2004. - № 10
  18. Woolf V. Collected Essays (1963-64)// Вулф В. Избранное.- М.: Художественная литература, 1989
  19. Дмитриев А.С., Самарина Р.М. История зарубежной литературы XIX века. Ч.2. М., 1970
  20. Художественно-педагогический словарь – М.:2005

    20.  Краткая литературная энциклопедия  в 9 т. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978 - т.1

    21. Никитина, И. П. Художественное  пространство как предмет философско-эстетического анализа : автореф. дисс. … док-ра философ. наук / И. П. Никитина. – М., 2003

Информация о работе Функция хронотопа в романе Э. Бронте "Грозовой перевал"