Биография Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:37, биография

Описание

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных.

Работа состоит из  1 файл

Биография Некрасова.docx

— 23.85 Кб (Скачать документ)

Биография Некрасова 

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где  служил тогда его отец. Вскоре майор  Алексей Сергеевич Некрасов вышел  в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. В Грешневе он начал обычную жизнь мелкопоместного  дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотического характера, он не щадил своих подчиненных. Доставалось подвластным ему  мужикам, хватили с ним горя и  домочадцы, особенно мать поэта, Елена  Андреевна, женщина доброй души и  чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любившая детей, ради их счастья  и спокойствия, ради их будущего она  терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. 

Крепостническое самодурство  в те годы было явлением обычным, почти  повсеместным, но с детских лет  глубоко уязвило оно душу поэта, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне  и дворовые, но и любимая "русокудрая, голубоокая" мать поэта. "Это... было раненное в самом начале жизни  сердце,- говорил о Некрасове Достоевский,- и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". 

Но и от своего отца Некрасов унаследовал некоторые  положительные качества - силу характера, твердость духа, завидное упрямство  в достижении цели: 

Как требовал отцовский  идеал: 

Рука тверда, глаз верен, дух испытан. 

От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился и  охотничьей страстью, той самой, которая  впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком. Именно в  Грешневе завязалась глубокая дружба Некрасова с крестьянами, которая  питала потом его душу и творчество на протяжении всей жизни: 

Приятно встретиться  в столице шумной с другом 

Зимой, 

Но друга увидать, идущего за плугом 

В деревне в летний зной,- 

Стократ приятнее... 

Так писал Некрасов летом 1861 г. в Грешневе, куда он часто  наезжал после примирения с отцом. 

Ссора с ним произошла  по известному и весьма характерному поводу. Рано стал тяготиться Некрасов крепостническим произволом в доме отца, рано стал заявлять свое несогласие с отцовским образом жизни. В  Ярославской гимназии он уже целиком  отдался второй любимой страсти, унаследованной от матери,- литературе, театру. Юноша не только много читал, но и пробовал свои силы на литературном поприще. К моменту решающего  поворота в его судьбе у Некрасова  была тетрадь собственных стихов, написанных в подражание модным тогда  романтическим поэтам: 

Я отроком покинул  отчий дом 

(За славой я  в столицу торопился)... 

20 июля 1838 года шестнадцатилетний  Некрасов отправился в дальний  путь с "заветной тетрадью". Вопреки воле отца, желавшего  видеть сына в военном учебном  заведении, Некрасов решил поступить  в университет. Узнав о его  намерении, Алексей Сергеевич  пришел в ярость, отправил сыну  письмо с угрозой лишить его  всякой материальной поддержки  и помощи. Но крутой характер  отца столкнулся с решительным  нравом сына. Произошел разрыв: Некрасов  остался в Петербурге один, без  всякой поддержки и опоры. Началась  жизнь, совершенно не похожая  на жизнь обычного дворянского  сына. Будущий поэт сам избрал  для себя путь тернистый, типичный  скорее для бедного разночинца, своим трудом пробивающего себе  дорогу. Неудовлетворительная подготовка  в Ярославской гимназии не  позволила ему выдержать экзамен  в университет, но упорный Некрасов  определился вольнослушателем и  в течение трех лет посещал  занятия на филологическом факультете. 

"Петербургскими  мытарствами" называют обычно  этот период в жизни Некрасова.  И в самом деле, неудач было  слишком много: провал на экзаменах  в университет, разнос в критике  первого сборника подражательных, ученических стихов "Мечты и  звуки", полуголодное существование,  наконец, поденная, черновая работа  в столичных журналах, работа  ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно "хождение по мукам" формировало стойкий и мужественный характер, закалило поэта, а главное, открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, но только не в деревенском, а в городском, отходническом их быту. В поисках заработка на первых порах петербургской жизни частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой народ: торговали своими изделиями ремесленники и мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сел и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы, а одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, уже опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости. 

Литературный талант Некрасова подмечает издатель театрального журнала "Репертуар и пантеон" Ф. А. Кони. Не без его поддержки  юноша пробует силы в театральной  критике, но обретает некоторую популярность как автор стихотворных фельетонов ("Говорун", "Чиновник") и водевилей ("Актер", "Петербургский ростовщик"). В этих произведениях Некрасов ищет и подчас находит демократического зрителя и читателя. Увлечение  драматургией не проходит бесследно  и для его поэтического творчества: драматический элемент пронизывает  некрасовскую лирику, отражается в  поэмах "Русские женщины", "Современники", "Кому на Руси жить хорошо". В ходе этого духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим  учителем, перед кем смиренно "преклонял  колени". Поэт встретился с В. Г. Белинским  в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен  утопическим социализмом и клеймил  существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает  его возможности?.. Горе, тяжелое  горе овладевает мною при виде босоногих  мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного  извозчика, и идущего с развода  солдата, и бегущего с портфелем  под мышкою чиновника..." 

Сильно подействовали  на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую  долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном  опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем  видеть своего собрата, искренне сочувствовать  несчастьям и бедам народным, глубоко  любить "золотое народное сердце". Социалистические идеи пали на благодатную  почву, они нашли в душе поэта  самый прямой и прочувствованный отклик. Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности  своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота": 

Ты нас гуманно  мыслить научил, 

Едва ль не первый вспомнил о народе, 

Едва ль не первый ты заговорил 

О равенстве, о братстве, о свободе... 

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как  известно, вызвало стихотворение  Некрасова "В дороге" (1845). Прослушав  его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову: "Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!" 

Наряду с поэзией  Некрасов в эти годы пробует силы и в прозе. Особо выделяется его  незаконченный роман "Жизнь и  похождения Тихона Тростникова" (1843-1848), произведение во многом автобиографическое, связанное с "петербургскими мытарствами". Отдельные сюжеты и тематические мотивы этого романа Некрасов разовьет потом в поэзии - "Несчастные", "На улице", "О погоде", "Ванька", "Извозчик" и др. Белинский высоко ценил острый критический ум Некрасова, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и унаследованную от ярославцев деловитость и предприимчивость. Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Он собирает и публикует в середине 40-х годов два альманаха - "Физиология Петербурга" и "Петербургский  сборник". В них печатают очерки, повести и рассказы о жизни  столичной бедноты друзья Белинского и Некрасова, писатели передового образа мысли, сторонники "гоголевского", критического направления. 

В 1847 году в руки Некрасова  и его друзей (И. И. Панаева, Белинского, Тургенева) переходит журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией  П. А. Плетнева и теперь заново возрожденный. С журналом "Современник" будут  связаны лучшие русские 

писатели 40-60-х годов. При участии Некрасова Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И. А. Гончаров - роман "Обыкновенная история", Д. В. Григорович - повесть "Антон Горемыка", А. И. Герцен –  повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов", Белинский - поздние критические  статьи. 

Однако начавшийся к концу 40-х годов в России общественный подъем на самом его взлете подсекает  страшный удар. В феврале 1848 года вспыхивает революция во Франции, и перепуганный Николай I решает разом пресечь всякое "вольномыслие". Арестованы члены  кружка Петрашевского, подобная же участь угрожает Белинскому, но, как с горечью  писал Некрасов, "тут услужливо  могила ему объятья растворила". В стране начался один из самых  тяжелых периодов ее истории, получивший название "мрачное семилетие": 

Помню я Петрашевского  дело, 

Нас оно поразило, как гром, 

Даже старцы ходили несмело, 

Говорили негромко о нем. 

Так писал Некрасов в сатире "Недавнее время" о  трудных годах, которые переживала тогда и наша литература. Придирки цензоров доходили до нелепости: даже в поваренных книгах вычеркивалось  словосочетание "вольный дух". Случалось, что перед выходом  в свет "Современника" цензура  запрещала к публикации добрую треть  материала, и тогда Некрасову  приходилось проявлять невероятную  изобретательность, чтобы спасти журнал от катастрофы. Именно в 

этот период он совместно  с женой, А. Я. Панаевой, пишет два  объемных романа "Три страны света" и "Мертвое озеро", призванные заполнять запрещенные цензурой страницы журнала. В суровых условиях оттачивается мастерство Некрасова-редактора, его умение ловко обходить цензурные  препятствия. На своей квартире он устраивает еженедельные обеды, в которых, наряду с сотрудниками журнала, принимают  участие цензоры, волей-неволей смягчающие 

свой нрав в интимной обстановке да еще в кругу знаменитых литераторов. Использует Некрасов и  свои знакомства с высокопоставленными  людьми как член Английского клуба  и искусный игрок в карты. 

После смерти Белинского, в 1848 году Некрасов подключается к работе в литературно-критическом разделе  журнала. Его перу принадлежит ряд  блестящих критических статей, среди  которых выделяется очерк "Русские  второстепенные поэты" (1850), восстанавливающий  пошатнувшуюся в 40-е годы репутацию  поэзии. 

Великая заслуга  Некрасова-редактора перед русской  литературой заключается и в  том, что, обладая редким эстетическим чутьем, он выступал в роли первооткрывателя новых литературных талантов. Благодаря  Некрасову на страницах "Современника" появились первые произведения Л.Н. Толстого: "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Севастопольские  рассказы". В 1854 году по приглашению  Некрасова постоянным сотрудником "Современника" стал идеолог русской  революционной демократии Н.Г. Чернышевский, а затем литературный 

критик Н.А. Добролюбов. Когда в 1859 году произойдет исторически  неизбежный разрыв либералов с революционерами-демократами  и многие талантливые писатели либерального образа мысли уйдут из "Современника", Некрасов-редактор найдет новые писательские дарования в среде беллетристов-демократов и в литературном отделе журнала  увидят свет произведения Н. В. Успенского, Ф. М. 

Решетникова, Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, П. И. Якушкина, Г. И. Успенского и др. 

В 1862 году после петербургских  пожаров поднимается очередная  волна гонений на передовую общественную мысль. Распоряжением правительства "Современник" приостанавливается на восемь месяцев (июнь - декабрь 1862 года). В июле 1862 года арестован Чернышевский. В этих драматических условиях Некрасов предпринимает энергичные попытки  спасти журнал, а после официального разрешения в 1863 году печатает на страницах "Современника" программное произведение русской революционной демократии, роман "Что делать?" Чернышевского. 

В июне 1866 года, после  выстрела В. В. Каракозова в Александра II, власти вновь запрещают издание "Современника". Рискуя своей репутацией, во имя спасения журнала Некрасов решается на "неверный звук": он произносит в Английском клубе стихи, посвященные  О. И. Комиссарову, официально объявленному спасителем царя от покушения Каракозова. Но все эти отчаянные 

попытки спасти журнал остались безрезультатными и явились  предметом мучительных угрызений  совести и раскаяния. 

Только спустя полтора  года Некрасову удается арендовать у А. А. Краевского журнал "Отечественные  записки". С 1868 года и до самой  смерти Некрасов остается бессменным редактором этого журнала, объединяющего  прогрессивные литературные силы 70-х  годов. В редакцию "Отечественных  записок" Некрасов приглашает М. Е. Салтыкова-Щедрина  и Г. 3. Елисеева. В отделе беллетристики  печатаются А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, С. В. Максимов, Г. И. Успенский, А. И. Левитов  и другие писатели демократического лагеря. Отделом критики руководит  Д. И. Писарев, а после его смерти - А. М. Скабичевский и Н. К. Михайловский. Отдел публицистики ведут Г. 3. Елисеев  и С. Н. Кривенко. Журнал "Отечественные  записки" разделяет в 70-е годы славу запрещенного "Современника" и стоит в самом центре общественной и литературной борьбы. Деятельность Некрасова-редактора принадлежит  к числу самых ярких страниц  в истории русской журналистики. 

Информация о работе Биография Некрасова