Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Задачи исследования формулируются следующим образом:
1) определить понятие и основные компоненты внешней среды;
2) раскрыть ключевые подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой;
3) проанализировать влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Таким образом, объектом данного исследования выступает совокупность факторов внешней среды современной организации.
Предмет исследования образуют связи и зависимости между ключевыми факторами внешней среды и эффективностью организации.
Структура курсовой работы в целом отвечает цели и задачам данного исследования, включая в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой.
Во второй главе анализируются влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой ……………………………………………………………………

5
Понятие и основные компоненты внешней среды ……………...
5
Подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой ………………………………………………………………

10
Глава 2. Влияние факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации ………………………………………………

17
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список литературы …………………………………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

курс-внешняя-среда.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

      Наконец, анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

      Таким образом, изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

      Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде  и в большинстве случаев не имеет специфического характера  применительно к отдельно взятой организации. Но степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано как с различиями в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций. 

  1. Подходы к  изучению взаимодействия организации  с внешней средой

      В. Шкардун, А. Кусик, А. Ушанов10 выделяют целых три методологических уровня исследования возможных изменений внешней среды, влияющих на деятельность компании: микро-, макро- и мегауровень. Объектом исследования на мегауровне является ряд глобальных процессов, которые способны серьезно нарушить экономическое равновесие. К их числу следует отнести функционирование мирового рынка энергоносителей, мирового рынка капиталов, мировой банковской системы и глобального обмена товарами и услугами. Необходимость учета глобальных процессов обусловлена тем, что экономические успехи компании, работающей на рынке некоторого государства, во многом зависят от того, насколько национальная стратегия развития этого государства и стратегия развития компании соответствуют глобальным тенденциям, формируемым мировым рынком в целом.

      На  оставшихся двух уровнях ключевым объектом исследования является та или иная страна или группа стран, функционирование их политических, экономических и социальных структур. При этом на макроуровне рассматриваются такие факторы внешней среды, которые касаются всех субъектов, действующих на рынке страны: выявляются, анализируются и оцениваются наиболее важные характеристики страны (политические, экономические, социальные), определяются слабые места и возможные действия правительства по их устранению. Исследования на данном уровне заканчиваются формированием набора критических событий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые могут повлиять на силу проявления внешних факторов.

      На  микроуровне выявляются факторы внешней среды, касающиеся только отдельно взятого субъекта. При этом проводится анализ того, как выявленные на макроуровне критические события могут повлиять на интересы конкретных компаний, на их производственные, управленческие характеристики, какие потери они понесут и какие выгоды приобретут при наступлении этих критических событий.

      Отдельно  взятая фирма в процессе управления, как правило, сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, и выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы11.

      Тем не менее, вне зависимости от подхода, авторы придают факторам внешней  среды огромное значение. Так, американский экономист Э. Элбинг еще в 1974 г., в  преддверии прошлого мирового экономического кризиса, писал: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации»12. Менеджеры должны выявлять существенные факторы в окружающей среде, находить способы реагирования на внешние воздействия. Организации должны приспосабливаться к среде, чтобы действовать эффективно. На наш взгляд, сказанное очень актуально для современных российских организаций, действующих в условиях кризиса.

      Отсюда, безусловно, то внимание, что уделяют  исследователи и практики менеджмента  конкретным формам и методам анализа внешней среды организации и отдельных ее составляющих.

      И.Н. Герчикова первостепенное значение придает анализу рыночных отношений, хозяйственных связей фирмы и общеэкономических факторов. При этом рынок закономерно трактуется ею как «…одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарообмена, характеризующуюся определенной системой конкретных экономических отношений между продавцом и покупателем»13.

      Под несколько иным углом зрения рынок  может рассматриваться и как  «…определенная совокупность покупателей, самостоятельно определяющих каждый для себя предельную полезность того или иного товара и обладающих определенной покупательной способностью, и производителей»14.

      Но  при каждом из этих подходов основными  элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена15. Соотношение между спросом и предложением, с одной стороны, оказывает непосредственное воздействие на формирование уровня цен, а с другой – колеблется в зависимости от динамики рыночных цен.

      Результатом анализа рыночных отношений у И.Н. Герчиковой является оценка потенциальных возможностей фирмы и ее позиций на конкретном рынке или его сегменте. Этот результат сопоставляется с производственными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами фирмы и оценивается эффективность деятельности фирмы на конкретном рынке16.

      Анализ  хозяйственных связей фирмы предполагает выяснение характера ее отношений с поставщиками материально-технических и трудовых ресурсов (они, как факторы непосредственного внешнего окружения организации, рассматривались выше), с финансовыми организациями и профсоюзами17.

      Отношения с финансовыми  институтами – кредиторами или инвесторами – это факторы прямого воздействия. Потенциально к ним относятся банки, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации, программы федеральных учреждений по предоставлению займов. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование. Вместе с тем, чем лучше финансовое положение компании, тем благоприятнее для нее условия кредитования.

      Отношения с профсоюзами  – важный внешний фактор при принятии решений во внутренней среде фирмы. Так, в США профсоюзы представляют интересы примерно 17% американских работников, включая рабочих, служащих в розничной торговле и др. Предприниматели в некоторых отраслях промышленности в обязательном порядке ведут переговоры с профессиональными союзами и подписывают с ними договор о найме работников, поскольку именно профсоюзы берут на себя роль поставщиков рабочей силы. Такими договорами определяются, в частности, порядок увольнения, понижения в должности, перевод на другую работу работников, а также регулируются нормативы производительности труда, определяются виды стимулирования труда, способы и средства обучения работников.

      В контексте анализа общеэкономических факторов одним из важнейших во внешней среде является развитие научно-технической революции на ее новом этапе, поскольку на ее основе происходит разрушение старых отраслевых связей внутри стран и в интернациональном масштабе, возникают принципиально новые технологические процессы, происходит структурная перестройка экономики применительно к требованиям НТР. Это достигается путем снижения барьеров на путях межотраслевого и межрегионального переливания капитала, стимулирования наиболее перспективных производств, финансово-кредитного, административно-правового содействия развитию НИОКР и скорейшему внедрению их результатов в производство.

      Анализ состояния экономики своей или интересующей зарубежной страны предполагает предварительное ознакомление с общими сведениями о стране и изменениях, которые происходят в факторах внешней среды, а именно:

      – в численности населения, наличии и использовании национальных ресурсов;

      – в государственном устройстве;

      – в денежной системе, валютном положении страны;

      – в уровне жизни населения, социально-культурных условиях развития.

      Для анализа состояния экономики  используются такие основные показатели, как объем капиталовложений в обновление и расширение основного капитала отдельной отрасли или экономики в целом, индексы производства (отгрузок продукции) по отраслям, объем выпуска продукции, запасы товаров, поступление и портфель заказов у отдельных фирм и по отрасли в целом и др.

      Анализ предпринимательского климата исходит из того, что активность предпринимательской деятельности характеризуется появлением на рынке новых рыночных проектов, интенсивным потоком инноваций, массовым межотраслевым переливом капиталов, повышением инвестиционного спроса и т.д. На степень активности предпринимательской деятельности оказывают воздействие как регуляторы рынка – свобода предпринимательства, конкуренция, факторы развития рынка, так и многие другие факторы, относящиеся к механизму регулирования предпринимательской деятельности, которые либо способствуют, либо препятствуют созданию благоприятного климата18.

      Обзор известных точек зрения и научных  подходов по означенной проблеме позволяет полагать анализ внешней среды организации системным процессом. Появление термина «системный анализ» и формирование его методологии чаще всего связывают с работами консультативной организации «Корпорации RAND» (от англ. «research and development» – «исследование и усовершенствование»)19. Наряду с физиками и математиками, которые составляли основу групп исследования операций, в работах участвовали экономисты, инженеры, психологи, социологи, биологи и юристы. Именно здесь появились ученые, которые, в отличие от «специалистов», именовались «дженералистами» (от англ. general – общий). Имея широкий кругозор, дженералисты могли возглавить анализ сложных проблем и обеспечить объединение усилий специалистов разного профиля, их взаимопонимание. Накопление опыта таких комплексных, многопрофильных групп подтвердило эффективность их деятельности при разрешении проблем взаимодействия организации с внешней средой.

      Системный анализ состоит в последовательности логических операций, направленных на раскрытие содержания выделенных элементов системы и связей между ними, расчленение единого целого и познание его противоречивых частей. В то же время особенность системного анализа в том, что он использует формализацию и символизацию логических процедур, способствуя эффективному решению конкретных задач по учету влияний и управлению внешней средой организации.

      Механизм  отношений с внешней средой в совокупности с внутренним механизмом управления организацией дает то единое целое, которое Э.А. Смирнов именует термином «организационная система» (ОС)20. Внешние отношения реализуются путем выполнения представительских функций руководителем компании и работой с контрагентами. Для успешного выбора контрагентов на мировом рынке современные коммерсанты должны обладать информацией о технологической, организационной, экономической, правовой и социальной сторонах деятельности фирмы.

      Итак, изученные источники свидетельствуют: в зависимости от отраслевой принадлежности организации анализ и взаимодействие с ее внешней средой могут иметь определенную специфику. Особенно наглядно это проявляется в сфере туризма (как внешняя среда туризма, прежде всего рассматривается социальная сфера, утверждает Н.И. Кабушкин21), а также в тех или иных вариантах развития строительного производства (они разрабатываются на основе сформулированной миссии и целей, а также проведения не только внешнего, но и внутреннего анализа; это стратегические альтернативы действий строительного предприятия в будущем).

      При этом современная управленческая парадигма  предполагает развитие представлений об организациях органического типа, в наибольшей степени соответствующих динамичным условиям современного рынка22. Такая организация характеризуется способностью адаптироваться к изменениям внешней среды с сохранением своих свойств и функций. Согласно современным представлениям такая способность формируется не столько подавлением отклонений состояния организации (статическая стабильность), сколько возможностью его изменения в некотором диапазоне (динамическая стабильность).

Глава 2. Влияние факторов внешней среды

на  эффективность организации  в условиях глобализации

      Изучение  теоретических аспектов взаимодействия организации с внешней средой позволяет нам на данной стадии исследования под внешней средой организации понимать совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации