Биография Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:37, биография

Описание

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных.

Работа состоит из  1 файл

Биография Некрасова.docx

— 23.85 Кб (Скачать документ)

В самом начале общественного  подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит  в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой успех, как Ваша книга",- сообщал поэту Н. Г. Чернышевский. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся",- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую работу, собирая стихотворения "в один фокус", в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл "На улице". Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: "Мерещится мне всюду драма". Совокупность сценок придает стихам некоторый дополнительный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о "преступном состоянии мира", в котором существование возможно лишь на унизительных условиях. В этих уличных сценках уже предчувствуется Достоевский, уже предвосхищаются образы будущего романа "Преступление и наказание". Достоевский и сам признавал впоследствии огромное влияние поэзии Некрасова на его творчество. Узнав о смерти поэта, он просидел за томиками его стихов целую ночь. "...В эту ночь я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!" 

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский  хирург Бильрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной  болезни - рак спинного мозга. Вести  о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов  со всей России. Общенародная поддержка  укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И в мучительной болезни своей, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под  названием "Последние песни". 

Приходит время  подведения итогов. Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывал  новые пути в поэтическом искусстве, необыкновенно расширив сферу поэтического, включив в нее такие явления  жизни, которые предшественники  и современники считали уделом "прозы". Он обогатил отзывчивый на чужое несчастье, на чужую радость и чужую боль авторский голос поэтической  стихией многоголосия, присвоив себе народную точку зрения на жизнь, создавая произведения, которые народ признавал  за свои, которые превращались в  знаменитые народные песни, в популярные романсы. Он создал новую лирику любви, новый тип поэтической сатиры. Только он решался на недопустимую в прошлом стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, как в "Размышлениях у парадного подъезда" или "Железной дороге". Некрасов понимал, как он расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное  начало. Именно он, как никто другой из его современников, творчески  освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными  рифмами. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" он поэтически осмыслил пословицы, поговорки, народную мифологию, но главное - он творчески перерабатывал фольклорные  тексты, раскрывая потенциально заложенный в них революционный, освободительный  смысл. Необычайно раздвинул Некрасов и стилистический диапазон русской  поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы, смело  включая в произведение разные речевые  стили - от бытового до публицистического, от народного просторечия до фольклорно-поэтической  лексики, от ораторско-патетического  до пародийно-сатирического. 

Но главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всей жизни и особенно остро в  последние дни, заключался не в формальных проблемах "мастерства". Как русский  писатель, он был верен русскому пониманию искусства слова, подмеченному французским писателем Проспером  Мериме в разговоре с Тургеневым: "Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою; наши поэты, напротив, идут совершенно противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске..." Русская дорога ставила  перед Некрасовым один, главный вопрос: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный  отклик в народе. Мотивы сомнения, разочарования, порою отчаяния и хандры сменяются  в "Последних песнях" жизнеутверждающими стихами. Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н. Викторова), жена поэта, к которой  обращены лучшие его помыслы. По-прежнему сохраняется у Некрасова тема материнства. В стихотворении "Баюшки-баю" устами матери Родина обращается к  поэту с последней песней утешения: 

Не бойся горького забвенья: 

Уж я держу в  руке моей 

Венец любви, венец  прощенья, 

Дар кроткой родины твоей... 

Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. На его похоронах  возникла стихийная демонстрация. Несколько  тысяч человек провожали его  гроб до Новодевичьего кладбища. А  на гражданской панихиде вспыхнул исторический спор: Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова  с Пушкиным. Из толпы революционно настроенной молодежи раздались  громкие голоса: "Выше! Выше!" Среди  оппонентов Достоевского наиболее энергичным был Г. В. Плеханов, революционер-народник и будущий первый теоретик марксизма  в России.

Информация о работе Биография Некрасова