Фразеологизмы - цветы красноречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:50, реферат

Описание

Цель работы:
Изучить роль фразеологизмов в речи.
Задачи:
1. Дать определение понятию фразеологизмы, изучить особенности фразеологических сочетаний и их происхождение.
2. Изучить значение фразеологизмов, связанных с частями тела человека
3. Выявление уровня знаний и понимания значения фразеологизмов у учащихся 1 класса.

Содержание

Теоретическая часть
1. Актуальность 3
2 Основная часть
2.1. Что такое фразеология и фразеологизмы 4
2.2. Для чего нужны фразеологизмы 5
2.3. Где используются фразеологизмы 6
2.4. Происхождение фразеологизмов 7
2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела 8
3. Заключение 11
4 Анализ литературы 11


Практическая часть
1. Задания для констатирующего эксперимента I
2. Результаты исследования уровня знания фразеологизмов III
3. Результаты исследования уровня понимания значений
фразеологизмов IV
4.Вывод V
5. Приложение (данные опроса) А

Работа состоит из  1 файл

СТЕПИН РЕФЕРАТ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     Значительное  число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии, например: « Ахиллесова пята» (уязвимое место человека) Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка. «Авгиевы конюшни», которые чистил Геракл (очень загрязненное помещение), и многие другие.

       Из иностранных языков, образованные путем перевода иноязычного оборота либо употребляющиеся без перевода: поставить точки над " i "(из французского).

     2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела.

В своей работе я хочу остановиться на изучении значения фразеологизмов связанных с частями тела человека. Они  наиболее часто встречаются в повседневной жизни их правильное понимание  и употребление поможет нам не попасть впросак.

Нос

Интересно, что  во фразеологизмах слово нос практически  никак не выявляет своего основного  значения. Нос – орган обоняния, однако, в устойчивых словосочетаниях  с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом, коротком. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гулькин нос (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос. Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают, если приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует .Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.

Язык

Язык – еще  одно часто встречающееся во фразеологизмах слово. Это и понятно – ведь язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык. Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить. Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать!»

Ухо

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши, – значит, слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха. Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро. Вострый – старая форма слова острый. Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво. Грубые слова действуют, прежде всего, на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений. Из всего выше сказанного заметим, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах, – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей.

Зуб

Со словом зуб  в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Часто зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения. Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб. На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам. Впрочем, если заговорить ему зубы, отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы, – значит, демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать. Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека. Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает. Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку – все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому – стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой.

Рот, губы

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом  говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот, – значит, не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому .Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь. Маковой росинки во рту не было, – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить. Если дел так много, что с ними не успеваешь справляться, то можно определить это положение так: хлопот полон рот .Со словом губа фразеологизмов не много. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы. Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло. Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура.

Грудь, спина

Слова грудь и спина входят в противоположные фразеологизмы. Смелый человек всегда встречает опасность грудью. Встать грудью – значит, мужественно биться, защищая что-то дорогое. Грудью можно прокладывать себе дорогу в жизни – так происходит, когда человек добивается всего упорным трудом, преодолевает все трудности. Если же повернуться к кому-нибудь спиной, то это означает, что кого-то покидают, оставляют на произвол судьбы. Не является доблестью также прятанье во время опасности за чужую спину. Нож в спину всаживает трус, предатель, боящийся биться с противником в честном бою. Гнут спину обычно перед тем, кто сильнее и могущественнее, но так поступают лишь слабые, трусливые люди. Впрочем, есть со словом спина и положительно окрашенный фразеологизм – не разгибая спины. Он означает прилежно, усердно. Им можно похвалить примерно работающего человека.  

3. Заключение

Подводя итог всему  выше сказанному можно сделать вывод, что фразеология, в целом, необыкновенно богата и разнообразна. Я думаю, что фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Изучение фразеологии является важным условием совершенного владения языком, а правильное употребление фразеологизмов - один из показателей знания языка. Но, прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П.С.Пороховщиков, хороши только в том случае, когда они не просто заучены, а впитаны вместе с  родной речью. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать речевую культуру, речевой вкус и чутье. 

4. Анализ литературы

Чтобы избежать ошибок и не нарушать красоту языка, следует правильно и к месту  использовать фразеологизмы, а для  этого необходимо знать их значение. Что бы узнать значение и историю  фразеологизмов можно обращаться к  специальным справочникам и словарям. Фразеологические словари – тип словарей, в которых собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Объясняется их происхождение.

     В своей  работе я пользовался  следующей  литературой:

  1. Волков С.В. «Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей».

    М.: Астрель2010

  1. Золотой фонд Энциклопедия «Русский язык» М.: Дрофа, 2003
  2. Шанский Н.М.Школьный фразеологический словарь русского языка.

    Значение и  происхождение словосочетаний. М.: Дрофа, 2006.

  1. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. -

    М.: Педагогика, 1984

  1. Энциклопедия для детей « Языкознание. Русский язык» М.: Аванта,2005

Словарь Волкова, на мой взгляд, наиболее интересен. В нем в доступно и интересно описано значение и история происхождения  более 400 фразеологизмов. Также он снабжен красочными иллюстрациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  часть 

1.Задания для выявление уровня знаний и умений учащихся по фразеологии.

(констатирующий  эксперимент)

     Для выявления уровня владения учащимися  фразеологическим богатством русского языка и понимания значений фразеологизмов, нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился в гимназии №80. В нем принимали участие 26 учащихся 1 класса. Констатирующий эксперимент включал пять заданий.

     1 задание

    Продолжить  выражение:

Голоден как…

Хитёр как…

Драчлив как…

Труслив как…

Грязный как…

Болтлив как…

Колючий как…

    2 задание

      Что означают эти  выражения, замените их одним словом.

    Например: Валять дурака, бить баклуши, гонять лодыря – бездельничать.

С гулькин нос

Кот наплакал

Воробью по колено

3задание

  Вставьте пропушенные слова

    Покраснел до ………………………….

    Лить крокодиловы  …………………… .

    Глаза на ……………………………… лезут.

    Держи ………………………………… за зубами.

    Писать как……… …………………….  лапой. 

4 задание

Соедините фразеологизм с его значением.

    Водить за нос прислушаться
    Чесать  языком обманывать
    Навострить  уши зазнаться
    Набрать в рот воды болтать
    Задрать нос молчать
 

5 задание

  Что это?

 Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают.

Цель заданий  №1; №3; №5 – выявить уровень знания фразеологизмов. 

2.Результаты исследования уровня знаний фразеологизмов.

В процессе исследования были получены следующие результаты:

 
  1вопрос 2вопрос 3вопрос 4вопрос 5вопрос 6вопрос 7вопрос
Задание №1 Продолжить  фразеологизм
выполнили 14 26 5 23 24 10 22
Не  выполнили 12 0 21 3 2 16 4
 
 
 
  1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
Задание №3 Вставить  пропущенные слова
выполнили 19 21 16 21 16
Не  выполнили 7 5 10 5 10
 
 
 
 
 
  1 вопрос 2 вопрос
Задание №5 Что это?

Узнать  о чем идет речь.

выполнили 23 21
Не  выполнили 3 5
 
 
 
 
 
 
 
 
Наглядно результаты исследования можно представить  в виде диаграммы, где 8 столбик это  идеальный вариант – все 26 человек.

Информация о работе Фразеологизмы - цветы красноречия