Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Задачи исследования формулируются следующим образом:
1) определить понятие и основные компоненты внешней среды;
2) раскрыть ключевые подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой;
3) проанализировать влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Таким образом, объектом данного исследования выступает совокупность факторов внешней среды современной организации.
Предмет исследования образуют связи и зависимости между ключевыми факторами внешней среды и эффективностью организации.
Структура курсовой работы в целом отвечает цели и задачам данного исследования, включая в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой.
Во второй главе анализируются влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой ……………………………………………………………………

5
Понятие и основные компоненты внешней среды ……………...
5
Подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой ………………………………………………………………

10
Глава 2. Влияние факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации ………………………………………………

17
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список литературы …………………………………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

курс-внешняя-среда.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.2

Взаимосвязь свойств внешней среды

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность:

– большое число факторов;

– они не похожи друг на друга;

они в основном не меняются

Высокая неопределенность: 

– большое число факторов;

– они не похожи друг на друга;

они постоянно изменяются

Низкая Низкая неопределенность: 

– небольшое число факторов;

– факторы достаточно схожи;

они в основном не меняются

Умеренно высокая неопределенность:

– небольшое число факторов;

– факторы достаточно схожи;

они постоянно изменяются

 

      Для менеджера, не видящего и не понимающего, что вокруг его организации что-то происходит, степень неопределенности внешней среды будет минимальна. И наоборот, можно в простых ситуациях и действиях контрагентов видеть (пытаться видеть) какой-то скрытый смысл и т.д. В этом случае для человека, пытающегося расшифровать эти смыслы, степень неопределенности внешнего окружения будет высокой. Эта связь показана в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Связь между  свойствами внешней среды и информацией

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность

Информационная  перегрузка

Высокая неопределенность

Неизвестно, какая информация нужна

Низкая Низкая неопределенность

Известен  источник нужной информации, она доступна

Умеренно высокая неопределенность

Постоянная  потребность в новой информации

 

      Во взаимодействии «ВТВ-Стиль» с внешней средой на первый план (по влиянию на эффективность организации) выходят межорганизационные отношения. Ведь взаимодействие любой организации с внешней средой происходит не непосредственно, а через другие организации. Это очевидно в случае с деловым слоем окружения, но то же самое касается и остальных слоев. При этом «ВТВ-Стиль» вступает в межорганизационные отношения, руководствуясь различными поводами:

      1. Основания ad hoc. Отношения возникают в случаях, когда ранее их не было. Они связаны с какими-то единичными случаями – получение консультации, решение конкретного вопроса или задачи.

      2. Обменные основания. Организации вступают в отношения в основном для того, чтобы получать друг от друга разнообразные ресурсы. Это, как правило, отношения с поставщиками, кадровыми и информационными агентствами и т.д. Эти отношения чаще всего выражены в форме сделок, в которых каждая организация стремится получить максимальную выгоду. Обмен может быть как равноценный, так и неравноценный (между организациями, находящимися на разных властных уровнях).

      3. Формализованные соглашения. Организации, осознавая свою взаимозависимость, могут формализовать свои отношения с тем, чтобы упростить их и исключить элемент непредсказуемости. Хотя в основе – все равно обмен, но в результате соглашения он становится взаимовыгодным и стабильным.

      4. Подмандатность. Это причина действует тогда, когда возникает нужда в надорганизационном регулировании отношений. Организации вступают в отношения, руководствуясь установлениями регулятивных органов. Другими словами, их обязывают вступать в такие отношения. Примеры: отношения организации с налоговыми органами, Пенсионным фондом и т.д.

      Существует  общая закономерность – чем сильнее вмешательство государства в экономику, тем в большей степени основанием для межорганизационных отношений выступает подмандатность. Тем не менее, организация использует различные приемы установления межорганизационных отношений:

      1. Владение (слияние или покупка части или контрольного пакета акций другой организации).

      2. Стратегические союзы (заключение соглашений, создание совместных предприятий). Такой прием применяют, когда ориентация, физическое расположение или технологические возможности компаний взаимно дополняют друг друга, но владение или слияние по разным причинам неприемлемо.

      3. Кооптация. В члены организации включают персон, занимающих важное положение в существенных для интересов организации секторах (банкир, представитель поставщика и др.).

      4. Связи с общественностью (PR) и реклама. С помощью этого приема устанавливаются связи и отношения с организациями потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

      Стили взаимодействия организации  с внешней средой в данном случае характеризуются тем, что «ВТВ-Стиль» может по-разному взаимодействовать с внешней средой. Это зависит не только от объективных, но и от субъективных аспектов ее деятельности. К объективным можно отнести сочетание динамики и сложности внешней среды, информационную обеспеченность, количество и качество используемых ресурсов и технологий. К субъективным факторам, определяющим стиль «общения» с внешней средой, мы относим профессионализм и компетентность менеджмента, готовность организации идти на риск, систему внутриорганизационных отношений и организационную культуру.

      В таблице 2.4. представлены основные стили взаимодействия организации с внешней средой.

Таблица 2.4

Стили взаимодействия организации с внешней средой (ВС)

Стиль Характер поведения организации Степень зависимости от внешней среды Степень неопределенности
1 2 3 4
Оборонительный Организация нацелена на обеспечение своей стабильности в долгом периоде. Стремится к минимизации взаимодействия Минимальная Низкая
Реактивный Реагирование на изменения внешней среды в реальном времени, следование за ними Высокая Низкая и  умеренно низкая
Аналитический Подражание  на основе анализа, преобразования и адаптации элементов внешней среды к своей деятельности. Попытки смягчения или усиления действия различных факторов Средняя Умеренно низкая
Поисковый Концентрация  на инновациях и ориентация на изменения во внешней среде Средняя Умеренно высокая
Проактивный Организация стремится  сама влиять на внешнюю среду и  менять ее, приспосабливать для реализации своих целей Ситуативная Высокая
 

      Таким образом, особые факторы, определяющие стиль взаимодействия организации с внешней средой, – это ее миссия, стратегия и цели. С одной стороны, миссия и цели формулируются менеджерами, с другой – цели организации отражают объективный смысл ее существования. И здесь важно максимальное соответствие тех целей, которые сформулированы менеджерами и тех, которые заданы внешней средой – в первую очередь потребителями.

      Иными словами, правильно выбранный стиль  взаимодействия организации с внешней средой обуславливает ее успешное развитие, а неправильно – медленное угасание (или быстрое, в зависимости опять же от конкретного сочетания характеристик внешней среды, сложившегося в данный момент в данном месте).

Заключение

      Результаты  проведенного исследования позволяют сформулировать и обобщить ряд выводов, состоящих в следующем.

      Анализ  среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

      Успех организации решающим образом зависит  от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных, которые рассматриваются в данном исследовании.

      Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления – на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа человеческих отношений – на людях в организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.

      Вся система факторов внешней среды пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера; это показано в данной работе на примере предприятия ремонтно-строительного профиля – ООО «ВТВ-Стиль».

      Первой  проблемой при рассмотрении организации  как открытой системы является определение  внешней среды. Учет внешнего окружения  необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит  успех организации (например, потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов). Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы – силы прямого и косвенного воздействия.

      Комплексное воздействие всех факторов внешней  организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы и философии управления, можно отнести следующие:

  • структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;
  • усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;
  • «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;
  • инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;
  • стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;
  • управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

Список  литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-IV. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 528 с.
  2. Барков С.А. Теория организации (институциональный подход): Учеб. пособие для студ. вузов / С.А. Барков; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: КДУ, 2009. – 295 с.
  3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 420 с.
  4. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 214 с.
  5. Белый М., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 4. – С. 79-82.
  6. Богдан Н.Н. Управление социальным развитием организации: теория и практика: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – 282 с.
  7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2005. – 860 с.
  8. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с.
  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
  10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., перерераб. и доп. – М.: Юнити, 2004. – 499 с. – (Золотой фонд российских учебников).
  11. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 351 с. – (Вузовский учебник).
  12. Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 591 с.
  13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Новое знание, 2001. – 142 с.
  14. Климов А. Внешняя среда и стратегическое управление // Босс. – 2000. – №9. – С. 58-61.
  15. Костюченко В.В., Крюков К.М., Кудинов О.А. Менеджмент строительства: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 445 с.
  16. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 174 с.
  17. Петрушко И.Н. Внутренняя, внешняя среда организации. Социальная ответственность: Учеб. пособие по курсу «Теория организации» для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / И.Н. Петрушко; Моск. энерг. ин-т (техн. ун-т). – М.: Изд-во МЭИ, 2004. – 23 с.
  18. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003. – 374 с.
  19. Управление проектами в условиях кризиса: Учеб. пособие / Под ред. Р.Ф. Дурицыной. – Благовещенск: ПКИ «Зея», 2000. – 459 с.
  20. Шкардун В., Кусик А., Ушанов А. Внешняя среда и выбор маркетинговой стратегии фирмы // Маркетинг. – 2000. – № 4. – С. 26-32.
  21. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2002. – 831 с.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации